О сезоне, «Легионе» и искусстве с Александром МАЗЬКОВЫМ

МазьковЕсли вас замучили осенняя хандра, скверное настроение и кажется, что жизнь «ползет черепахой», то непременно посетите театр и получите щедрую порцию позитива, как получила его я, даже пока только от общения с талантливым человеком, артистом, сценаристом и художественным руководителем народного театра «Легион» Дворца культуры ОАО «Мозырский НПЗ» А.В.МАЗЬКОВЫМ.

— Александр Васильевич, Дворец культуры нефтепереработчиков начинает очередной творческий сезон. «Легионеры» собираются порадовать нынче своих поклонников?

— Порадуют, непременно. Весь сентябрь мы усиленно репетировали, готовились к открытию сезона, в котором, помимо показа репертуарных спектаклей, думаем осилить еще две премьеры. В конце этого года должен быть готов новый детский спектакль, а весной следующего года —  состояться премьера комедии для взрослой аудитории.

— Нельзя ли чуть подробнее рассказать об этих двух проектах…

— Детская сказка «История шоколадного дерева» — моя очередная сценарная работа. Признаюсь, придумывалась сказка не быстро, писалась и переписывалась еще дольше. Кропотливо работал над каждым характером, каждым эпизодом, пытаясь соблюсти все каноны драматургии и доказать в финале посылку (идею) пьесы. Что получилось — решит юный зритель чуть позже. Но в пьесе есть все, что ему нужно: и конфликт, и противостояние главного героя с более сильным соперником-злодеем, и четкая цель героя (ни много ни мало — спасти все живое на земле!), и волшебство, и неожиданные повороты сюжета, и финальная схватка. Все задумано в лучших традициях детского приключенческого романа.

— Добро победит зло в финале?

— Поступив наоборот, любой детский писатель рискует стать в один ряд с Геббельсом, Волан-де-Мортом и Бабайкой! (смеется). Конечно, преодолев уйму препятствий, поборов свои страхи, герой сразит антагониста! Да здравствует добро!

— Спасибо, успокоили. А что за пьеса будет поставлена для родителей?

— Здесь пока не определились. Есть несколько интересных вариантов, каждый из которых по-своему хорош. Не буду называть этих пьес, скажу лишь, что одна из них — это «шедевральная» вещь британского автора о некоей даме, приехавшей из далекой заокеанской державы к своему племяннику.

— Кажется, я догадалась. По этой пьесе снят прекрасный фильм…

— И не один. Только я видел три экранизации. Это уже классика.

— Ну, хорошо, оставим эту тему до следующего года. А с чего начнете новый творческий сезон?

— 4 октября откроем сезон показом спектакля «Четыре новеллы о любви», премьера которого была в апреле.

— На премьере, помнится, был аншлаг, а в зале присутствовала комиссия из Гомеля. Подтвердил ли «Легион» свое высокое звание «Народный любительский коллектив»?

— Да, все прошло действительно хорошо. Подтверждение пришло летом. Огромное спасибо нашему зрителю, который пришел на премьеру поддержать нас. И отзывы в большинстве своем были самые положительные. Это очень радовало, ибо, как ни крути, а спектакль был экспериментальным. На обсуждении спектакля комиссия тоже по большей части отмечала очевидные плюсы: профессиональный рост коллектива, игру актеров, грамотный подбор материала. Конечно, замечания были! Но все же больше было профессиональных пожеланий, нежели критики как таковой.

— Работу над ошибками провели?

— Разумеется, мы постарались учесть все, что было сказано специалистами из областного управления культуры. А в нынешнем показе будет два ввода, так что в любом случае в спектакле кое-что будет смотреться по-другому. Новые артисты — это новые отношения, новые краски, новые грани.

— В коллективе произошли кадровые перемены?

— В «Новеллах» как раз играть будут опытные «легионеры», которые не смогли принять участие в апрельской премьере. А вообще за лето в коллектив пришли интересные молодые ребята Евгений Стома и Кира Борисенок. Способные, задорные, толковые и, что самое важное, имеющие огромное желание работать на сцене. Попутно с этим учат тексты своих ролей и в новой детской сказке.

— Афиша Дворца культуры нефтепереработчиков на октябрь очень насыщенная: концерты, спектакли, заводские мероприятия. Не переживаете, что зритель пойдет не на «Новеллы», а на другие мероприятия?

