И техрегламент соблюсти, и домой прибыль принести

Участие Беларуси в Таможенном союзе, Едином экономическом пространстве влечет за собой новые обязательства перед своими партнерами, Казахстаном и Россией, частью которых является соответствие производимых товаров новым унифицированным техническим регламентам. О том, что этот процесс не будет простым и легким, говорит неоднозначная реакция бизнес-сообщества на технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности», который вступил в силу с 1 июля 2013 года

Без имени-1

С этой даты на территории Таможенного союза будет запрещена реализация выпускаемой в обращение продукции легкой промышленности без подтверждения ее соответствия требованиям техрегламента и маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов ТС. Для подтверждения соответствия требованиям безопасности предполагается внедрение в Беларуси процедур «идентификации и сертификации» (в том числе проведение испытаний) соответствующей продукции легкой промышленности. Это означает, что предприниматели сами должны будут предоставлять лабораториям часть товарной партии для произведения экспертизы качества. При этом прошедшая через лабораторную проверку продукция будет не пригодна для реализации.
Малый и средний бизнес отнесся весьма настороженно к этой норме. По оценкам ряда экспертов, предприниматели не могут с партиями товара в несколько единиц нести экономическую нагрузку за прохождение сертификации почти в 2 млн. рублей (примерная стоимость сертификации единицы товара). В итоге это может привести к исчезновению дешевого товара, будут развязаны руки монополистов, которые смогут устанавливать свои цены, потому что конкуренции не будет. А бюджет страны недополучит приличные суммы денег оттого, что предприниматели перестанут выплачивать налоги, арендную плату, отчисления в ФСЗН.

Сложившуюся ситуацию с техрегламентом мозырские предприниматели обсуждали на встрече-семинаре в Мозырском райисполкоме, в ходе которой свое видение ситуации, возможные пути решения проблемы изложил Анатолий Петрович Змитрович, глава аналитического центра Республиканской конфедерации предпринимателей:

— Как известно, Таможенный союз (ТС) создавался для беспрепятственного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и финансов внутри трех стран: Беларусь, Россия, Казахстан. Внутри ТС импорта уже нет: товар, производимый на Дальнем Востоке, в Бресте, Караганде, является единым, общим. Импорт поступает только из-за пределов ТС, поэтому в терминологии технического регламента (ТР) это все указано, где есть такие понятия, как «импортер» и «производитель» — те субъекты, на которых направлено действие ТР. На розничную торговлю действия техрегламента не направлены, и она не является субъектом регулирования ТР Таможенного союза.

Если проанализировать ситуацию, сложившуюся для предпринимателей в целом, то с 2012 года они разделились на две категории: те, кто закупает товар внутри ТС, и те, кто ввозит из-за рубежа, попадая в категорию импортеров — субъектов, кто должен выпускать товар в обращение.

Выпуск товара в обращение — самый главный термин ТР, потому что он регулирует и таможенную службу: это таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию товары остаются на этой территории постоянно, и они не могут быть выпущены для реализации, если не оформлен сертификат о происхождении товара или иной документ, связанный с поставкой товара внутри таможенного пространства.

То есть, все товары, поступающие на территорию ТС, должны пройти определенную процедуру.
С момента образования ТС был принят ряд соглашений между тремя государствами, были разработаны различные положения и составлен единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке подтверждения соответствия. В рамках ТС по единым стандартам делается экспертиза, и выдаются единые документы с маркировкой ТС.

Поэтому предприниматель по терминологии ТС является пользователем продукции, выпущенной в обращение. И он не должен, в принципе, сам товар сертифицировать или декларировать. Предприниматель должен получить все готовые документы у производителя или крупного оптовика.
Почему этого до сих пор нет — это уже не забота предпринимателей. Эти вопросы задавались на заседании Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и мы разъясняли, что если есть таможенное пространство, то на любом торговом объекте должны предоставлять эти документы. Предприниматель, а также юридическое лицо, владеющее сетью розничных магазинов, является последним звеном в цепи закупки товара.

Поэтому в Республике Беларусь было принято совместное постановление четырех министерств, которое регулирует деятельность предпринимателей именно на этот год: с 1 июля 2013 года по 1 июля 2014 года. Впрочем, это постановление не решило проблемы: в частности, оно обязывает предпринимателей иметь сертификаты ТС, национальные сертификаты или этикетки, где указан знак единого обращения.

Если нет этих документов, можно реализовывать товар с 1 июля при условии, если на торговом месте висит табличка «Товар не сертифицирован» и у предпринимателя есть документ, указывающий, что он приобрел товар на территории ТС.

