Педагогика нуждается в здоровом консерватизме

В Мозырском государственном педагогическом университете им.И.П.Шамякина состоялась международная научно-практическая конференция «Этнопедагогика: история и современность».

В научном форуме приняли участие более 140 ученых, среди них 40 докторов педагогических, исторических, филологических, философских, социологических, физико-математических наук, 66 кандидатов наук, аспиранты, магистранты, студенты. Были представлены научные школы Беларуси, России, Украины, Казахстана, Удмуртии и Мордовии.

Хотя мероприятие такого масштаба было организовано в научном центре Полесского региона впервые, однако оно явилось логическим продолжением научно-исследователь-ского и учебно-воспитательного процесса в университете. На всех факультетах сегодня изучается спецкурс «Народная педагогика белорусов»; ученые университета, научные коллективы и студенческие объединения исследуют проблемы воспитания молодежи на народных традициях; подготовлены и успешно защищены кандидатские и несколько маги-стерских диссертаций. Много лет работает в этом научном направлении первый проректор МГПУ им.И.П.Шамякина, кандидат педагогических наук, доцент Валерий Сергеевич Болбас, который и выступил председателем оргкомитета конференции.

По итогам конференции издан сборник материалов на русском, белорусском и украин-ском языках, что подтверждает на практике единство и взаимопонимание между научным сообществом. Представленные публикации показывают, что законы развития и функцио-нирования этнопедагогики универсальны для всех народов. Конференция объединила людей неравнодушных, творческих —  всех, кто стремится познать удивительный феномен народного воспитания и сохранить бесценное этнокультурное наследие для будущих поколений. Она стала закономерным продолжением научно-исследовательского и учебно-воспитательного процесса в МГПУ им. И.П.Шамякина и продемонстрировала взаимосвязь этнических и общечеловеческих ценностей.

Валерий Сергеевич Болбас затрагивает серьезную тему и подчеркивает, что одной из главных задач каждого учреждения образования является приобщение молодого поколения к духовным ценностям народа. Почему проблемы этнопедагогики так актуальны сегодня? Ознакомимся с некоторыми положениями исследования ученого.

В последнее время в мировом сообществе окончательно сформировано убеждение, что стратегия развития человечества, ориентирующаяся сугубо на экономические и научно-технические критерии, не только бесперспективна, но и пагубна для цивилизации. Общепризнано, что в основе жизнедеятельности любого общества и любого человека должна быть культура. Причем шаблонные схемы глобализма, игнорирующие особенности больших и малых культур отдельных сообществ, стран и регионов, в ряде мест привели и приводят к серьезным этническим конфликтам, перечеркивающим прагматизм и утилитаризм, казалось бы, хорошо просчитанных направлений государственного и общественного развития.

Сегодня на земном шаре более двухсот стран и около двух тысяч наций и народов имеют свой жизненный уклад, свою историю, свою культуру. Современные перспективы развития, само бытие вынуждают к консолидации, интеграции, которые зачастую вместе с благом несут разрушительные процессы как для отдельных государств и народов, так и для цивилизации в целом. Глобализация таит реальную угрозу потери этнокультурной идентичности. Нарушаются традиционные системы ценностей и норм жизни за счет переоценки прежних и привнесения новых. В настоящее время правомерна постановка вопроса не только культурного, но и этнокультурного многообразия как непременного условия сохранения человечества.

Особую опасность для этнотизации культуры приобрели революционные преобразования в коммуникационной сфере. Телевидение, радио, интернет в считанные секунды доносят информацию и средства развлечения во все уголки земного шара, оказывая соответствующее воздействие на мировоззрение, культуру регионов, куда эта информация проникла. Всего 10 компаний владеет около 90% мирового рынка телекоммуникаций. Во всем мире с тревогой заговорили об американизации культуры, начиная от «макдональдизации» до «голливудизации». Отдельные американские идеологи не скрывают, что экспортируемая массовая культура подрывает основы других обществ, и что, в отличие от обычных завоевателей, их не устраивает простое подчинение, они нуждаются, чтобы другие копировали и распространяли навязанные извне ценности.

С другой стороны, процессы этнизации могут приобрести тенденции межэтнического расслоения, обособленности, переходящие в национальную нетерпимость и непримиримость. Это еще больше актуализирует проблему развития этнической культуры, которая должна обеспечить трансляцию следующим поколениям выработанных и выверенных данным сообществом ценностей, реализуя тем самым принцип преемственности.
Главным институтом воспроизводства и развития общества является образование. Во многом благодаря ему сохраняются и развиваются компоненты этнической культуры. Более того, этнокультурные ценности как раз и базируются на образовательных. Именно образование дает возможность каждому самоидентифицироваться как представителю той или иной культуры. Оно создает условия для равноправного диалога в любой этнокультурной среде. Образование как никакая другая отрасль обладает возможностью успешно синтезировать этнонациональные и общечеловече-ские ценности. Неудивительно, что образование сегодня является главным источником социально-экономического прогресса, а образованность и воспитанность дают не только нравственно-духовные, но и экономические дивиденды. Образование играет большую роль в гармонизации личных, национальных и общечеловеческих интересов и ценностей.

Формирование этнической культуры личности не только не отрицает, а, наоборот, предполагает приобщение к общечеловеческим достижениям мировой культуры. С одной стороны, глубокое изучение общечеловеческой культуры помогает каждому осмыслить и лучше понять особенности культурного наследия своего народа, стимулирует развитие этнического сознания и многогранную этническую деятельность. С другой стороны, интеграция в мировую культуру, постижение вершин достижений человечества возможно только после овладения культурным наследием своего этноса, своего народа. Стремление противопоставить национальное образование приори-тетам и ценностям мировой культуры обедняет и то, и другое, ведет к национальной самоизоляции, подрывает саму сущность полноценного образования. Роль национального образования — не разъединять, а соединять народы и поколения и ориентироваться в будущее.

Формирование подлинной этнической культуры должно происходить строго в рамках этнотолерантных установок, строиться на максимальной открытости воспитательного этнокультурного пространства, на взаимодействии и взаимообогащении этнокультур. Специфика этнокультурного образования состоит в том, что оно превращает общечеловеческие ценности в конкретные этнические категории, знания, доступные и понятные представителю каждого этноса. Это обеспечивает доступность, уверенность в своих способностях приобщения к достижениям планетарной культуры. Чтобы познать культурные достижения других народов, человек должен овладеть культурным наследием своего народа. П.П.Блонский указывал, что «путь к общечеловеческой культуре лежит через национальное воспитание». К.Д.Ушинским был сделан вывод о том, что черта национальности в каждом человеке коренится глубже всех других. «Кроме того, практика показывает, что в период социальных потрясений и катаклизмов этнос выручает от опасности растворения индивида в общей массе, способствует его нравственной стабилизации», —  подчеркивают современные ученые. Проблема этничности является одной из актуальнейших на современном этапе общественного развития.

Ирина АЛЕНИНА
Александр  ЩЕРБАКОВ  (фото)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *