«Желтуха» светских новостей

zheltayaЖелтая пресса — массовая культура или журналистская грязь, щедро выливающаяся на читателя?

Когда-то такое понятие, как желтая пресса, простому обывателю было незнакомо. Люди зачитывались «Литературной газетой», «Известиями», а также другими изданиями, в которых даже самый требовательный читатель вполне мог найти для себя так называемую интеллектуальную статью.

Времена меняются: изменился и рынок средств массовой информации. Можно сказать, что газеты и журналы стали «подстраиваться» под читателя, который, как утверждают специалисты, исследующие СМИ, превратился в весьма непритязательного любопытного субъекта, с удовольствием «поглощающего» подробности личной жизни знаменитостей. Многие считают, что феномен желтой прессы — великое зло, для борьбы с которым нужно изобретать интеллектуальное оружие. Другие, наоборот, утверждают, что благодаря «желтизне» в печатных изданиях газеты и журналы стали свободнее, интереснее, желаннее и… нужнее, нежели «бумажные произведения» серьезных журналистов. Так нужна ли желтая пресса, распространяющая самые страшные слухи? Сегодня мы рассуждаем о том, так ли ужасно быть читателем желтой газетенки…

Юлия ПрашковичЮлия  ПРАШКОВИЧ

Прежде всего, хотелось бы обозначить мою позицию на тему газетной «желтизны»: не вижу ничего плохого в существовании желтых газет и журналов. Сейчас объясню почему.

Давайте согласимся, что одним из самых характерных признаков подобных материалов является специфика их взаимодействия с аудиторией, ведь желтая пресса ориентируется на читателя, которому нужно дать развлекательную информацию, не приглашая к размышлению. То есть если человека интересует узкоспециальная информация, например, о том, как ухаживать за посаженными на дачном участке овощами, он, что вполне естественно, купит себе журнал садовода. Точно так же девушка, страдающая шопоголизмом, вряд ли почерпнет для себя что-то интересное в российском «Обозревателе». Скорее, ее привлечет красочный «Гламур», «Космополитен» и другие подобного типа «глянцы». Если же читатель хочет легкости, интересных подробностей и удивительных фактов, имеющих место в жизни тех или иных знаменитых людей, он вполне «поведется» на статью с желтым заголовком типа «Перед своей смертью ХХХ признался жене в своей длительной связи с ХХХ». Мы, люди, — существа любопытные, порой не замечающие бревно в своем глазу, но до умопомрачения интересующиеся соринкой в красивых глазах своего кумира. Нет ничего плохого в том, что «желтые» журналисты осуществляют желание основной общественной массы, время от времени «подбрасывая» на первые полосы самый «вкусный» и «жирный» «инфокусок». Для примера: простого обывателя вряд ли заинтересует, что победительница «Евровидения-2013» — обладательница сильного вокала. То, по скольку часов в день она репетировала перед большим концертом, читатель пропустит, в то время как история о ее личной жизни вызовет большой резонанс. А, если журналист приправит ее «литературным перцем» вроде «секретов, которые девушка раскрыла только нашему изданию», покупателей и за уши не оттянешь от газетного павильона.

…Что и говорить, сегодня проблема качественной и желтой прессы достаточно актуальна. Серьезные издания всегда имеют точное представление о собственной аудитории, а пресса рангом ниже стремится стать прессой для всех. Благодаря этой установке популярность такого рода изданий растет с каждым днем. Подобные материалы привлекают своей простотой, некой сенсационностью, яркостью, если хотите. Достаточно часто массового читателя отпугивают заумные статьи респектабельных изданий, их определенная, порой излишняя назидательность. Да и официоз порядком надоел. Читательская публика во все времена, и уж тем более сейчас, желает развлечений. А, как известно ничто не вызывает такого глубокого интереса, как сплетни, скандалы, интимные подробности из жизни знаменитостей. Журналист зарабатывает деньги на тяге читателей к «жареным» фактам. Другое дело то, как он это делает… Многие полагают, что одним из характерных признаков «желтизны» является именно бесцеремонное и, мягко говоря, недобросовестное отношение журналиста к собираемым фактам. Такой «виртуоз пера» без зазрения совести проникнет в дом знаменитости, не побрезгует и сплетнями, порой так и не проверив предложенные читателю факты. «Идет по трупам», — отмечают иногда обозреватели, характеризуя работу того или иного «желтушника». Однако, согласитесь, никто не знает, как делает свой материал серьезный журналист. Порой он тоже врет, изворачивается, проявляет настойчивость в погоне за тем или иным фактом. И речь здесь впору вести не о желтой статье, а о личностных качествах журналиста, которые могут быть не совсем положительными даже у самой знаменитой журналистской «серьезности».

Конечно, в желтой прессе наблюдается перекос в сторону сенсационной информации в ущерб серьезной и, как следствие, недостаточность информации с одной стороны и ее избыток — с другой. Зачастую, например, известная актриса мало интересует читателя как действительно талантливая претендентка на высшую награду названной сферы деятельности. Зато такой факт ее биографии, как отказ от собственного ребенка, вряд ли оставит равнодушным даже тех читателей, которые с ее творчеством не знакомы. И винить в этом журналистов глупо, потому как человек публичный должен понимать, что общение с прессой, личная жизнь, а также интересные факты биографии — это все постепенно становится достоянием общественности. Такая тенденция — реалия времени, его характерный признак, который становится продуктом, готовым к продаже. Причем часто за большие деньги.

Поэтому рассуждения о «грязном способе зарабатывания денег», которые постоянно можно услышать в адрес желтой прессы считаю глупыми. Хотя бы по той причине, что продукт всегда формирует общество потребления. Иными словами, Маша хочет услышать — Ваня говорит. Интеллектуальная деградация общества, так называемая нравственно-этическая проблема социального характера — это не следствие существования желтых газет, а, скорее, предшествующий признак появления готового продукта: мы родили то, что в силу разных причин зачали.

Ради интереса предложила группе в 20 человек своеобразную анкету. В каждой — по нескольку вопросов о любимых темах статей, об их героях, о стиле повествования. Оказалось, что 20 из 20 выбирают желтые темы…

И напоследок: наверное, коллективу каждой самой серьезной газеты рано или поздно придется задуматься о добавлении в свою повседневную работу желтой краски. Чтобы выжить в разнообразном мире печатного слова, порой одного интеллекта мало. Здорово, когда журналистский ум все-таки дополняет горячая тема, а все это, в свою очередь, разбавляет умение автора найти в грязном белье своего героя самое грязное для того, чтобы посредством общественного резонанса сделать его белым и, возможно, пушистым…

P.S. А вообще, понятие желтого в прессе весьма размыто и не имеет четкого определения. Поэтому давайте присмотримся: вполне может быть, что желтая пресса — это всего лишь наша действительность, которой более свойственно такое определение, как традиционность.

____________________

Дмитрий КуликДмитрий  КУЛИК

Сразу скажу, что не буду изображать из себя святошу, которого абсолютно не интересуют сплетни. Потому что два раза в год, в середине лета и зимы, с интересом слежу за слухами из мира футбола на увлекательную для любого спортивного болельщика тему: «Кто из футболистов в какой клуб переходит: кого покупают, продают, обменивают?»

А вот дальше начинаются детали. В этих слухах волнуют только профессиональные качества игрока, насколько он способен усилить команду, сможет ли забивать (или не давать забивать), как прежде, но ни в коем случае не его подруги, предпочитаемая марка вина и машины, нижнее белье и меблировка жилья.

При этом никто не мешает спортсмену светиться в светских новостях, но, если он не будет оправдывать ожиданий на поле, ушлые КВНщики, вдохновляемые болельщиками, камня на камня не оставят от бедолаги, перепутавшего личную жизнь с профессией.