С другой стороны, при уплате единого налога двойной ставки предприниматель имеет право транспортировать, хранить и реализовывать товар без товаросопроводительных документов. Но совместное постановление в некотором роде аннулирует это право. По этому поводу нами написано письмо в Министерство юстиции, что Налоговый кодекс имеет статус более высокого порядка, чем это постановление, и теперь ждем ответа.

Другой немаловажный пункт гласит о том, чтобы выдавали обязательство: в случае, если товар не сертифицирован, поменять его по первому требованию покупателя. Ранее это регулировалось законом о правах потребителей. Опять же произошло нарушение: ужесточение норм потребительского свойства. Согласно Гражданскому кодексу, ни правительство, ни какие-либо органы Республики Беларусь не имеют права давать поручение менять статьи закона о правах потребителя. Соответствующее письмо также отправлено в Министерство юстиции.

Стоит остановиться на заседании ЕЭК, где присутствовало множество ассоциаций трех стран и был высказан ряд претензий по недоработкам. В частности, производители недовольны тем, что вынуждены сначала купить и сертифицировать сырье и материалы из-за пределов ТС, а затем еще раз сертифицировать готовую продукцию из этих материалов, что ведет к финансовым потерям.
Департамент ЕЭК по предпринимательству подготовил ряд документов, с которыми многие участники согласились. Существует такое понятие, как первичный контроль за безопасностью товаров — на уровне производителя. Печальный пример: если бы он действовал на предприятии, которое производило комбикорм для свиней, мы бы сегодня не имели проблем с АЧС, потому что за ворота предприятия такая продукция просто не ушла бы.

Поэтому, проанализировав национальное законодательство трех стран, стороны пришли к выводу, что вполне достаточно в настоящее время документов для контроля выпуска продукции в обращение на первом этапе. Пострыночное регулирование, как сейчас предлагается, не нужно. Это было указано в итоговом протоколе совещания, где четко прописано: «Необоснованно была расширена область применения данного ТР по сравнению с нормативно-правовыми актами ТС и ЕЭП, избыточность требований о предоставлении документов об оценке…»

Также следует учесть, что многие отечественные лаборатории, по нашим данным, не готовы к исследованиям: одни не прошли аккредитацию, другие могут провести анализ образцов только по нескольким показателям. К тому же исследовательской базы не хватает, и распределена она по крупным городам, а это дополнительные расходы на переезды и потеря времени.

Протоколы третьих стран наши органы сертификации признавать не хотят, и это абсурд: там действуют аналогичные нашим лаборатории при заводах, которые проводят необходимые исследования. Поэтому можно со спокойной совестью признавать зарубежные сертификаты, приложенные к партиям товаров.

По моему мнению, это делается для того, чтобы увеличить поток предпринимателей в свои лаборатории, которые находятся на хозрасчете.

В России сегодня законодатели очень много внимания уделяют гармонизации своего законодательства по европейским образцам, согласно которым товары разделены на группы по тяжести исследований. На первом месте по сложности декларирования стоят продукты питания, затем парфюмерия и косметика, детские игрушки, нижняя одежда. Это понятно, потому что они непосредственно влияют на самочувствие потребителя, а предметы ширпотреба стоят на последнем месте. Нам также необходимо гармонизировать свои техрегламенты по аналогичному принципу.
Кроме того, в Европе принято проводить исследования подозрительных, по мнению проверяющих, товаров за счет контролирующих органов — почему предприниматель должен оплачивать чьи-то подозрения? Этот вариант проверки был предложен нашей стороной ЕЭК.

Добавлю, что в Евразийском союзе существует специальный документ, в котором учитывается особенность средних и малых предприятий в плане административной нагрузки, цель которого не допустить разорения мелких и средних предпринимателей.

Поэтому на пресс-конференции ЕЭК нами было четко заявлено, что телегу поставили впереди лошади: сначала надо было обязать производителей стран ТС иметь сертификаты ТС (пока у них только национальные, которые не действуют на территории РБ), потом заставить импортеров иметь эти сертификаты по ввозу, а потом только последнее звено в цепи закупки. Пока получилось, что первое не имеем, вторые не хотят делать, а ИП должны за все отвечать. Если принимается ТР, должна быть реализована нормальная пошаговая процедура обеспечения этого ТР.

С нами согласились практически все, что чистота продукции должна быть прослежена только на линии производителя, потом ее контролировать бессмысленно.

Если у предпринимателей будут какие-либо вопросы, мы готовы приехать и детально обсудить их, в частности, рассказать, как следует себя вести при проверках, чтобы выйти из сложной ситуации с минимальными потерями.

Дмитрий КУЛИК.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *