Совещание с представителями малого и среднего бизнеса Мозырского района

исполком4

Предпринимательство: помнить о социальной ответственности

Состоявшееся совещание с представителями малого и среднего бизнеса Мозырского района, которое проводил Е.Б.Адаменко, было нацелено на решение многих вопросов в предпринимательской среде. Как участник совещания хотел бы поделиться своими мыслями о развитии бизнеса в нашем районе. Должен отметить, что сложившиеся нормальные деловые отношения бизнеса и власти района способствуют Мозырю занимать ведущие позиции в регионе по ведению бизнеса.

Я в бизнесе с 1996 года, поэтому могу проводить параллели его развития в те годы и в настоящее время. В городе насчитывается 4793 субъекта хозяйствования, 3068 индивидуальных предпринимателей, 1725 юридических лиц, 7125 человек, работающих в сфере малого и среднего бизнеса. Для сравнения: в 1996-2004 гг. доля бизнеса в городском бюджете составляла около 3%, а в 2012 г. и 2013 г. – почти 15%. Прирост очевиден! А ведь Президентом и правительством поставлена цель в 2015 году довести эту цифру до 50%. Реальна ли эта задача для нашего предпринимательства? Если судить по цифрам, то вполне.

Отдел экономики райисполкома работает в тесном контакте с предпринимателями. Зам. председателя райисполкома В.А.Назаренко всегда открыта для решения рабочих вопросов местных бизнесменов. Сравнивая условия ведения бизнеса в 90-х годах прошлого века и начале нынешнего, скажу: в настоящее время со стороны государства созданы все возможности для развития предпринимательства. У нас в городе есть один из лучших в республике бизнес-инкубатор. Здесь можно получить любую информационную помощь, касающуюся организации своего дела. Но, как отмечает его директор З.Н.Змушко, обращений со стороны физических и юридических лиц по тем или иным вопросам недостаточно, если сравнивать с численностью  субъектов хозяйствования в районе. Почему? На мой взгляд, сейчас в бизнес приходят молодые руководители. Кроме того, интернет в наше время стал большой помощью в работе. В 90-е годы этого не было.

К сожалению, множество нормативных актов, постановлений, дублирующих друг друга инструкций, согласований не способствует уменьшению бумажной работы. Например, отменили лицензирование почти 65-70% видов деятельности – ввели сертификацию. И что в итоге? По некоторым направлениям (строительство, услуги населению и ряд других) сертификат стало получить труднее и дороже, чем лицензию.

У нас в районе почти 62,5% ИП занимаются розничной торговлей, остальные – производством и услугами. Причем собственно производителей продукции можно пересчитать по пальцам. Особенно актуальна проблема предприятий численностью выше 50 человек. 6% оказывают услуги на селе, по ремонту бытовой техники. А где же производство? Экспорт? Инвестиции? А придорожный сервис, агроэкотуризм? Почему же многие предприниматели неохотно идут в эту сферу? Судя по обмену мнениями на совещании, это наиболее актуальные вопросы для Мозырского района. Ведь чем интересен бизнес? Практически все зависит от тебя, от твоих способностей, деловитости и т.д. Можешь заработать большие деньги, как и потерять их в силу любого форс-мажора (инфляция, резкий скачок доллара, цен, как это произошло, например, в 2011 году). Бизнес – это один из синонимов слова «риск», особенно в производстве.

Сегодня в нашем городе большая конкуренция на рынке продаж строительных материалов, автоуслуг, монтажа окон и дверей из ПВХ.

Плюс в бизнесе – работаешь на себя, а главное – без вмешательства чиновников принимаешь решения. Даже у нас в городе, где достаточно развито предпринимательство, встречаешься с таким явлением: будучи директором СООО «Мозырская альтернатива», меня спрашивали о наличии отдела кадров, юриста, инженера по охране труда и т.д. Это говорит о том, что не все еще понимают, что руководитель коммерческого предприятия – это все эти службы в одном лице. Много говорят сегодня об избыточной численности персонала. Просто ознакомьтесь со штатом любого госпредприятия: главбух, ведущий бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, а сколько экономистов! Иногда наблюдаю такую картину: работают на укладке плитки 5 рабочих, возле них стоят 2 мастера, нередко и прораб. При такой расстановке персонала может ли идти речь о росте производительности труда и увеличении заработной платы? А качество работ в строительной сфере – давно уже больная тема.

В нормальном частном предприятии такого не бывает. Конечно, многое здесь зависит от руководителя, от его умения организовать работу, обеспечить материалами. Наверное, поэтому в производство идут самые смелые, по-хорошему склонные к авантюрам люди. Многие передают по наследству свой бизнес детям.
Когда в 1996 году я уходил с НПЗ и создавал ОДО «Лесная криница», многие удивлялись: уйти с завода в тяжелый не известный никому бизнес  – промышленное выращивание экологически чистых грибов вешенка и шиитаке? В 1997 году мы получили первую продукцию (40 кг) и не знали, как ее реализовать в городе. Сейчас для города нужно примерно 2-3 тонны в месяц. Производство – это тяжелый каждодневный труд. Не в обиду тем, кто занят в розничной торговле: продал – получил деньги. А в производстве: продал – ждешь месяц-другой оплату за свою продукцию. Да и ответственность директора и ИП существенно разнятся.

Возможно, здесь отдел экономики, «Бизнес-центр» и другие структуры района недостаточно работают с предпринимателями по вовлечению их капитала в производственный бизнес и услуги населению. Но я считаю, хочешь чего-то достичь в бизнесе – инициатива, деловитость, целеустремленность, настойчивость должны исходить от самого человека, решившего посвятить себя предпринимательству. А ведь многие из нас начинали с торговли мелкими товарами, оказывали услуги и т.д., сегодня некоторые стали ведущими в городе и районе.
Не отстает наш бизнес в вопросах благоустройства города и района, оказывает спонсорскую помощь общественным объединениям и простым людям. Важный вопрос для малого и среднего бизнеса – экспорт. Пока импорт заметно преобладает над экспортом.

Появились проблемы у ИП в связи с созданием Таможенного союза и ввозом товара. Уверен, что министерствам по налогам и сборам, торговли необходимо безболезненно и без ущерба для бизнеса решить эту проблему.
Я знакомился с опытом работы «Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса» в Гродно. Скажу однозначно, у них есть чему поучиться: проводится день предпринимателя; чествуют лучших предпринимателей; проводят выездные семинары в другие города республики; разработано положение о соревновании в сфере малого и среднего бизнеса в номинациях «Производство», «Торговля», «Услуги населению» и др. Наши предприниматели пока работают обособленно, каждый сам по себе. Я понимаю, что в наше непростое время для ведения бизнеса не всем хочется открывать показатели своей работы. Поэтому на областные и республиканские конкурсы «Лучший предприниматель года» отделу экономики райисполкома с большим трудом приходится находить представителей от Мозырского района. Возможно, необходимо найти стимулы для активного участия бизнеса-сообщества в подобных конкурсах.

Уверен, в городе большинство предприятий малого и среднего бизнеса могут достойно представить наш район в номинациях «Лучший предприниматель» на различных уровнях. Возможно, и нашим предпринимателям нужно подумать о создании своего союза в районе. Пример есть: на рынке «ИстПал» есть совет индивидуальных предпринимателей, который возглавляет А.Бондаренко. Слово – за малым и средним бизнесом. Поэтому на совещании глава админист-рации района Е.Б.Адаменко еще раз подчеркнул: «Давайте будем надежными партнерами в бизнесе.  Райисполком всегда готов способствовать развитию предпринимательства, расширению сферы услуг, помощи деловым людям, решившим посвятить себя малому и среднему бизнесу».

Николай ГАЙДУКОВ, председатель ТС, депутат районного Совета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *