Хотим помочь ученикам раскрыть таланты

Ольга Алексеевна Хомутовская«Любовь к своему делу помогает учителю преодолевать трудности и добиваться успеха во всех начинаниях», – считает директор СШ №9 Ольга Алексеевна Хомутовская.

По итогам приемки школ на начало учебного года в лидерах была СШ № 9. Да и, судя по уровню знаний школьников и выпускников, школа уже не первый год по праву считается одной из самых сильных в городе. С нынешнего учебного года действуют договор о сотрудничестве СШ №9 с Белорусским государственным технологическим университетом и программа взаимодействия школы с Мозырским нефтеперерабатывающим заводом. Открыты два профильных класса, для работы с учениками будут приглашаться преподаватели БГТУ, выпускников будут рады видеть в качестве студентов этого вуза, а впоследствии –  сотрудников ОАО «Мозырский НПЗ».

Впрочем, обо всем этом газета «Жыццё Палесся»  уже рассказывала читателям. Как и о директоре СШ  № 9 О.А.Хомутовской. Сегодня мы беседуем с Ольгой Алексеевной о ее профессиональном пути, а также о том, каким должен быть учитель высокой квалификации, стоит ли нагружать школьников факультативами и кружками по интересам, и правда ли, что в школу №9 берут только самых умных…

– Я родилась и училась в Мозыре, окончила СШ № 4, – рассказывает Ольга Алексеевна. – После окончания школы училась в педагогическом колледже, а затем – в Гомельском государственном университете им. Ф.Скорины. Учителем английского языка начала работать в Мозыре, в СШ №7, затем перешла в свою родную 4-ю школу. Там работала учителем, заместителем директора. Дальше была должность специалиста отдела образования, а уже в 2007 году я стала директором СШ №9. Могу сказать, что прошла буквально все ступеньки на пути к руководящей должности.

– А почему вы выбрали именно учительскую профессию?

– Моя мама – воспитатель детского сада. Она проработала в саду 36 лет и продолжает работать по сей день.  У меня замечательный отец, он летчик, авиатехник. Много времени моему воспитанию папа уделять не мог, так как был в постоянных командировках. Но именно родители привили мне любовь к детям, любовь к труду и сыграли важнейшую роль в моем становлении. Люблю свою профессию, думаю, коллегам тоже комфортно работать со мной, хотя, конечно, об этом лучше спрашивать у них. Мне очень нравится работать с детьми, а когда любишь свое дело, то и работа спорится.

– В современных реалиях к  руководителям предъявляются очень серьезные требования. Тяжело ли быть директором школы?

– Сегодня директор должен, без преувеличения, уметь все. Не только учить детей, но и умело направлять коллектив, и решать различные хозяйственные вопросы, и многое другое. Делать все, чтобы школа пользовалась уважением. Самое главное для руководителя – нужно уважительно относиться к людям, быть честным, быстро принимать грамотные управленческие решения. Я очень благодарна своему коллективу. А коллектив у нас замечательный: талантливые педагоги, профессионалы своего дела. Считаю, что основная доля успеха школы – это успех учительского коллектива. Также хочу поблагодарить за достойную работу своих заместителей Ж.С.Шпиц, Н.А.Колос, И.Б. Калиновскую, Е.А.Кабраль, Г.Т.Демидович. Быть учителем сейчас нелегко, но все мы при выборе профессии прекрасно об этом знали.

– Какие успехи СШ №9 вызывают у вас особую гордость?

– Всегда СШ №9 была в лидерах: школой руководили очень грамотные директора О.И.Савенко, А.М.Карабань, Е.А.Орлова. Одной из самых важных задач, которые ставила перед собой, было удержать эту высокую планку. Сейчас мы успешно сохраняем то, что проверено временем, но вместе с тем вносим различные новшества в образовательный и воспитательный процессы. Немаловажную роль играет и преемственность учительских поколений. Огромная заслуга в этом наших ветеранов, воспитавших достойных учеников. На данный момент в нашей школе работают 15 ее выпускников, которые активны и успешны в работе: учитель английского языка Т.В.Миронова, учителя математики Т.А.Чернова, С.А.Шкода и другие.

– Ольга Алексеевна, сейчас много споров ведется о том, стоит ли нагружать школьников дополнительными занятиями, факультативами, различными секциями и кружками по интересам. Интересно ваше мнение как педагога.

– Безусловно, нужно помогать ребенку развить его таланты. Они есть у каждого, нужно лишь разглядеть их. У одних детей они проявляются сразу, еще в детском саду, у других в старшем возрасте. У нас в школе такой девиз: «Каждый ребенок – солнце, только дайте ему светить». Для детей создаем все условия: желаешь рисовать – есть классы художественного направления, интересны танцы – есть своя хореографическая студия, увлекаешься наукой – есть научное общество учащихся, занимаешься спортом – добро пожаловать в специализированный  класс. Ребенок может искать себя месяцами, а то и годами. Нельзя только, чтобы родители пытались навязать детям свои собственные нереализованные мечты: «Я в детстве хотел играть на гитаре, но не было возможности, так пусть сын учится». У ребенка могут быть совсем другие интересы. И если он не устает, посещая факультативы и секции, если ему это в радость, то в этом ничего плохого нет.

– СШ №9 по уровню преподавания считается одной из сильнейших в городе. Но среди некоторых родителей, в том числе родителей первоклассников, бытует мнение, что в СШ №9 существует отбор будущих учеников по уровню знаний…

– Это не так. Мы набираем детей с 1-го класса. В связи с тем, что микрорайон продолжает расти, желающих очень много. Но не всех мы можем принять, так как попросту не хватает места. Хотя, признаюсь, нам очень льстит, что родители записывают к нам детей за год, а то и за два. Если есть свободные места в классе, то мы всегда готовы принять из других школ желающих учиться у нас. Возвращаясь к начальной школе: в этом году мы набрали пять первых классов, отбор у нас, скорее, по территориальному признаку, в первую очередь брали тех, кто живет ближе к нашей школе, ведь, согласитесь, это важно,особенно для  малышей. А вот 10-х классов в этом году у нас стало меньше: это уже достаточно взрослые ребята, они могут ездить на учебу в другие районы города. А по уровню знаний никакого отбора нет и быть не может, мы ведь не гимназия и не лицей, не учреждение нового типа, а обычная средняя школа. Так что утверждения, что в школу №9 попадают только «избранные» ученики – это лишь слухи.

– Вопрос, который неизменно разбирают на семинарских занятиях по профмастерству студенты педагогического университета, касается образа современного учителя. Будучи педагогом-управленцем, как бы вы ответили на вопрос: каким все-таки должен быть идеальный учитель?

– Первая и самая главная составляющая, я считаю, – любовь к детям. Убеждена, что учитель должен досконально знать свой предмет и суметь влюбить каждого ребенка в него. Важным качеством я бы назвала профессионализм. Все эти составляющие важны в совокупности. Ведь если учитель не любит детей, ему нечего делать в школе. Если он не знает свой предмет, то чему сможет научить учеников? Если он не профессионал своего дела, не знает, как преподать свой предмет, детям будет скучно и не интересно на уроке.

– Что можете сказать о современных детях? Легко ли педагогу с большим стажем понять молодое поколение, соответствовать, так сказать, духу времени?

– Дети всегда остаются детьми, и это очень хорошо. Малыши, которые приходят в первый класс, очень непосредственны, смотрят на все окружающее их широко открытыми глазами. Мы живем в век информационных технологий, каждое поколение становится более любознательным, активным, заинтересованным и целеустремленным. Что же касается увлечений нынешних школьников, то ничего плохого не вижу в том, чтобы учителя были в курсе того, что интересует их учеников. Учитель может, несмотря на то сколько лет он работает в школе, говорить с учениками о современной музыке, фильмах и о многом другом. Считаю, что следует говорить с ребятами на одном языке.

Елена МИХАЙЛОВА
Фото Сергея БОРОВИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *