Андрей Казак: в главном арсенале — добрые дела

У большинства людей слово «байкер» тянет за собой ряд негативных ассоциаций. Разрывающие тишину спальных районов рев моторов, несущиеся с сумасшедшей скоростью неизвестно куда люди в кожаных куртках верхом на мотоциклах вызывают всеобщее неодобрение. Среди горожан ходят слухи: неизвестные на мотоциклах — это снимающие стресс в переизбытке адреналина руководители фирм или просто хулиганы. Так ли это?

— Настоящий байкер — это не только скорость, рев мотора, колоритная внешность и яркие выступления на праздниках. Помимо всего этого нужно еще и добро делать, — утверждает Андрей Михайлович Казак.

Андрей Михайлович Казак

Слесарь-электрик по ремонту подвижного состава трамвайного управления ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» — байкер с тридцатилетним стажем, и о том, как обуздать железного коня, знает не понаслышке. Жизненная позиция Андрея Михайловича, его многолетние тесные контакты с членами байкерского движения давно опираются на принципы созидательности и гуманизма, душевной щедрости, альтруизма и взаимовыручки. Уже много лет он своим личным примером, объединив не равнодушных к добру людей, доказывает: байкер — это не хулиган на мотоцикле, на первом месте у которого сумасшедшая скорость, а тонкая, увлеченная и разносторонняя личность.

Мечта длиною в годы

— В детстве так хотелось иметь необыкновенную игрушку! Помню, как брал в руки мамины ножницы, возил рукоятками-колесами по дивану и представлял себе, что еду на мотоцикле. Мечта оказалась настолько сильной, что где-то в классе восьмом была поставлена цель копить на мотоцикл. Каждая заработанная в школьные годы копеечка исправно откладывалась, а после поступления в училище в копилку стала попадать и часть стипендии. Как сегодня помню тот день, когда я пришел к маме и сказал: «Вот официальный документ (будучи студентом, я сдал на права) и шлем за 18 рублей, осталось дело за малым — купить мотоцикл». Мама поддержала меня, помогла с деньгами. В 1983 году у меня появился первый мотоцикл «Восход». Из всех советских моделей, перебывавших в моем арсенале, больше всего мне нравился ИЖ, который я модернизировал на свой лад, а когда появилась семья, обзавелся коляской, сделанной под авиационный купол, провел освещение, смастерил переговорное устройство.

О легкости на подъем и ярких впечатлениях

— Помню, как мы с женой однажды сорвались в Киев. Жаркий летний вечер 1990 года, не спалось. «А давай куда-нибудь съездим», — спонтанно предлагаю жене, а она тут же отзывается: «А давай! В Киев за мороженым!» Сказано — сделано, и на рассвете мы уже въезжали в украинскую столицу.

Со временем я пересаживался на более современные модели мотоциклов, начал приезжать на первые в Союзе мото- и байкфестивали. В те годы это были интереснейшие массовые зрелища, на которых можно было встретить многих знаменитых людей, звезд шоу-бизнеса, например, И.Николаева, А.Малинина, Л.Якубовича, В.Жириновского. Сейчас уже возраст диктует свои правила: был помоложе — разгонялся до 200 км/ч на супербайке, теперь пересел на мотоцикл спортивно-туристического класса, чтобы каждое путешествие было комфортнее.

Один за всех,  и все за одного

— Байкерское движение в Беларуси считается самым многочисленным и сильным по своему духу. Это настоящее братство, где действительно один за всех, и все за одного. Практически в любом городе, если у тебя случилась поломка, закончился бензин или еще какая беда приключилась, — один звонок, и без помощи не останешься. Фестивали, выставки, конкурсы, показательные выступления на праздниках города, живое общение — все это расширяет кругозор, приносит в жизнь массу новых интересных знакомств и впечатлений, позволяет сравнить и расширить технические возможности своего мотоцикла.

Людям — внимание и помощь, истории — любовь и уважение

— Все наши планы открытия и закрытия байкерского сезона связаны с определенной исторической и жизненной тематикой. Помимо тех красивых и зрелищных «покатушек» (именно таким своеобразным словом Андрей Михайлович называет пробеги на мотоциклах, — прим. авт.), которые так любит публика, у меня и моих товарищей есть четкое осознание того, что надо быть обязательно причастным к тому, что тебя окружает. В многотысячном братстве байкеров множество очень хороших, добрых и отзывчивых людей. Ежегодно с моей инициативной подачи мы стараемся организовать какое-то доброе дело, углубиться в историческое прошлое не только в рамках нашего города, но и за его пределами. Первая благотворительная акция — помощь Мозырскому государственному дошкольному детскому дому — была организована десять лет назад. Тот день стал для ребятишек настоящим праздником, когда, помимо игрушек, овощей и фруктов, они получили уникальную возможность прокатиться на настоящем байке, сделать фото на память, послушать удивительные истории из жизни байкеров.

Я сам очень люблю историю, стараюсь много путешествовать по Беларуси и во время поездок по историческим местам понимаю, как много может быть безвозвратно унесено временем. Приезд в Свято-Рождество-Богородичный Юровичский мужской монастырь лет восемь назад настолько впечатлил меня, что мы с товарищами решили: собираемся и едем на субботник. Целый день байкеры из Мозыря, Гомеля, Калинкович трудились, стараясь оказать посильную помощь монастырю. 2012 год запомнился тем, что после акта вандализма в храме Иоанна Крестителя в Мозыре я взялся за организацию реставрации иконы преподобного Сергия Радонежского. Отец Геннадий тогда с опаской отнесся к моему предложению. Но в какое-то мгновение мы просто посмотрели друг другу в глаза и пришли к взаимопониманию. Кстати, при сборе средств на реставрацию откликнулись практически все, к кому бы я ни обратился. Самым трудным делом оказалось найти художника: святые лики имеет право писать только одухотворенный человек, имеющий специальное разрешение верховного духовенства. Искали его и в Минске, и в Гомеле, а он оказался рядом: Станислав Никонович Малащук работает в нашем трамвайном управлении. Когда икона была отреставрирована, мы торжественным эскортом в шестьдесят-семьдесят мотоциклов вернули ее церкви. Памятен прошлый год и тем, что на базе ДРОЦ «Сидельники» проводился республиканский турслет, организаторы которого просто по-человечески попросили: «Ребята, украсьте картинку нашего праздника!» Мы организовали несколько сюжетов на байкерско-спортивную тему. Силовые спортивные состязания мотоцикла и человека, смешные и эксклюзивные случаи, связанные с байкерской тематикой, помогли нашему городу занять первое место!

Совершенству нет предела

— Свои усовершенствованные модели возил в Москву на конкурс самодельных мотоциклов, фото даже в журнале были напечатаны. Старался попасть на ретрофестивали, выставки, хотя реставрацией занимаюсь в свое удовольствие, для души. Так, в одной из белорусских деревушек случайно нашел немецкий мотоцикл, выпущенный где-то в период с 1928 по 1932 гг. Он сейчас в стадии реставрации, но вызывает особый интерес у знатоков. Мне за него даже машину предлагали. Не согласился я с ним расстаться!

Заводчанин на байке!

— Официально клуба байкеров в Мозыре нет. Все сборы проходят стихийно, благо со средствами связи сейчас проблем нет. Если уж и говорить о численности, то байкеры нашего города — это полсотни человек, средний возраст которых — 30-35 лет. К тому же коллектив постоянно обновляется, пополняется. Огромную лепту в развитие байкерского движения внес наш заводчанин Андрей Гурин, который, помимо основной работы, ведет в ДОСААФ кружок по мотокроссу. Среди работников завода настоящая байкерская душа и у Виталия Новика, занимающегося мототуризмом, и у Виталия Капнина, профессионально владеющего спортивной экстремальной ездой, и у Геннадия Роговика. На этих парней всегда можно положиться. Так что продолжатели всех добрых начинаний всегда найдутся, были бы только силы и здоровье!

Екатерина ПЕТРУШЕНКО.