— Наш зритель к нам придет обязательно, а уж потом, возможно, сходит и на другие мероприятия. Благо все они разноплановые. Замечу, что у каждого шоу свой зритель. Осмелюсь предположить, что заядлый любитель оперы вряд ли помчится на концерт, к примеру, того же Стаса Пьехи. Но это не означает, что опера априори — это хорошо, а поп-музыка — плохо. Просто каждому свое. Так и с нашим спектаклем: те, кто любит, придут, а кто равнодушен к Мельпомене, того и калачом не заманишь.

— То есть, по вашей философии, нет хороших или плохих концертов, спектаклей, исполнителей, направлений в искусстве?

— Абсолютно в этом уверен. По моему глубочайшему убеждению, искусство — это не математика, где есть задача, формула и правильный ответ. Всякий другой ответ — неверный, а потому плохой. Это не токарное дело, где есть, скажем, диаметр и длина изделия. Несоответствие параметрам — это брак, а значит, это плохо. Искусство — это даже не норматив по физкультуре, где пятнадцать подтягиваний — отлично, а пять — плохо. В искусстве все иначе. У каждого зрителя есть свои вкусы, предпочтения и симпатии. Поэтому что для одного свет, для другого — непроходимая тьма. Что для одного песня, для другого — «завывание». Но ни один из них друг другу обратного не докажет, сведи их злой рок в споре. У каждого будет своя правда. И каждый по-своему будет прав! Допускаю, что я могу ошибаться. Но это моя позиция. Поэтому, когда я слышу суждения однозначные, лишенные полутонов, о том, что этот певец (спектакль, песня, картина, фильм) плохой, я говорю: «Вы забыли сказать главную фразу в своем суждении: «По моему мнению». И такому человеку можно легко ответить: а мне этот певец (спектакль, песня, картина, фильм) нравится, он хороший! Все, спор закончен, все живы, нервы целы.

— Вы сами так всегда действуете?

— Всегда. С этой моей доктриной не все соглашаются, но это нормально.

— А чего вы не любите в искусстве?

— Много чего. Отсутствия мыслей, дилетантства, агрессивной пропаганды чуждых нам западных псевдоценностей, и этот список можно продолжать. Не люблю поп- культуру, современное попсово-сериальное ТВ.

— Чем же вам так не угодила поп-культура?

— Это большая тема, не буду углубляться, чтобы не обидеть ее поклонников. Просто, на мой взгляд, «попса» (я имею в виду не только поп-музыку) — это сугубо коммерческий продукт, сделанный не всегда качественно и, что главное, без души. Выбить побольше денег — вот ее цель. А содержание и качество этого продукта не особо заботит его изготовителей. Поэтому мы и имеем в итоге эти «обкуренные» песни про «белую стрекозу любви», про «муси-пуси» и прочие фантазии психически нездоровых горе-поэтов-песенников. Но ведь раньше на эстраде не было такого! Только талантом человек пробивался в артисты. Когда я слушаю «Звездную песню неба» в исполнении Геннадия Белова, невольно задумываюсь, что в этом шедевре советской эстрады таланта больше, чем во всей российской попсе за двадцать последних лет! Та же история с кинематографом. Редкий современный фильм можно смотреть без содрогания и легкого чувства тошноты.

Телевидение — это отдельная песня. Это какой-то шабаш безвкусицы и пошлости, возведенной в некий ранг. Целое поколение взрастает на этом адском коктейле из убогих «смехопанорам», «домов-2», концертов без живого звука и сериалов про «ментов». Мне кажется, мы дорого можем за это заплатить. Поэтому «попса» в большом смысле этого слова, как мне видится, не так уж безобидна.

— Интересная теория. Но ведь поп-культуру молодое поколение приветствует в подавляющем большинстве. Как быть?

— Повторюсь: каждому свое. Замечательно на эту тему высказался некогда знаменитый американский пианист Ван Клиберн: «Что касаемо масс культуры, могу сказать одно: что хорошо не всегда популярно, а что популярно не всегда хорошо. Если вы мне скажете, что поп-культуру предпочитает большинство, я вам отвечу: Иисуса Христа тоже распяло большинство и лишь единицы пытались его защитить». Сильно сказано, правда? Полностью разделяю мысль великого мастера.

— Ну что ж, каждый выбирает свой путь, и с этим сложно поспорить. А чего бы вы, Александр Васильевич, в завершение нашей беседы пожелали нашим читателям в преддверии праздника города?

— Любить и лелеять наш прекрасный город над Припятью. Созидать и творить, не бояться смелых решений. Убежден: фортуна любит смелых! 4 октября милости просим во Дворец на обновленный спектакль «Четыре новеллы о любви», а 5-го всем вместе сказать: «Виват!» — нашему славному граду.
С очередным днем рождения, Мозырь! С праздником, дорогие мозыряне!

Наталья КОНОПЛИЧ