Михаил ВИСЛОУХ, директор Слободской школы: «Возлагаем надежды на молодых»

Михаил ВислоухВ сельской местности интеллигенция, особенно врачи и педагоги, всегда была в большом почете: даже старожилы деревни к молодому учителю обращались только на вы, уступали место в очереди в магазине – оказывали всяческие знаки внимания. К счастью, и сегодня многие понимают: учителя – именно те люди, без которых общество неминуемо деградирует, без которых, как писал белорусский классик, мы неизбежно потеряем право «людзьмi звацца». И особое уважение к тем педагогам, которые многие годы остаются преданными своему делу. Директор Слободской школы Михаил Валерьянович ВИСЛОУХ – из числа таких. Учительской профессии он отдал 33 года и продолжает работать поныне. О своих личных успехах на педагогическом поприще Михаил Валерьянович говорит мало. Гораздо охотнее ведет беседу об учениках школы, о выпускниках и о том, какую дорогу в жизни они себе выбирают. «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян», – директор школы соглашается со словами великого химика.

Родом Михаил Валерьянович с Мозырщины. После окончания Михалковской средней школы он поступил в Мозырский государственный пединститут им.Крупской на факультет общетехнических дисциплин и физики, по окончании которого работал по распределению 7 лет в Хойникском районе. После молодой учитель вернулся в Мозырский район и стал директором школы в Романовке. Последние 7 лет Михаил Валерьянович возглавляет Слободскую среднюю школу. Супруга – тоже учитель (преподавала русский язык и литературу) и бывший директор Романовской школы.

Михаил Валерьянович искренне гордится своей «вотчиной».

– Сейчас в нашей школе обучается 121 учащийся. Учатся у нас не только школьники из Слободы, но и из других деревень сельсовета: Романовки, Моисеевки, Хомичков. В школе 25 учителей, 8 из которых имеют высшую квалификационную категорию. Также работают три молодых специалиста, двое из них – магистры. Одна из молодых специалистов к тому же на данный момент заочно учится в аспирантуре, – рассказывает Михаил Валерьянович. – Коллектив дружный, и атмосфера в нашем учебном заведении позитивная. Это во многом благодаря тому, что само здание школы очень уютное. Здесь просторно, светло, тепло: в 2007 году сделали добротный капитальный ремонт.

Активную помощь в развитии Слободской школы оказывает руководство сельсовета, ведется сотрудничество с сельхозпредприятием «Слободское им. Ленина». «Огромное спасибо им за то, что понимают, как важна сегодня поддержка нашим детям, нашим юношам и девушкам. Куда бы ни забросила их судьба, какую стезю они бы ни выбрали, хочется надеяться, что они станут действительно хорошими специалистами», – говорит наш собеседник.

Обеспечить агрогородок кадрами

Средняя успеваемость в Слободской школе, по словам Михаила Валерьяновича, достаточно неплохая для сельского учебного заведения: по результатам нынешнего централизованного тестирования средний балл по школе 44.

– По итогам прошлого учебного года 5 выпускников из 11 поступили в вузы: двое – в Гомельский государственный медицинский университет, один – в Белорусский государственный университет транспорта, один – в Белорусский национальный технический университет и один – в Мозырский государственный педагогический университет им. И.П.Шамякина. Но в целом наши выпускники чаще выбирают именно мозырский педуниверситет: все-таки ближе к дому.

Впрочем, как считает педагог, процент поступления выпускников школы в высшие учебные заведения не должен быть столь важен. Главная задача сейчас – мотивировать учеников получать те профессии, в которых нуждается рынок труда. Сегодня очень востребованы рабочие специальности. В то же время, отмечает директор, в профориентационной работе среди сельских школьников нужно говорить о том, в каких специалистах нуждается район. Это не только рабочие, но и учителя, врачи, а также высококвалифицированные специалисты сельского хозяйства.

– Сельская молодежь в большинстве своем после учебы стремится в город. Возвращаются в основном выпускники сельскохозяйственных учебных заведений. Слобода в этом плане не исключение. Хотя, на мой взгляд, здесь созданы условия для самореализации: есть где трудиться, где отдыхать. И сейчас нам нужно работать над тем, чтобы, в первую очередь, обеспечить нужными кадрами агрогородок, – объясняет Михаил Валерьянович.

Директор школы: педагог, воспитатель, управленец, завхоз

Это особая, очень почетная и важная должность. Нужно не просто быть хорошим учителем, но и к тому же грамотным менеджером, то есть уметь настроить тонкий «механизм» – учительский коллектив – так, чтобы тот работал слаженно и без перебоев.
– В нашей работе главное – знать людей, понимать сильные и слабые стороны работников своего учреждения, замечать их успехи. Тогда сотрудники будут стремиться к профессиональному росту. Именно таких принципов должен придерживаться и педагог в работе с ученическим коллективом, – рассуждает М.В.Вислоух. – Сегодня к учителям очень высокие требования, нужно идти в ногу со временем, постоянно совершенствоваться. Не могу не отметить стремление к профессиональному росту двух наших молодых специалистов – учителя биологии Т.А.Зданевич и учителя русского языка и литературы Е.Ф.Черняк, которые повышали свою квалификацию в магистратуре.

Назначение школы директор видит еще и в том, чтобы, помимо образования, дать ученикам нравственные ориентиры, «зажечь» в них стремление к развитию своей личности. Новое направление в воспитательном процессе в Слободской средней школе – тесное взаимодействие со Свято-Михайловским приходом, который находится в деревне. В ноябре на базе Слободской школы прошли Свято-Михайловские чтения, в которых участвовали не только школьники из Слободы, но и ребята из других деревень. Гордится Михаил Валерьянович и спортивными достижениями учеников: в областных соревнованиях по туризму Мозырский район, который представляла Слободская школа, занял третье место.

Наконец, немаловажной функцией директора является и контроль хозяйственно-бытовых вопросов в жизни школы. Там, где учатся дети, всегда должно быть чисто, светло и тепло.

Сила учителя – в его учениках

– Сельские учителя хорошо знают своих учеников: это особенность сельской жизни – здесь все друг друга знают. Для учителя в этом есть свои плюсы: становится легче наладить контакт не только с учениками, но и с их родителями, – отмечает Михаил Валерьянович. – В классах сельской школы учащихся меньше, чем в городской, и это своего рода бонус учителям.

Для любого педагога большое счастье – знать, что все усилия твои дали хорошие всходы.

– В нашей школе встречи выпускников – это незыблемая традиция, – рассказывает директор. – Бывшие ученики часто звонят, приходят в гости: учителя всегда рады их видеть. У нас даже есть своя картинная галерея – все картины подарены нашими выпускниками.

С большой теплотой Михаил Валерьянович вспоминает многих своих учеников. Среди них есть и недавние одиннадцати-классники. Отличница, активистка Анастасия Долгая теперь студентка Гомельского медуниверситета. После окончания вуза ее с нетерпением ждут на малой родине, в Слободе. Представители известной в деревне династии тружеников села – Александр, Евгений и Михаил Клевцы – продолжают дело своего отца: трудятся в ГП «Слободское им. Ленина» механизаторами. Михаил Валерьянович с гордостью отмечает, что каждый раз в беседе директор сельхозпредприятия говорит о ребятах: «Именно такие специалисты нам нужны!»

Елена МЕЛЬЧЕНКО
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *