Висит на заборе, колышется ветром…

В одном из университетов Европы, где «растят» будущих «рекламщиков», ввели новый предмет – культура размещения и подачи объявлений. Должно быть, нам также впору вводить курс лекций по этой теме в коллективах предприятий и учреждений.

объявыПрогуливаясь по городу, на одном из фонарных столбов обратила внимание на растрепанный лист бумаги, на котором печатными буквами было написано про то, как некто «горит желанием» сделать ремонт в вашей квартире. «Роботники, которым можно довирять» обещали сделать ремонт за считанные дни, при этом убеждали читателя в своей исключительной порядочности. Виды работ, которые бригада ремонтников могла сделать, удивляли своим разнообразием: укладка полов, поклейка обоев, облицовка плиткой, выравнивание стен и потолков и так далее и тому подобное. Практически все бумажки с номерами телефонов были оторваны, а это, видимо, означает, что своих клиентов трудолюбивые ребята нашли. После «обследования» автобусной остановки, а также близлежащих столбов стало ясно: подобные бесплатные «площади для объявлений» пользуются большим спросом как среди самих рекламодателей, так и среди горожан, которые остро нуждаются в специалисте по укладке полов или в человеке, обещающем привести в порядок ванную комнату. И это в ХХІ веке, когда в каждом белорусском городе регулярно выходит в свет часто даже не одна районная газета достаточно большим тиражом, работает радио, телевидение, еженедельно издаются бесплатные рекламные газеты…

В самый «неподходящий» момент я обратилась к молодому человеку, увлеченно расклеивающему бумажные объявления на автобусных остановках: «А вы какую фирму представляете?» «Свою собственную», – нехотя отвечает парень. Оказалось, речь идет о семейном бизнесе – молодежь решила попробовать свои силы в торговле: «Мы открываем магазин «секонд-хенд». Вот решили «попиарить» себя». Интересуюсь у своего собеседника, кто ему предложил рекламировать себя подобным образом, на что парень отвечает, не скрывая удивления: «Да испокон веков реклама на фонарном столбе была лучшим способом заявить о себе!» Мои возражения о том, что на дворе век компьютерных технологий, рекламодатель не принял во внимание. Заметил лишь, что «в соцсетях о своем магазине тоже напишу, а вот в газету объявления давать не буду. Кто сейчас-то газеты эти читает?!» Наблюдаю. Через пару минут после того, как объявление заняло свою «нишу» на столбе, первые «клиенты», чуть смущаясь, потянулись к новой информации. Кто-то лишь пробегал глазами по объявлению, кто-то отрывал себе бумажку с номером телефона, кто-то равнодушно пожимал плечами: мол, очередная глупость. Однако за десять минут объявление прочитали восемь человек! Наверное, ни один сайт, ни одна газета такой скоростью просмотра объявлений похвастаться не может…

При ближайшем рассмотрении бумажных листочков, щедро «украшающих» наш город, оказалось, что самые популярные – объявления о продаже или сдаче в аренду жилья. Чуть меньше – просьбы вернуть за вознаграждение те или иные вещи. На третьем месте – информация об услугах. А вот затем по численности идет несколько иная категория «информашек», на мой взгляд, самая интересная.  Однажды прочитала: «Меняю телевизор на пылесос», «Меняю сапоги 42 на сапоги 43». К этой же категории отнесла бы и объявления о знакомствах: «Ищу мужчину средних лет для дружеских отношений. Если вы устали от одиночества – звоните. О себе подробней в телефонном разговоре». Одна молодая мама по городу расклеила объявления о том, что нуждается в «заботливом отце для двоих замечательных деток». Запомнилось еще одно объявление: «Если вы хотите сделать доброе дело и в тоже время осчастливить себя, возьмите домой теплую живую «грелочку», которая ежедневно будет встречать вас громким лаем. Замечательные щенки бесплатно для вас!» Один товарищ, как он утверждает, «имеющий дар от бога», «составит ваш личный гороскоп». Тут же, несколькими сантиметрами ниже: «Лечу нетрадиционными методами». В общем, объявлений, расклеенных по всему городу, в настоящее время достаточно много, и, что не менее важно, все они порой удивляют своей откровенностью, а также уверенностью в том, что рано или поздно на информационный посыл найдется свой клиент – тот человек, который отреагирует положительно на ту или иную информацию.

Между тем провожу своеобразное расследование, пытаясь узнать, какие все-таки объявления эффективнее: которые публикуются в СМИ или которые по старинке «украшают» наш город своим шуршащим лоскутным одеялом, покрывающим не только специальные доски для объявлений, но и зачастую двери подъездов, автобусные остановки, стены зданий, фонарные столбы. Итак, передо мной Николай – постоянный клиент нашей газеты. Объявления дает регулярно, причем уверяет других, что подобная реклама приносит ощутимую выгоду. Беседуя со мной, поясняет: «Нужно учитывать, кто и для каких целей подает объявление. Конечно, если человек хочет, например, пристроить недавно родившихся котят в добрые руки, ему, наверное, имеет смысл написать маленькое «литературное произведение», украшенное фото очаровательных пушистых комочков, развесив такие «листовки» бесплатно в разных микрорайонах города. Потому как импульсивный подросток или ребенок, способный уговорить родителей, такое объявление скорее заметит на специальной доске возле своего дома, нежели во «взрослой» газете. Да и простой строчкой о продаже котят человека не привлечешь. Если же подробно рассказать, какой малыш очаровательный, да еще и запечатлеть на фото его милую мордочку, то шансы пристроить животное в разы возрастают. Однако в газете информация такого объема – весьма дорогое удовольствие. Может быть, объявления личного характера, например, о спутнике жизни можно написать «на столбе», ведь не исключено, что этот самый спутник, возвращаясь с работы домой, прочитает такое объявление на автобусной остановке и позвонит. А вот эффективность традиционной рекламы (я имею в виду информацию в СМИ) для небольшой, например, сервисной компании очевидна. Например, какое-то время я искал партнеров по бизнесу. Ну нереально найти таких по объявлению, написанному от руки и красующемуся на двери подъезда! В то же время я знаю, что ту же «районку» читают практически на всех предприятиях города. Возможно, кто-то даже и не интересуется рекламой, но, читая какую-то интересную статью, неожиданно увидит нужное объявление… Да и гарантией официально опубликованной информации всегда является УНП. В случае непредвиденной ситуации вы всегда можете пожаловаться «куда следует» на нерадивого предпринимателя, что невозможно сделать, пользуясь услугами «шабашников», которые и являются любителями уличного «спама».

Предприниматель Ольга с предыдущим моим собеседником соглашается: «Действительно, выбор места размещения вашей рекламы зависит от целей, которые вы преследуете. Если это какие-то бытовые объявления о продаже шкафа или старых сапог, то, наверное, вполне уместно такое объявление «накарябать» на бумаге. Если же вы хотите найти серьезную работу или проверенных сотрудников, то размениваться на «уличную» писанину не стоит. Здесь важно найти серьезное издание с большим тиражом, где и опубликовать свое объявление. Конечно, это должна быть не «Жен-ская газета» и не «Народный целитель», а что-то общественно-политического направления. А вообще, если вы молодой начинающий предприниматель, то… давайте свою рекламу везде – на телевидение, в районной газете, в газетах бесплатных объявлений, на радио, в интернете, печатайте бесплатные листовки, оставляйте их на остановках общественного транспорта. Помните что рекламы много не бывает! Люди сегодня ленивые, они лишний раз кликнуть мышкой не желают, что уж говорить о специальном поиске. Поэтому, что первым попало им под руки, тем предложением они и воспользуются!»

Интересуюсь у молодых студентов, которые ищут работу, как они рекламируют нынче свои способности. Те в ответ смеются: «На столбах не расклеиваем, это уж точно! Публикуем в газете бесплатных объявлений. С другой стороны, понимаем, что такую газету серьезная фирма или руководство того или иного предприятия не читает. Иногда бывает, что звонят. Но в основном это начинающие предприниматели, которым нужны помощники. С завода, например, еще ни разу не позвонили…» Молодой фотограф, который представился Павлом, утверждает, что в интернете создал настоящий сайт, где «пиарит» свое творчество: «Там можно познакомиться с моими работами, с ценами на услуги, пообщаться со мной. Но вот название этого сайта я должен рекламировать. Иначе как о нем узнают? Для этих целей пользуюсь газетами: где-то бесплатно публикую, где-то за деньги. Наверное, все-таки у газеты бесплатных объявлений немного не тот контингент… Поэтому в последнее время таким источником рекламы стал меньше пользоваться».

Что ж, каждый выбирает место и способ для рекламы исходя из своих собственных целей и предпочтений. С течением времени и развитием ИТ потребительские привычки и роль печатных изданий в повседневной жизни значительно изменились. Наверное, это правильно, ведь каждому Сеньке – своя шапка. Только вот все-таки хотелось бы, чтобы мы, давая свою рекламу, этой информацией не мешали другим: не захламляли почтовые ящики, не уродовали остановки общественного транспорта, а также фасады зданий. Все-таки город, в котором мы живем, должен быть красивым.

Юлия ПРАШКОВИЧ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *