Речной порт Мозырь: подводим итоги, строим перспективы

Главные надежды нашей гавани

С каким настроением мозырский речной флот завершил навигацию 2013 года и какие перспективы строит на следующий рабочий сезон, корреспондент «Жыцця Палесся» узнала, на днях побывав в порту.

– Объем перевозок в 2013 году упал процентов на 20 по сравнению с предыдущим, в связи с этим наши финансовые показатели хуже. Объемы строительных работ в стране, как известно, существенно снизились, и это сказалось на нашей работе. Выручка за 11 месяцев составила 17 с небольшим миллиардов. Дебиторская задолженность по провозным платежам на конец года значительна – около 2,5 млрд., – рассказывает начальник порта Мозырь РТУП «Белорусское речное пароходство» Владимир Николаевич ЗАЙЦЕВ. – Были и значимые моменты в этой навигации. Многие наши идеи в 2013 году были доведены до логического завершения, и есть все предпосылки, что в 2014 году проекты, которые в прошлом сезоне были экспериментальными, выйдут на производственную основу.

начальник порта Мозырь РТУП "Белорусское речное пароходство" Владимир Николаевич ЗАЙЦЕВ

В.Н.Зайцев: «Не всегда результаты работы зависят только от коллектива. Не могу сказать, что были определенные упущения, которые не позволили достичь плановых показателей, лучшего материального положения. Коллектив работал дружно, слаженно, выполнял некоторые работы впервые. И никаких ошибок не было. Хочу отметить, что навигацию мы отработали достойно. Коллектив заслуживает всяческих похвал. Любви вам, благополучия в семьях и счастливого нового года!»

Основные наши грузы – щебень и гранитный отсев (перевезли около 70 тысяч тонн), песок собственной добычи (около 135 тысяч тонн), полевой шпат (3,3 тысячи тонн), лес (2,5 тысячи кубометров), дизельное топливо (4,5 тысячи тонн). Транспортировкой наливного груза – нефтепродуктов – занимаемся третий год. Начинали со смешного: почти в ручном режиме отгрузили 700 тонн дизельного топлива, отправили его в Украину. Теперь в порту у нас есть переливной трубопровод (с железнодорожных цистерн – в речные суда). Наши украинские коллеги завели баржу-накопитель на 3 тысячи кубометров нефтепродуктов: она накапливает груз для уменьшения простоя транспортных наливных барж. Недавно 2 наливные баржи по тысяче тонн отправились в Украину. Мы отгрузили около 4,5-5 тысяч тонн нефтепродуктов в Киев. В 2014 году к нам прибудет еще 2 баржи: рассчитываем ежемесячно отгружать порядка 14-16 тысяч тонн, которые после реализуют через свои заправки в Украине «WOG» и «Сакар».

 

Капитан теплохода "Надежда" и БТ-0686 Сергей Владимирович Шумак видит широкие перспективы своей команды в следующей навигации.

Капитан теплохода «Надежда» и БТ-0686 Сергей Владимирович Шумак видит широкие перспективы своей команды в следующей навигации.

Мы приняли участие в перевозке негабаритных тяжеловесных грузов для строящейся белорусской АЭС: деталей устройства, которые будут осуществлять безопасность электростанции. Мы забрали их в Херсоне и перевезли в достаточно сложных гидрологических, метеорологических условиях до города Березино Минской области, прошли чуть больше 1500 км.

И.о.начальника плавмастерской Алексей Игоревич Белый и начальник грузового участка Вячеслав Геннадьевич Щирцов за обсуждением предварительного плана расстановки флота.

И.о.начальника плавмастерской Алексей Игоревич Белый и начальник грузового участка Вячеслав Геннадьевич Щирцов за обсуждением предварительного плана расстановки флота.

Занимались и отправкой партии древесины. К нам обратилась турецкая компания для перевозки березовых балансов. Они решили, что возьмут наши баржи и наймут нас для буксировки до Киева, а дальше своими силами будут идти по Днепру. Экспериментировали год, но, по большому счету, ничего у них не получилось, а 2,5 тысячи кубометров леса так и остались в порту. К нам обратилось УП «Беллесбумпромэкспорт» с просьбой все же отправить этот груз до Херсона. И наш порт взялся за эту работу, впервые пробуя экспедировать такой груз. Погрузили суда, отбуксировали до Киева, там наняли буксир и отвели груз до пункта назначения – до Херсона, там же загрузили баржи полевым шпатом. Таким образом мы провели без каких-либо замечаний весь комплекс транспортных услуг по обработке груза в морском порту, перевозке его в речной порт «Мозырь» и отправке железнодорожным транспортом до станции получателя («Керамин»).

 

Подготовка к зимовке, снимают сирену. На БТ-0691 – механик Денис Олегович Баранов, капитан Александр Иванович Жук, второй помощник капитана Алексей Владимирович Маевский.

Подготовка к зимовке, снимают сирену. На БТ-0691 – механик Денис Олегович Баранов, капитан Александр Иванович Жук, второй помощник капитана Алексей Владимирович Маевский.

В порты Черного моря мы некогда перевозили и калийные соли, а в обратном направлении везли гранулированные шлаки, которые используются на наших цементных заводах. Вклинились в эту перевозку речным транспортом в начале 2000-х. Железной дорогой к нам приходил калий, с помощью перегрузочного комплекса (он и сейчас существует) переваливали его в речные суда и далее шли до украинского Николаева, там баржи выгружались и в районе Днепропетровска наполнялись гранулированным шлаком. Тогда сформировался устойчивый грузопоток, к 2004 году мы довели объем перевозки экспортных грузов до 120-130 тысяч тонн в год. Но в 2005 году южные порты Украины для «Беларускалия» перестали быть интересными: логисты выяснили, что соли выгоднее возить в прибалтийские порты по суше. В Украине тарифная политика очень неустойчивая и необдуманная. Перегрузить и отправить контейнер в Ильичевске, например, стоит 300 долларов, а рядом в Констанции, в Румынии, – 120 долларов. И никто не может объяснить, почему так. Поэтому ежегодно у них падают объемы переработки грузов, которые следуют через черноморские порты. А у нас теряется возможность проявить себя. Если ушел калий из черноморских портов Украины, значит, ушел, к сожалению, и у нас.

Токарь И.Н.Волк за токарно-винторезным станком. Зимой работы у Ивана Николаевича не убавилось.

Токарь И.Н.Волк за токарно-винторезным станком. Зимой работы у Ивана Николаевича не убавилось.

Калийную соль, к слову, перевозил построенный в 2001 году грузовой теплоход «Надежда» – единственное отечественное судно, способное выходить в море (его грузоподъемность – 725 тонн, плюс приставка на 900 тонн). В 2002 г.  он отработал единственную навигацию, в 2003-м сделал лишь пару рейсов: год был очень неудачен из-за мелководья. Следующие 10 лет «Надежда» стояла в порту без дела, а это очень много для теплохода. За это время изменились некоторые требования к комплектации как судна такого разряда.

Речной порт Мозырь

Та самая «Надежда».

Например, наличие соответствующего комплекта современного навигационного оборудования – обязательное условие для выхода на большую воду. В переоборудование судна вложили относительно немного – 30 тысяч долларов. У нас грандиозные планы на «Надежду»: планируем использовать ее в перевозках, которые будут осуществляться на всем протяжении Днепра. Это перевозка и контейнеров, и оборудования, и лесных грузов, и полевого шпата. (Этот теплоход уникален еще и тем, что здесь трудится единственная в Беларуси девушка-моторист. 19-летняя Светлана Зых по будущей специальности (она студентка Светлогорского индустриального колледжа) – судомеханик, судоводитель. К своей не типичной для женского пола специальности относится с большим интересом, хоть и говорит, что в профессию попала случайно: опоздала с документами в Могилевский колледж МВД. Любовь к технике привита ей с детства. Как она сама рассказывает, любила проводить время с отцом в гараже. В 10 лет из любопытства разобрала сердце отцовского трактора. Правда, собрать обратно не сумела. Это сейчас девушка управится с любым двигателем, с судовым – так точно, – прим. авт.)

Светлана Зых, рулевой моторист, занята зачисткой машинного отделения "Надежды".

Светлана Зых, рулевой моторист, занята зачисткой машинного отделения «Надежды».

В 2013 году мы также модернизировали буксир «Пинск», присвоили ему номер БТ-01. В 2012 году его поставили на слип (сооружение для подъема судов на берег с целью их осмотра, ремонта или отстоя, представляет собой наклонную площадку с уходящими в воду рельсовыми путями, по которым передвигаются тележки с установленным на них судном, – прим. авт.), в течение года приводили в идеальное состояние. В него вложили почти 3 млрд. рублей и продолжаем вкладывать. Установили новый двигатель, в два раза мощнее, чем был, поменяли весь винто-рулевой комплекс, поставили буксирную лебедку, самую современную радионавигационную аппаратуру. Оборудование произведено в большей степени в 2013 году и полностью соответствует всем требованиям времени.

 

Слесарь-ремонтник Виктор Иванович Мышковец на минуту отвлекся на фото: занят уборкой территории, складирует отработанные детали судов.

Слесарь-ремонтник Виктор Иванович Мышковец на минуту отвлекся на фото: занят уборкой территории, складирует отработанные детали судов.

…Нужно понимать, порт – это не только перевозчик, это и перегрузочный комплекс. У нас в порту на данный момент около 5 тысяч щебня и отсева, около 35 тысяч тонн песка – к весне эти объемы разойдутся. Погрузочные работы идут круглый год, ведь строительные материалы востребованы и зимой, стройка не замирает. Начались ремонтные работы. Крановщики, имея вторую смежную специальность «слесарь-ремонтник», участвуют в ремонте кранов, а плавсостав может выполнять любой техуход, который положен двигателю или другой судовой системе. Плавсостав только зимой идет в отпуск. Поскольку работает в навигацию без выходных, в круглосуточном режиме, накапливаются отгулы, так что, по большому счету, все зимние месяцы у них предназначены для отдыха.

Ольга АРДАШЕВА, фото автора

Нефтяной накопитель будет пустовать до весны.

Нефтяной накопитель будет пустовать до весны.

Речной порт Мозырь

Плавучий кран

Речной порт Мозырь

Комплекс для перегрузки технической соли не торопятся разбирать: вдруг конъюнктура рынка вновь потребует речных перевозок калийных солей в черноморские порты?

Речной порт Мозырь Речной порт Мозырь

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *