Сетевой маркетинг: о том, как купить… мечту

23838875Корреспондент газеты  «Жыццё Палесся» получила приглашение в «прибыльный бизнес, за которым будущее», и попыталась разобраться в некоторых его аспектах.

…Однажды вечером мне позвонили на мобильный телефон. Девушка представилась дистрибьютором компании «Nn» (это довольно известная компания в сфере сетевого маркетинга. Она называется по-другому, но название фирмы указывать не станем, как и настоящие имена героев этого материала, – прим. авт.): «Здравствуйте! Меня зовут Вероника, я представитель компании «Nn». Ваш номер телефона выиграл подарок от компании. Забрать его можно будет на нашей презентации. Скажите, когда вы сможете прийти за подарком?»

Звонок вызвал во мне смесь удивления и раздражения. Заявок на участие в каких бы то ни было конкурсах компаний, где можно выиграть подарки, я не подавала. Значит, кто-то сделал это за меня? Но, согласитесь, далеко не каждому человеку понравится, когда его номер телефона передают неким третьим лицам для не совсем понятных целей…

– Скажите, а кто дал вам мой номер телефона? – спрашиваю у девушки.

– Номер дал ваш знакомый, – отвечает та.

Решив не уточнять, что за знакомый, отвечаю категоричным отказом: не приду, меня не интересует ваша продукция. Девушка просит назвать кого-нибудь из своих знакомых, кому будет нужен подарок. Вновь отказываюсь.

…Думаю, мало найдется в нашем городе людей, которые не сталкивались с деятельностью людей, работающих в сфере сетевого маркетинга. Автор – не исключение. Продукцией названной по телефону фирмы, кстати, тоже иногда пользуюсь. А вот на презентации никогда не ходила. Может, попробовать? Любопытство в конце концов взяло верх. Вскоре я сама перезвонила Веронике.

– Скажите, ваше предложение прийти за подарком еще в силе?..

ВСЕ НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО?

Через несколько дней я отправилась на презентацию «Nn». В назначенное время стояла под дверью кабинета: попросили немного подо-ждать. Вместе со мной презентации ждали еще 7 человек: две молодые мамы с дочками лет 7-10, две юные девушки (видимо, студентки или старшеклассницы) и элегантная пенсионерка интеллигентного вида. Вот нас наконец пригласили в кабинет и первым делом раздали небольшие анкеты, где просили указать, есть ли у анкетируемого личный консультант «Nn», интересует ли его возможность покупать продукцию со скидкой до 30% и тому подобное. Также в анкете была просьба указать номера телефонов пяти знакомых людей, которым, по мнению анкетируемого, тоже будет интересно прийти на презентацию… Ведущие презентации – две миловидные девушки – пояснили: можно написать и больше контактов, но никак не меньше пяти. «А что, если нет знакомых, которым это будет интересно?» – прозвучал вопрос от одной из мам. «Ну, вы все равно кого-нибудь напишите. Вдруг заинтересуются?» – мило улыбнулись ведущие. Да простят меня консультантки, которые, возможно, прочтут этот материал, но все оставленные номера я выдумала, равно как и их владельцев.

На обратной стороне анкеты просят написать номер паспорта. «Это на тот случай, если вы вдруг решите зарегистрироваться, чтобы покупать продукцию с 23%-й скидкой», – объясняют девушки. Нет, с оставлением паспортных данных определенно стоит повременить. Да и зачем это нужно, коль договоры о сотрудничестве с компанией участникам пока никто не предлагал?!

После небольшой презентации продукции «Nn», длившейся минут 15, переходят к главному. «Построй свой бизнес вместе с «Nn», и все твои мечты сбудутся!» – примерно таков лейтмотив рассказа о «возможностях в компании». Регистрируясь в качестве дистрибьютора, вы начинаете создавать свою «структуру»: приглашаете новых людей, которые вместе с вами будут распространять продукцию. Успехи консультантов измеряются в баллах-бонусах. Вместе с командой или самостоятельно наберете столько-то баллов-бонусов – получите дополнительную скидку. Вместе со скидками растет и ваш ранг в компании. Вы становитесь менеджером, затем директором, затем золотым директором, изумрудным, аметистовым, алмазным… и так далее. У многих сетевых фирм почему-то популярны такие вот «драгоценные» звания – видимо, чтобы занятым в бизнесе было приятнее знать себе цену. Одна из наших ведущих – уже директор компании.

Девушки достают альбомы с фотографиями. Показывая фото, на которых запечатлены незнакомые люди в вечерних платьях и костюмах, консультантки с нежностью в голосе рассказывают о них – своих спонсорах. Спонсор в сетевом маркетинге – это своего рода «бизнес-гуру». Естественно, он не является привычным для понимания финансовым спонсором, ведь он дает не деньги, а то, что важнее: знания и мотивацию. На некоторых фотографиях люди держат в руках чеки на очень крупные суммы. «Nn» дарит своим высокоранговым членам путешествия в жаркие страны, золотые украшения с дорогущими камнями…

Рассказ про «дольче вита» подходит к концу. Мы сдаем наши анкеты. Два человека – я и одна из девушек – не оставили в анкете паспортных номеров. Нам сдержанно предлагают все же оставить номер (чтобы зарегистрироваться и покупать для себя со скидкой), но, услышав отказ, не настаивают. Получаем свои подарки – всем по небольшому тюбику крема.

Делимся впечатлениями от презентации. «Знаете, за этот час, что мы провели вместе с вами, у меня сложилось такое впечатление: как же здорово быть консультантом «Nn» и как плохо – врачом, учителем…», – элегантная пенсионерка тонко иронизирует. Консультанты с грустью соглашаются: да, зарплатами представителей гуманнейших профессий государство не жалует, что ж поделаешь. Но тем, кто любит свою профессию, вовсе не обязательно бросать любимый труд: компания предлагает и просто подрабатывать, если так хочется…

«БИЗНЕС НЕ ДЛЯ КАЖДОГО. НО ТОТ,
КТО НЕ ХОЧЕТ ЭТИМ ЗАНИМАТЬСЯ, НЕУДАЧНИК…»

Возможно ли хорошо зарабатывать на ниве сетевого (или иначе называют MLM – multilevel (многоуровневый) marketing) бизнеса? Если только продавать косметику по каталогам, то маловероятно. Это пытались донести до нас и ведущие. Для того чтобы достичь успеха, нужно создавать свою «структуру», то есть приглашать новых людей в бизнес: зарабатывать деньги с удовольствием! Однако…

С тех пор, как первые компании такого рода появились в нашей стране и странах ближнего зарубежья, сетевой маркетинг успел «заслужить» стойкую неприязнь в сознании большинства жителей постсоветского пространства. Он едва ли не приравнивается к первой древнейшей профессии («интим и сетевой маркетинг не предлагать!»). О сетевиках бытует мнение как о настырных, надоедливых продавцах, мечтающих о том, чтобы клиент отдавал за их продукцию всю свою зарплату + премиальные с квартальными, и готовых «завербовать» в свои ряды каждого, кто попадется на пути. «Они не могут говорить больше ни о чем другом, прямо сектанты какие-то! Зомбируют их там, что ли?» – таково мнение многих из тех, чьи друзья, знакомые, родственники или коллеги по работе начали «строить свой бизнес».

– Сетевой бизнес – это в некотором роде и есть секта. Себя консультанты иногда называют в шутку сектантами: мол, мы – секта, которая верит в успех, – поделилась своим мнением мозырянка Анастасия (некоторое время назад она была активисткой еще одной действующей в Мозыре сетевой компании). – На презентации приглашают очень много людей, но приходят гораздо меньше, в основном, те, кто регистрируется только для покупки продукции со скидкой. Тех, кто решает заниматься бизнесом, единицы. Новым консультантам прямо или косвенно внушается мысль, что те, кто не хочет строить бизнес в сетевом маркетинге, неудачники, которые никогда не добьются успеха в жизни. А одно из главных условий успеха в сетевом бизнесе – это посещение различных обучающих семинаров, мастер-классов, встреч с лидерами компании. На все эти семинары, которые чаще всего проходят в других городах и странах, нужны немалые деньги. Но после встреч с лидерами остается чувство небывалой эйфории, там тебя «заряжают» позитивом настолько, что ты даже не сомневаешься в своем успехе.
Формирование сетевой «структуры», т.е. привлечение новых консультантов путем телефонного приглашения на презентации, вполне традиционная методика почти каждой MLM-компании. При этом информации сообщают минимум: чаще всего консультант на том конце провода постарается даже не называть компанию.

– Я сама пришла в компанию по телефонному приглашению, – признается Анастасия. – Для новичков бизнеса главная задача – заинтересовать человека, чтобы он пришел на презентацию, например, пообещать подарок, а остальное сделают лидеры. Лидер олицетворяет собой успех. Всем своим видом они показывают: «Вот, смотрите, я заработал много денег, и теперь я успешен и счастлив! И вы тоже всего этого добьетесь, если зарегистрируетесь в нашей компании». С этой же целью демонстрируют фото счастливых спонсоров, директоров, обвешанных золотом, бриллиантами, с чеками в руках.

– Конечно, шансы добиться успеха на этом поприще есть, – считает Настя. – Однако на это уходит гораздо больше времени, финансов и сил, чем говорят спонсоры.

– Я знаю, что многие действительно начинают хорошо зарабатывать. Но для этого нужно потратить либо много денег, либо много времени. Говорят, что стартовый капитал не нужен, но на самом деле без него будет гораздо сложнее. В свое время с  удивлением узнала, что многие наши лидеры богаты не благодаря сетевому бизнесу. Некоторые из них имеют в других городах или даже в других странах более традиционный бизнес – строительный, например. Те же, кто начинал дело в компании «с нуля», шли к своему финансовому благополучию не год и не два. Эти люди не пасовали перед трудностями и очень упорно продвигались к своей цели. Но люди с таким характером точно так же будут добиваться успеха на любом поприще. Топ-лидеры зарабатывают огромные деньги, но существенная часть их доходов складывается вовсе не из продаж продукции, а из продаж мотивирующих книг, видео, а также из выступлений на семинарах и презентациях. Ведь участие в таких мероприятиях для консультантов платное, – рассказывает моя собеседница. – Внутри сетевых компаний бытует такая поговорка: «Сетевой маркетинг для каждого, но не каждый для сетевого маркетинга». Я с этим согласна. В этом деле нужны напористость, даже наглость, умение убеждать, что этот продукт – именно то, чего не хватает твоему клиенту. Себестоимость продукции низкая, но продается она дорого, часто продукцию того же качества можно купить в обычных магазинах в разы дешевле. Сетевым компаниям приходится конкурировать с розничной торговлей, при этом нужно продавать огромные объемы товара. Поэтому сетевикам нужно доказать, что их продукция выгодно отличается от других марок своей натуральностью, эксклюзивностью, наличием каких-то редких компонентов и т.п. Должна быть своя «фишка». Нужно убедить покупателя в том, что продукция лучшая в своем роде. Но это далеко не всегда является правдой. Действительно, бизнес не для каждого, поэтому многие консультанты уходят. Я тоже поняла, что это не мое. Очень часто встречается такое: если что-то получается – «это все благодаря компании», если не получается – «проблема у тебя в мозгах». Признаться честно, сейчас я жалею, что связалась с сетевой компанией: потратила гораздо больше (поездки на семинары и встречи с лидерами), чем заработала.

«ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ – ОСЧАСТЛИВИТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ЛЮДЕЙ»

…А через несколько дней мне снова позвонила консультант «Nn» Вероника – приглашала на вторую встречу. Видимо, подразумевалось подписание договора. Значит, «клиент» начнет «развивать бизнес» или по крайней мере подпишется на покупку товара со скидкой. На второй встрече других потенциальных «бизнесменов», кроме нас (я пришла с другом), не оказалось. Консультантки, одной из которых была и Вероника, произвели очень приятное впечатление. Правда, разделить с ними их восторга по поводу работы в компании не получилось. Несмотря на улыбки и вежливость юных консультанток, со встречи уходила совершенно разбитой…

Признаться честно, роль критика удавалась с трудом: как же обидеть очаровательных барышень, искренне верящих в то, что только благодаря компании «Nn» они смогут исполнить свои мечты. Речи об эффективности работы сетевых схем бизнеса вести не буду: не специалист. Но, согласитесь, это странно и неприятно, когда твои работодатели пытаются навязать тебе мировоззрение. Сейчас уже появился даже такой термин – «коммерческая секта», явление активно изучают психологи и социологи. В коммерческой секте в роли бога выступает сетевая компания, в роли «духовных наставников» – спонсоры и топ-лидеры, в роли «просветления» – обладание миллионами долларов, яхтами, бриллиантами и другими несметными сокровищами, практикуется активное вовлечение, любая критика воспринимается крайне болезненно, инакомыслие агрессивно отвергается, инакомыслящие подвергаются оскорблениям и унижениям…

P.S. Тем не менее, сетевой маркетинг уже достаточно прочно обосновался в нашей жизни. В этом материале не упомянуты названия сетевых фирм, ведь цель его – не составление «черных списков», а, скорее, взгляд на недостатки сетевого бизнеса в целом. Среди сетевиков наверняка, кроме тех, кто с легким сердцем наобещает «золотые горы», есть и те, кто будет более правдив с членами своей команды. Ведь бизнес – это не только необыкновенные возможности. Это труд, зачастую тяжелый, требующий вложения огромных моральных сил. Ну, а для покупателей… Полистать свеженький каталог, такой яркий и красочный, – ну куда ж нам, девушкам, без этого? А многим представителям сфер услуг и торговли есть чему поучиться у сетевиков. Например, качеству сервиса. И улыбкам. И позитиву. Правда, с последним главное не переборщить…

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАКОНА…

– При осуществлении физическим лицом деятельности в сфере сетевого маркетинга (реклама, консультирование, распространение косметической или иной продукции и т.п.) необходима регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, – пояснила заместитель начальника инспекции Министерства по налогам и сборам РБ по Мозырскому району, начальник управления контроля за налогообложением индивидуальных предпринимателей и физических лиц Марина Михайловна Жук. – Осуществление физическим лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации влечет административную ответственность по части 1-1 статьи 12.7 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь в виде штрафа в размере до 100 базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения (товаров), орудий и средств административного правонарушения, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

Индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги в сфере сетевого маркетинга, исчисляет и уплачивает налоги в зависимости от выбранной системы налогообложения от размера полученного вознаграждения. При применении общей системы налогообложения уплачивает подоходный налог от предпринимательской деятельности в размере 15% от полученного дохода, при упрощенной – 5% от вознаграждения либо 3% с налогом на добавленную стоимость.

Необходимо обратить внимание, что прием наличных денежных средств у граждан (потребителей) индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги вне постоянного места осуществления деятельности (например, на дому у потребителя, в зданиях организаций), осуществляют только по документам с определенной степенью защиты (квитанциям на прием наличных денежных средств, приходным кассовым ордерам). Указанные документы выписываются каждому потребителю, при наличии постоянного места осуществления деятельности (офиса, торгового объекта) – только с применением кассового оборудования. Нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) влечет административную ответственность в виде штрафа до 50 базовых величин в соответствии со статьей 12.8 КоАП.

Маргарита СОЛОВЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *