Круглый стол с руководителями мозырских рынков

«Наша задача — удовлетворить
требования покупателей»

На прямой линии газеты «Жыццё Палесся» собрались представители сферы торговли: начальник отдела торговли и услуг райисполкома Раиса Григорьевна Мартинович, директора мозырских рынков и мини-рынков  Тамара Владимировна Сидоренко («Привоз»), Руслан Григорьевич Туровец (заместитель директора рынка «ИстПал»), Алексей Анатольевич Гращенко («Славянский»), Владимир Владимирович Пелешок (авторынок «ИстПал-Прогресс»), Александр Владимирович Куксо («Исток»). К сожалению, на встречу не пришли директора рынков «Натали» Валерий Викторович Мусатов и «Марина» Мария Филипповна Курносенко.

Круглый стол рынки1

Встреча задумывалась как прямая линия, однако за два часа поступило всего два читательских звонка. Что ж, возможно, у жителей города нет претензий к мозырским рынкам, и это радует. Так что вместо прямой линии мы провели своеобразный «круглый стол». Для руководителей рынков и начальника отдела торговли и услуг эта встреча стала хорошей возможностью обсудить насущные вопросы и попытаться найти пути их решения.

«Исток» себя оправдает

А.В.Куксо: «На рынке «Исток» расположено 11 торговых объектов. Желающих торговать на этом рынке очень много, звонки поступают почти каждый день. У меня такой вопрос к  руководителю отдела торговли и услуг: планируется ли расширение территории рынка «Исток»? Со своей стороны мы можем гарантировать привлечение на рынок брендовых марок Полесского региона. Другое дело, что рынок требует существенной модернизации, сейчас там нет даже элементарных вещей: санузла, водоснабжения, канализации. Строительством и расширением будем заниматься мы сами, учитывая пожелания предприятий, готовых представить свою торговую марку у нас на рынке. Будут максимально учтены требования зонального центра гигиены и эпидемиологии, всех контролирующих органов, а также пожелания продавцов относительно комфорта. Считаем, что создать людям достойные условия труда – это наша первоочередная задача. Рынок  очень хороший, доступный, но время не стоит на месте. Хотя не так-то просто согласовать проектно-сметную документацию».

начальник отдела торговли и услуг Мозырского райисполкома Раиса Григорьевна МартиновичР.Г.Мартинович: «Мы будем только приветствовать расширение, благоустройство рынка «Исток». Надо сказать, что при бывшем руководителе рынка было много проблем: он был слабоохраняем, неоднократные проверки выявляли нарушения санитарного законодательства. Надеюсь, у рынка есть перспективы развития, а у нас – надежды на улучшение качества обслуживания населения микрорайона Железнодорожный. Совхоз-комбинат «Заря» в своем обращении в отдел торговли и услуг инициировал предложение  расширить свой фирменный магазин на рынке «Исток». Вам как нынешнему руководителю необходимо обратиться в отдел архитектуры и строительства для согласования эскизного проекта и других документов для оперативного вынесения на градостроительный совет. Предполагаю, что положительное решение по приведению в эстетичный вид рынка «Исток» будет принято.

К сведению: распоряжением Мозырского райисполкома в районе прилегающей территории к рынку «Исток» установлены места для реализации плодоовощной продукции. В течение 2013 года отделом торговли и услуг на прилегающей территории рынков  «Славянский», «Привоз», пл. Ленина проводились расширенные сельскохозяйственные и рыбные ярмарки с участием организаций агропромышленного комплекса, торговли, индивидуальных предпринимателей Мозырского района и регионов Гомельской области. Будем надеяться, что очередная сельскохозяйственная ярмарка пройдет в микрорайоне  Железнодорожный  и порадует жителей».

А.В.Куксо: «Думаем, нужно организовывать выездную торговлю, да и районные власти явно не будут против того, чтобы рынок располагал территорией для проведения ярмарок, выставок. Мы верим в наш рынок, в его будущее, верим, что покупатели станут активнее, будут не только предъявлять претензии, но и высказывать дельные предложения, как улучшить и разнообразить нашу работу. Мы хотим двигаться вперед и приносить пользу. Пользуясь случаем, хочется поблагодарить руководство района, отдел торговли и услуг и, в первую очередь, Раису Григорьевну: она очень внимательно относится к нашим проблемам,  и ее двери всегда открыты для нас.