Давайте признаем честно: наша страсть к интимным секретам частной жизни звезд, так называемых звезд и самопровозглашенных звезд продиктована нашим стремлением найти в их поступках оправдание собственным глупостям и, чего уж греха таить, подлостям. И это увлечение свойственно даже тем, кто в повседневной жизни любит гордо заявить: «Я слухами не интересуюсь и сплетни не собираю!»
Вот только хорошо бы при этом понимать, что необходимо соизмерять масштаб. Автор пронзительных строк «Мне на плечи бросается век-волкодав, Но не волк я по сути своей…», Осип Мандельштам скончался в пересыльном лагере. Есть свидетельства последних дней гениального поэта: «В тюрьме у Мандельштама окончательно помутился рассудок. Его пришлось положить в больницу для душевнобольных, но и там его болезнь прогрессировала. Он всего опасался, отказывался от еды, подозревая, что в ней яд, и очень сильно похудел. Отказываясь от полноценного питания, он собирал объедки на помойке, где и заразился тифом. В то время в лагере не было лекарств от этой болезни, и его не смогли спасти…»

Но эти, казалось бы, постыдные подробности — столь богатая пища для досужих пересудов — только подчеркивают величие нравственного и поэтического подвига человека, жившего в трагическую для страны эпоху. Осип Мандельштам открыто бросил вызов всесильному Сталину — это сейчас нам легко, всячески изощряясь в остроумии и ругательствах, поносить «вождя народов».

И разве повернется у кого-нибудь язык сказать, что поэт не сохранил до конца свое человеческое достоинство?

Поэтому, когда мне как сенсацию сообщают, к примеру, что «из-за романа с Кристиной Асмус (кстати, кто это?) Гарик Харламов (а это кто?) рискует своим здоровьем», то испытываешь невольное чувство стыда даже не за тех, кто эту новость создает, а за тех, кто ее потребляет, выкладывая свои деньги.
И когда мы, смакуя амурные похождения очередного «звездуна», приводим в пример Пушкина с его «донжуанским списком», то давайте вспомним, что наш Александр Сергеевич потому и «солнце русской поэзии», что все его романы и увлечения — это отношение к женщине как к «гению чистой красоты», но не растиражированные в желтой прессе новости о процессах по разделу имущества с некогда любимой женщиной, которая теперь не «чистейшей прелести чистейший образец», а владелица квадратных метров в элитном районе, которые было бы неплохо поделить.

Самое интересное, что в Советском Союзе, где желтая пресса отсутствовала,  люди искусства тоже пили! И время от времени бросали своих жен и мужей! Но мы знали о них и любили их в первую очередь за работы в кино и театре.

Поэтому причины неприятия желтой прессы очевидны: вместо несомненных достижений, которые и должны быть мерилом человека, его нравственных и профессиональных качеств, нам рассказывают о сомнительных или малозначащих поступках, вроде (почерпнуто из новостной ленты) «неожиданно стал отцом… отказывается воспитывать сына… похвасталась декольте… закрутила роман…» людей, которых нам навязывают в качестве образца для подражания, но при этом надо долго объяснять собеседнику, а кто это, собственно, такой, что мы про него говорим.

Оборотная сторона медали: все большее количество людей уверено, что для достижения успеха важно не работать на избранном тобой творческом поприще, а периодически шокировать публику через «продемонстрировала трусики… станцует голой… обвинила в ограблении бывшего мужа… чуть не покалечила таксиста…»

Честное слово, куда приятнее читать и самому писать про строителя или медсестру: они, может, и не так речисты, от них не дождешься жалоб на свою вторую половину и сплетен про своих коллег, зато знаешь, что есть люди, к которым можно обратиться за помощью, да еще и в редакцию читатели позвонят — попросят данные.

Поэтому давайте не будем тратить свое время на тех, кто его не достоин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *