Самые воспитанные дети

Около 12-ти лет Зоя Павловна Сузько работает родителем-воспитателем. Она стала любимой мамой для семерых приемных мальчиков и девочек: Даши, Ларисы, Филиппа, Саши, Яны, Оли и Вики. Пятеро уже выросли, получили профессию, обзавелись собственными семьями, но не теряют связи со своей второй семьей. Сейчас у Зои Павловны воспитываются Оля и Вика – женщина всегда мечтала о дочерях, имея двоих родных сыновей.

P1130387

…Много лет назад, когда Зоя Павловна работала заместителем директора СШ № 9 и учителем изобразительного искусства и черчения, среди учителей завязался разговор о том, если бы они получили большое наследство, на что бы потратили деньги. Одна из учителей сказала, что построила бы приют для бездомных животных, другая, что отправилась бы в путешествие. Озвучила свою мечту и Зоя Павловна: построила бы целую деревню для одаренных детей, чтобы полностью насытить их свободное время в музыкальной, художественной, спортивной школах. В какой-то степени мечта сбылась:  ее дом стал приютом и школой нравственной жизни. Только не для одаренных, а брошенных, педагогически запущенных детей. Рассказывая тревожные истории о детях, Зоя Павловна «читала» немой вопрос в моих глазах:

Семья

– Зачем мне все это надо? Еще в молодости мы с мужем хотели отправиться на Сахалин, когда там случилось землетрясение, и многим нужна была помощь. …Когда меня судьба свела с детьми-социальными сиротами, больными, с явными врожденными пороками, я понимала, что таких детей никто не возьмет, они никому не нужны. Сейчас на моих детей говорят: «Самые воспитанные дети нашей улицы». Мне очень приятно. А было всякое. Это теперь уже дети понимают, что чистота, труд, помощь, вежливость – это неписаные законы. Как и то, что чужое брать нельзя, нельзя лениться и плохо учиться. Есть два пути: прежняя жизнь и настоящая. Выбор всегда остается…

Файл 04643

Профессия приемного родителя – это не просто профессия, которой можно овладеть, окончив вуз и проработав определенное время в школе или дошкольном учреждении. Не каждый педагог может выдержать испытания, которые принесет с собой ребенок, находившийся в социально опасной среде.  Прием ребенка в семью должен быть очень осознанным, и родители должны понимать, что их ждет, что надо изменить уклад жизни, многому заново учиться, а материальное вознаграждение за труд и материально-моральные затраты – небольшие. Не присваивают категорий, как педагогам, нет выходных и отгулов, компенсаций за командировки, по причине болезней детей и необходимости выезда на консультацию к высококвалифицированным специалистам.
Все принятые в семью дети сначала прошли медицинскую реабилитацию. Например, Оле за время пребывания в семье было сделано шесть операций, три из них на глазах. Удалось частично вернуть зрение, проведена операция на ухе. Сложным операциям предшествовали поездки в Минск на консультации. Сейчас Оля – красивая девочка, ласковая, трудолюбивая, энергичная, общительная, любит готовить: мама с гордостью  принесла в комнату хлеб, который испекла ее Олька. Огромное сердце Зои Павловны одинаково любит всех детей. Радостным событием всегда является приезд домой старших приемных и собственных детей. В семье проводятся по совместно сочиненному сценарию семейные праздники, часто совершаются поездки в другие города, походы в лес.
Зоя Павловна – не только талантливый педагог-психолог, но и творческая личность, ее увлечение живописью передается детям. Дом украшен яркими картинами, выполнен- ными совместно с детьми в технике батик. Так дети начинают чувствовать себя значимыми, учатся реализовывать свой творческий потенциал, заложенный в них природой.

– Я не сомневаюсь в том, что профессия приемного родителя необходима, интересна и очень важна. Хотя конечный результат этой работы виден не сразу, и нередко бывают минуты разочарования, отчаянья. Но, если появляется небольшой успех, появляются силы для дальнейшей работы, – продолжает разговор профессиональная мама.

Сегодня падает статус семьи, теряются семейно-нравственные ценности, и как наше общество должно быть благодарно родителям, которые имеют смелость взять на себя ответственность в изменении мировоззрения брошенных детей, приучая их к нравственной жизни! Низкий поклон Вам за ваш труд, гражданскую позицию и не-оценимый вклад в развитие юных граждан  Беларуси.

Татьяна АНДРИЕВСКАЯ, 
методист, педагог дополнительного
образования  клуба «Юный журналист» Мозырского центра творчества детей и молодежи.

Справочно. По данным на 1.10.2013 г. в Мозырском районе на государственном обеспечении находится 248 детей: 143 ребенка из 118 семей – на опеке, 94 ребенка из 63 семей – в приемных семьях, 9 детей – в доме семейного типа. Количество круглых сирот – 47, из них 35 находятся на опеке, 12 – в приемных семьях.