Не могу не передать вопрос от предпринимателей и жителей микрорайона  Железнодорожный: можем ли мы ожидать, что Мозырский деревообрабатывающий комбинат, это некогда градообразующее предприятие с колоссальными перспективами, наконец-то заработает, и микрорайон будет гораздо активнее развиваться?»

Р.Г.Мартинович: «Мозырский ДОК курирует отдел экономики, но я владею данным вопросом. По указу Президента сейчас на Мозырском деревообрабатывающем комбинате проходит активная модернизация, ведутся работы по вводу в эксплуатацию цеха изолирующих древесноволокнистых плит. Такие плиты производятся всего лишь на 1-2 предприятиях в мире. Продукция будет востребована практически во всех сферах: строительстве, сельском хозяйстве и т.п. ДОКу была предоставлена господдержка, ведутся закупка импортного оборудования и строительство новых цехов. Каждую неделю на базе предприятия проходят рабочие группы. Вопрос о вводе в эксплуатацию нового цеха находится на контроле у первого заместителя  премьер-министра РБ Владимира Семашко. Так что перспективы у данного предприятия очень хорошие».

«Молодому микрорайону нужно больше торговых точек»

Р.Г.Мартинович: «В адрес руководства рынка «Славянский» поступает немало вопросов. Микрорайон 4а достаточно молодой, здесь на сегодня не много торговых объектов, а план застройки на 2013 год не предусматривает ввод новых торговых объектов для продовольственной и промышленной групп товаров. В перспективе строительство торговых объектов планируется ЧТУП «Припятский Альянс», СООО «ИТОРА» (г.Минск), ЧУП «Мозырские молочные продукты» и др. Следовательно, в настоящее время  удовлетворить спрос покупателей на товары ежедневного спроса – первоочередная задача. Хочу также обратить ваше внимание на предоставление торговых площадей для фирменных сетей предприятий-производителей Гомельской области».

А.А.Гращенко: «Торговых площадей  действительно  сейчас не хватает.  Рынки выступают за то, чтобы открывать новые торговые места, ведь сейчас белорусские предприятия-производители планируют расширять свои торговые сети. Желающих торговать хватит на все рынки, так что с уверенностью скажем, что мы не конкуренты, а коллеги».

Р.Г.Мартинович: «До 2016 года нам необходимо ввести в пользование 24000 кв.м торговых площадей при нормативе 600 кв.м на 1000 жителей. Обеспеченность посадочными местами в общедоступной сети общественного питания Мозырского района составила на сегодняшний день 35 мест при нормативе до 2016 г. 43 места на 1 тыс. чел. Для выполнения данного норматива необходимо ввести в эксплуатацию 1480 посадочных мест. Строительство новых объектов, реконструкция имеющихся, модернизация – наша первоочередная задача.

По рынку «Славянский» к нам не-однократно обращались индивидуальные предприниматели, которые хотят организовать возле своих павильонов посадочные места, чтобы была возможность предложить покупателям квас, чай, пирожные. Однако на рынке все очень компактно, свободного места для этих целей практически нет. Как вы видите решение данного вопроса? Ведь комфортность обслуживания – основная наша с вами задача».

А.А.Гращенко: «Должен сказать, что иногда предприниматели многое недоговаривают. Например, под видом «чая и пирожных» хотят продавать разливное пиво. Но не хотелось бы, чтобы такие павильоны соседствовали, например, с рядами, где продается детское питание. Поэтому мы отказываем в установке посадочных мест, так как конкретно знаем, что там будет продаваться. А то некоторые предприниматели думают так: «Главное, чтобы нам разрешили, а там уже будем делать, что хотим». У нас, к слову, пивное предприятие хотело большую палатку поставить. Отказали, хотя площадь позволяет. Ведь рядом бульвар, а там гуляют мамы с малышами».

Р.Г.Туровец: «У нас есть печальный опыт установки таких палаток. Это и валяющиеся пустые бутылки, и мусор, и драки. Если открывать места, где будут продавать спиртное и пиво, то нужно, чтобы владелец нес ответственность за порядок на этой территории. Ведь культура пития у нас, к сожалению, хромает».

«Нужно, чтобы в городе было
больше хороших специалистов-автослесарей»

В.В.Пелешок: «На сегодняшний день у нас три основных вида деятельности: торговля запчастями и аксессуарами для автомобилей, диагностика технического состояния автомобилей перед прохождением техосмотра и станция техобслуживания, включающая практически все виды работ. В этом году начал функционировать цех компьютерной диагностики. Мы приобрели дорого-стоящее оборудование, работает толковый специалист. Надо сказать, что на сегодняшний день очень большая проблема с кадрами. Лично я считаю, что Мозырь – большой город, тем более, что здесь присутствует практически весь модельный ряд автомобилей мира. Нужны автослесари с высоким уровнем квалификации, а их не хватает. Вообще,  эта работа требует от человека призвания и постоянного стремления повышать свой профессиональный уровень. Простой пример: в автомобиле в общей сложности порядка 17 км проводов, и с ними надо уметь разобраться. У нас нет ни одной СТО узкого направления, например, «Рено», «Ауди», «Мерседес»: заниматься одним модельным рядом будет невыгодно, поэтому станции универсальные, а значит, и специалисты должны иметь опыт ремонта автомобилей различных моделей. Мы сейчас пробуем идти таким путем: берем автослесарей-практикантов из училищ, чтобы затем лучших из них пригласить на постоянную работу. Было бы хорошо, например, организовывать курсы со специалистами из Минска, чтобы повышать квалификацию автослесарей в городе. Но ведь проблема и в том, что, набравшись опыта и став высококлассными специалистами, работники спешат уехать на работу в столицу или  за рубеж. Надо сказать, что текучки у нас практически нет. Костяк коллектива – люди, работающие уже достаточно долго».

Р.Г.Мартинович: «Проблема с профессиональными кадрами сейчас, к сожалению, касается не только сферы автоуслуг. Но, думаю, вы в ее решении на правильном пути. Растить специалистов самим – это лучший выход в сложившейся ситуации. К слову, по такому пути идет предприятие «Евроторг», которое приглашает учащихся колледжей, училищ, вузов на производственную практику в магазины «Евроопт», лучших практикантов по окончании учебы принимают на работу, и, как правило, заведующие в дальнейшем гордятся своими воспитанниками».

В.В.Пелешок: «Еще одна проблема – если раньше торговля запчастями шла только по выходным, то теперь ежедневно. Было бы неплохо открыть на авторынке точку общепита, ведь на техосмотр сегодня приезжает порядка 50 автомобилей в день, есть очереди, и хорошо, чтобы у людей была возможность перекусить. Да и персонала у нас работает около 50 человек, им тоже необходимо  горячее питание».

Р.Г.Мартинович: «Как руководитель рынка вы правильно поднимаете эту проблему. В настоящее время вопрос организации питания рабочих и служащих решается различными способами. Наиболее рациональный и цивилизованный подход – работа объектов общественного питания в непосредственной близости к рабочим местам. В рамках исполнения поручений, изложенных в постановлении Совета Министров Республики Беларусь «О создании условий для питания работников в организациях», нам необходимо развивать сферу общественного питания и создавать комфортные условия покупателям рынка и работающим. В отдел торговли и услуг обращались индивидуальные предприниматели с просьбой посоветовать, где можно открыть заведение общепита. При наличии помещения объект будет введен в эксплуатацию незамедлительно. На открытии перережем ленточку вместе».

В.В.Пелешок: «Пользуясь возможностью, хочу пригласить всех автолюбителей на наш рынок. Мы выполняем все виды ремонта, электротехнические работы. Компьютерную диагностику проводит компетентный специалист, которого мы сами «взрастили». Есть программы по всему модельному ряду – не только европейскому, но и азиатскому,  и другим. На сегодняшний день у нас есть хорошая услуга: если к нам обращаются с целью ремонта, а еще предстоит техосмотр, то мы ремонтируем автомобиль, затем проходим техосмотр без участия клиента. Если что-то не так, то на месте и ремонтируем. Для клиента это очень удобно: не нужно стоять в очередях – экономия личного времени».

Рекламируйте свою продукцию!

Р.Г.Мартинович: «Хочется обратить внимание на такую, казалось бы, небольшую проблему. Раньше на каждом рынке города работали радиорубки, благодаря которым была возможность более оперативно донести информацию до продавцов, предпринимателей и покупателей. В настоящий момент, насколько мне известно, радиорубка есть только на рынке «Привоз». Отсутствие радиорубок препятствует ознакомлению с изменениями в законодательной базе, принятыми Министерством торговли. Что необходимо для устранения этого недостатка?»

Р.Г.Туровец: «На рынке «ИстПал» уже подобрали помещение под новую радиорубку. Начал работать сайт «ИстПала», на котором можно посмотреть план рынка, все его торговые точки, информацию о свободных местах, стоимости аренды. Здесь предприниматели могут разместить свою рекламу. Как вариант – в будущем можно будет сделать так, чтобы информация сайта выходила на электронное табло. В ТЦ «Малининский» есть большой монитор, где предприниматели, которые работают на рынке, размещают свою рекламу».

Р.Г.Мартинович: «К слову, о сайтах. На сайте Мозырского райисполкома можно ознакомиться со многими интересующими предпринимателей, юридических лиц вопросами, а также с изменениями, дополнениями в действующем законодательстве, приказами Министерства торговли. Такую  информацию  необходимо  доводить  до  предпринимателей.

Также хотелось бы сказать о рекламе некоторых видов товаров. По поручению Министерства торговли мы проводили мониторинг по поддержке в реализации товаров отечественных производителей кондитерских изделий – «Спартак» и «Коммунарка». На рынках в основном представлены российские и украинские марки. Обратились к одному из индивидуальных предпринимателей рынка «Натали» с вопросом, почему у него в продаже нет белорусского ассортимента кондитерских товаров.

Предприниматель ответил, что ему все привозят сами поставщики-агенты, а большего и не надо. Но знает ли он, что есть оптовая база ОАО «Сахарторг» в г.Мозыре, которая отпускает кондитерские изделия по ценам предприятия-изготовителя? Данную информацию хотелось бы регулярно доносить до предпринимателей через информационные службы рынков, интернет-ресурсы».

А.А.Гращенко: «А почему от предприятий-изготовителей не поступает ни одного звонка? Думаю, достаточно даже факса с подробной информацией о товарах, нам несложно разместить ее на стендах рынка. О базе «Сахарторга» нам известно, однако надо заметить, что у маркетологов белорусских кондитерских предприятий в этом плане есть существенные недоработки. Они обижаются, что «склады забиты», хотя сами ничего делать не хотят. Ино-странные производители присылают своих торговых представителей, а «Спартак» и «Коммунарка», видимо, ждут, что предприниматели сами к ним приедут. Так что пусть производители обращаются к рынкам, мы будем только «за».

Р.Г.Мартинович: «Потребительский рынок продолжает активно развиваться, принимаются меры для улучшения качества жизни населения. Торговая отрасль остается одной из ведущих в народном хозяйстве. Товарооборот и улучшение торговой структуры являются показателем повышения благосостояния людей.

Штатная численность сотрудников склада ОАО «Сахарторг» не располагает торговыми агентами, заявки необходимо подавать непосредственно самим покупателям, а доставку товара осуществляет продавец собственным транспортом. Я свяжусь с представителями склада ОАО «Сахарторг» в г.Мозыре, передам ваше предложение, контакт в ближайшее время будет налажен».

Чтобы покупатель остался довольным

– Какие еще мероприятия проводятся на рынках, чтобы удовлетворить спрос покупателя? Насколько заинтересованы в этом предприниматели?

Т.В.Сидоренко: «Для начала хотим пригласить предпринимателей к нам торговать. На рынке «Привоз» в мясном павильоне есть свободные места, оборудованные холодильными камерами. Будем рады сотрудничеству с мозырскими производителями. Надо также поблагодарить отдел торговли и услуг райисполкома за регулярную организацию сельскохозяйственных ярмарок. Это хорошее подспорье для тех, кто не имеет своих приусадебных участков».

