Женское лицо Мозырщины

Быть образцом для подражания

Учительнице начальных классов из д. Глиница
Светлане Степановне ПИСКУН это сполна удается

Так повелось в  последнее время: если у ребенка в том или ином возрасте начинаются определенные проблемы, общественность неизменно винит в неприятностях школу и, как следствие, учителей, практически полностью снимая ответственность с родителей. Можно долго искать плюсы и минусы  подобной тенденции, но наверняка дело это неблагодарное. Единственный однозначный вывод, который с легкостью можно сделать, рассуждая об упомянутой проблеме, — слишком большое влияние оказывает учитель на своих подопечных, чтобы можно было легкомысленно относиться к его работе. Итак,  работа учителя — это даже не профессия, а своеобразная миссия: всех нас во многом сформировала школа. Наверное,  переоценить заслуги талантливого учителя, который влияет на формирование  лучших человеческих качеств у подрастающего поколения, закладывает фундамент его будущего, достаточно сложно.  Каждый день,  из года в год учитель отдает всего себя детям: свои эмоции, мысли, переживания, свои мечты, усилия, знания, свою заботу, надежду, любовь. Не так просто вложить в головы ребятишек премудрости наук. А вот научить их учиться — впитывать знания с охотой, любознательно добывать их из книг и из жизни — еще сложней и, чего уж греха таить, под силу далеко не каждому учителю.

SAM_3916

Учитель начальных классов Светлана Степановна Пискун из Глиницкой базовой школы о своей сегодняшней профессии говорит с гордостью: «Считаю, что учительство требует особого призвания. Сейчас модно говорить, что в педагогический вуз идут те, кто больше ни на что не способен. Да, идти куда-то может любой желающий, но вот закончить выбранный вуз, продолжить образование в непосредственной практике в школе может не каждый. Уверена, что воспитанием и обучением могут заниматься люди со склонностью и большой любовью к этому делу». Такая любовь внутри Светланы Степановны появилась не сразу: она ее «взращивала» на протяжении долгих лет. С самого раннего детства Светланка поняла, что профессия учителя ее интересует. «По многу часов играла в учителя. Объясняла, рассказывала, читала деткам помладше. В такой игре свою любовь развила и уже по окончании школы точно знала: буду педагогом!» — рассказывает женщина. Между тем многие выпускники школ, даже раз и навсегда выбрав ту или иную профессию, определенное направление внутри нее долгое время выбрать не могут. Светлана знала сразу: учить она будет ребятишек младших классов. Поэтому поступила в Мозырский государственный педагогический институт на факультет дошкольного и начального образования. «Поступила я на очную форму обучения. Учиться было очень интересно: я по прошествии каждого нового дня в очередной раз убеждалась, что выбрала правильный путь. Однако заканчивала вуз уже заочно, так как за время учебы вышла замуж, у нас появился ребенок… И хотя я сама родилась в Мозыре, так вышло, что оканчивала сельскую школу. На селе и преподавала. Свое профессиональное мастерство оттачивала в деревнях Наровлянского и Мозырского районов.  Вот уже десять лет, как проживаю в Глинице, где и работаю в школе. Около девяти лет трудилась учителем-дефектологом. И вот уже второй год работаю непосредственно по специальности — учителем начальных классов. Только теперь до конца поняла, насколько люблю маленьких детей, насколько мне хочется с ними работать, их «лепить», совершенствуясь в любимой профессии», — голос моей собеседницы слегка дрожит. Я чувствую, что наш разговор начинает ее волновать: иначе быть не может, ведь человек живет своей профессией, любит ее и старается, чтобы труд, вложенный в деток, был не бесполезным, а основой — тем самым фундаментом, на котором строится личность — основа духовности и пытливости человеческого ума. Несколько минут она молчит, а затем, видимо, вспомнив своих ребятишек, снова начинает говорить: «У меня в классе семь малышей. Все способные, развитые детки, но к каждому, как вы понимаете, нужен определенный подход». Интересуюсь у педагога тем, по каким критериям, на ее взгляд, определяется успешность работы учителя. Ответ получаю в высшей степени справедливый: «Конечно, всевозможные победы в конкурсах — это показатель профессионального уровня учителя. Но… Наверное, каждый педагог чувствует и понимает: не грамоты и награды — самый главный критерий. В этой связи уместно вести речь, прежде всего, о любви учеников к своему наставнику, о желании ребенка учиться у определенного учителя, подражать ему, благодарить его даже тогда, когда между окончанием школы и сегодняшней жизнью лежит огромная пропасть из прожитых лет. Вот, например, моя учительница… Столько лет прошло. Но мы, ее ученики, помним ее, любим, уважаем. В прошлом году собирались, ездили к ней на работу. Сегодня она продолжает «сеять разумное, доброе и вечное» в Зимовищской школе. Если через много лет  мои ученики приедут ко мне, я пойму, что все эти годы трудилась не зря. А если не приедут, но вспомнят мои слова, мои поступки… Это много значит!»

Делиться секретами мастерства со мной Светлана Степановна не торопится: «У каждого эти секреты свои. Это все индивидуально. А вот молодым педагогам я бы посоветовала следующее: будьте готовы ко всему! Наставник должен понимать, что в его работе слишком много непредсказуемого, а потому он должен быть, во-первых, стрессоустойчивым, а во-вторых, находчивым. В этой профессии нет периодов затишья и подъема. Каждый новый день — очередная возможность для самосовершенствования. И, когда выбираешь подобную профессию, нужно учитывать главное:  для своего ученика именно ты — образец для подражания. А быть им сложно и ответственно».

В своих дневниках известный педагог В.Сухомлинский как-то написал о том, что «учитель, который с головой погружается в свою профессию, не имея в себе другого интересного занятия, не сможет пробудить в маленьком человеке тягу к познанию». Что ж, с великим учителем трудно поспорить. Светлана, например, с подобным афоризмом соглашается: «Конечно, каждый человек должен иметь какое-то увлечение помимо собственной профессии. Я всегда старалась успеть как можно больше. Участвовала и продолжаю участвовать в самых разнообразных конкурсах и мероприятиях. И не только в тех, которые непосредственно касаются моей профессии. Например, у меня в роду практически все женщины — рукодельницы. Любовь к рукоделию передалась и мне. Я очень люблю вышивать крестиком — около 500 картин вышила! Не так давно моя дочь «подсела» на вышивание бисером. Я решила также попробовать. Достаточно монотонная и трудная работа, но, тем не менее, понравилось, стала работать в этой технике. Тут нужно отметить, что когда-то, еще во время учебы в школе, я училась в УПК. Тогда там как раз открыли экспериментальную группу «Народные промыслы». Как интересно было! Мы принимали участие в выставках, встречались с известными в городе мастерами. Однажды мне один художник подарил кисточку. Вам не передать, какой счастливицей я себя чувствовала! Были у меня, конечно, какие-то творческие способности, но их ведь развить нужно. Там и училась. Теперь самостоятельно мастерю дома. С дочерью недавно приняли участие в международном конкурсе рисунка, который проходил в Японии. Отослали несколько рисунков моей Насти. Долго с дочерью размышляли, что лучше нарисовать, как представить Беларусь. В итоге из 2400 участников наша работа была отмечена специальной грамотой. Я считаю, что каждый человек должен гореть не только на работе, но и выкраивать час-другой для занятий любимым делом. Тогда ты будешь интересен ученикам. А ведь это очень важно…»

Помните известное выражение, оставленное нам в наследие какой-то знаменитостью: «Мечты — это то, что мы хотим увидеть в будущем. Нет мечты — нет будущего». Светлана также мечтает: «Если сравнивать сельского учителя и городского, то у каждого из них свои трудности. У нас, например, малокомплектная школа, в классах мало ребят. Им нужны внимание, забота, общение. За урок ты успеваешь больше, но сделать это трудней, ведь на каждого ученика у тебя гораздо больше времени, нежели в большом классе. Мы, как и наши коллеги из города, имеем большую коллекцию наработок, развиваем свои профессиональные навыки, благо интернет и всевозможная литература сейчас в изобилии доступны нам. Но ученик сельской школы пока еще многого лишен в сравнении со своим ровесником из города. Хромает техническая база некоторых отдаленных школ. Мне бы хотелось, чтобы в будущем таких различий между городом и селом не было…»

…Если перечислять то, что должен уметь учитель, и уж тем более тот, который преподает в начальных классах, не хватит и нескольких страниц печатного текста. Среди важных умений — коммуникативные способности учителя,  умение наладить правильные взаимоотношения с детьми. Работа учителя предъявляет большие требования к его вниманию, ведь он работает со всем классом, и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников. Наблюдательность, распределенность внимания, его переключаемость, выдержка, терпение, последовательность, настойчивость, самообладание, обязанность контролировать свое поведение, управлять им… Согласитесь, такого внушительного списка, пожалуй, нет ни в одной профессии. Но главным, ведущим звеном в цепи учительских побед всегда была любовь — самая искренняя, нежная, огромная, не ищущая выгоды и не требующая отдачи.

Наша сегодняшняя собеседница имеет множество наград в своей профессии: от увесистых папок, в которых ровными стопочками хранятся всевозможные грамоты, пестрит в глазах. Своими творческими победами педагог также может гордиться. Однако самое главное, что наряду с желанием работать, с умением организовать творческий процесс Светлана Степановна Пискун любит своих ребятишек. И те, в свою очередь, рано или поздно обязательно ответят ей взаимностью.

Юлия ПРАШКОВИЧ