А.А.Гращенко: «Организация сельскохозяйственных ярмарок – дело ответственное и нелегкое, но оно себя оправдывает. Прежде всего, наша задача – удовлетворить спрос покупателя, чтобы ему было удобнее получать качественный товар. Производителям сельскохозяйственной продукции нужно активнее бороться за рынок. Например, продавцы строительных материалов часто организуют бесплатную доставку товара к дому заказчика. Почему бы так не поступать и продавцам сельхозпродукции?»

Р.Г.Мартинович: «Жителями ул. Малинина недавно поднимался вопрос о недостаточном количестве машиномест на парковке у рынка «ИстПал». Как решается данная проблема?»

Р.Г.Туровец: «Такая проблема действительно существует, особенно в выходные. У нас большой рынок и очень много продавцов, предпринимателей. Стоянка и парковка на 30% занята теми, кто торгует. А вот покупателям припарковаться негде, приходится оставлять транспорт чуть ли не возле 16-этажки и идти пешком. Вместе с предпринимателями мы собрались за своеобразным «круглым столом», чтобы посовещаться, как найти выход из ситуации. Сейчас проблема частично решена: на платной стоянке по ул.Малинина нам выделили место, где продавцы и предприниматели могут с 8.00 до 16.00 за символическую плату оставить свои автомобили. На парковке появилось больше свободных мест. Но проблема все же остается, и мы планируем расширить площадь парковки. У строящегося Торгового центра тоже будет большая автостоянка. Была проблема с тем, что жители близлежащих домов использовали для парковки место у рынка. Помощь в этом плане нам оказывает ГАИ».

О претензиях

– Как на рынках решаются конфликты между продавцом и покупателем?

Р.Г.Мартинович: «Хотелось бы, чтобы в отдел торговли и услуг поступало как можно меньше необоснованных обращений. Многие конфликты между продавцом и покупателем должны решаться на месте. При необходимости в спорной ситуации покупатель должен оставить, прежде всего, свой отзыв в книге замечаний и предложений. У покупателя как подтверждение о совершенной покупке должен быть на руках кассовый чек или отрывной талон».

Р.Г.Туровец: «Однако бывают и оскорбления, несправедливые упреки в адрес администрации рынка. Надо отметить, что согласно постановлению Совета Министров за сделки между продавцом и покупателем администрация рынка ответственности не несет. Но никто не застрахован от ошибок, да и покупатель сейчас непростой, с претензией. И, если в нашей компетенции разъяснить человеку, как ему нужно действовать в конфликтной ситуации, мы никогда не откажем. Ведь нужно же бороться за имидж рынка».

___________________

Иосиф Валентинович поинтересовался, как формируются цены на продукты питания на различных торговых объектах. Почему в одном магазине хлеб дороже, а в другом дешевле? Откуда такие подорожания продуктов?

Раиса Григорьевна попросила пенсионера оставить свой контактный телефон, чтобы связаться с ним чуть позже и дать ему подробную раскладку по ценам.

Р.Г.Мартинович: «На социально значимую группу товаров предельные отпускные цены установлены государством. Торговые надбавки также фиксированы. И если поднимается отпускная цена у предприятия-изготовителя, то в магазинах она тоже, соответственно, растет, для оперативного продвижения товара предприятия торговли ограничивают торговые надбавки до минимума (овощи, фрукты)».

Галина Ивановна, инвалид II группы, хотела знать, почему с физических лиц, торгующих продукцией с собственного подворья, на рынке «ИстПал» не берут арендную плату, а на рынке «Натали» – берут.

Р.Г.Мартинович: «Решение принято администрацией рынка «Натали». В индивидуальном порядке разрешим данный вопрос с директором рынка «Натали» Валерием Викторовичем Мусатовым. Я уверена, что он пойдет навстречу инвалидам. Что касается рынка «ИстПал», то это решение дирекции рынка: с пожилых людей старше 60 лет и инвалидов плату за место не брать, но только в том случае, если они торгуют небольшим количеством продукции с приусадебного участка».

А.А.Гращенко: «На рынке «Славянский» при наличии свободных мест у инвалидов II группы тоже есть возможность поторговать без арендной платы».

Елена МЕЛЬЧЕНКО.
Фото Александра СОЛОДКОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *