«Цыганы шумною толпой…»: в гостях у мозырских цыган

В художественной литературе и кинематографе образ этого народа таков: гордые, свободолюбивые, яркие, шумные, музыкальные, артистичные…

Представление о современных «рома» в большинстве случаев вовсе не романтическое. Считается, что они, не желая учиться и работать, сами же и запятнали свою репутацию асоциальным, а в некоторых случаях и криминальным образом жизни. Корреспонденты газеты «Жыццё Палесся» побывали в гостях у мозырских цыган и узнали, как сами представители этого народа рассказывают о своей жизни и своих традициях.

Большинство мозырских цыган живет в цыганском поселке в деревне Боровики. Однако первым делом едем в микрорайон Железнодорожный, где на улице Островского проживает несколько цыганских семей.
Останавливаемся перед первым домом, достаточно старым на вид. Заходим внутрь, зная, что застанем хозяев врасплох. Но встречают нас, тем не менее, вполне радушно и без особой настороженности. В доме на тот момент были только хозяйка, пожилая женщина, худенькая и очень невысокая, а также ее младший брат (фото 1). Женщина просит называть ее Рая. Ей 56 лет, вдова, имеет четверых детей: старшему сыну 35 лет, младшему 20, дочерям 29 и 28 лет. Рая живет в доме вместе с незамужней младшей дочкой, младшим братом Казимиром и маленькой внучкой. Дом, в котором живут родственники, раньше принадлежал маме нынешней хозяйки. Мама умерла полтора года назад в возрасте 76 лет, и после ее смерти очень тяжело.

– Я пенсию получаю, правда, маленькую, всего 700 тысяч, – говорит Рая, – работала в столовой в городе, затем перешла на деревообрабатывающий комбинат, но там долго не смогла работать, часто простывала, поэтому вернулась в столовую. А трудовую книжку потеряла, поэтому и пенсия маленькая. Но дети помогают, особенно дочка младшая. Нужно начинать ремонт дома. Пока мама жива была, она все верила, что поправится и будет ремонтировать сама, а нам не позволяла. После ее смерти все в доме осталось прежним, тяжело тут жить.
Хозяйка жалуется, что и сама часто болеет, мало куда ходит, разве что торговать. И заводит разговор о том, в чем чаще всего обвиняют цыган.

– Воровством никогда не занималась, и дети мои тоже. Вся наша семья работает: и брат мой, Казик, и дочка – штукатуром-маляром. Внучка Ангелина в школу ходит, уже в 5-й класс, хорошо учится.

Раиса указывает на фотографию, стоящую в серванте. На фото – прелестная маленькая смуглянка с толстой черной косой и глазами – спелыми оливками. В своей белой блузке и черном школьном сарафане девочка просто очаровательна. Рассматриваю и другие фотографии в глубине серванта: на одной из них яркая брюнетка в свадебном платье, на другой – молодая женщина с длинными распущенными волосами в светлом пиджаке и строгой юбке. Это, видимо, дочери Раи. Рядом с современными фотографиями одна старая, потрепанная «сепия», на ней изображена маленькая цыганка лет 5-6 возле «раритетного» телевизора.

– Скажите, а как у цыган принято относиться к тому, чтобы девочки получали образование? – развиваю затронутую тему учебы.

– Раньше не очень хорошо относились. Девушке надо семью создавать, ведь бывало, и в 13 лет уже замуж выходили. Сейчас больше по современному: некоторые и в 20 лет не выходят, и в 25. Моей младшей дочке 28, она незамужняя еще.

Для цыган огромное значение имеет репутация будущей невесты. Невеста должна быть целомудренной, и за этим следили.

– У нас обычай такой: девушка должна пойти замуж честной. Даже если она дружит с парнем, ни она, ни он не могут позволить себе ничего лишнего. И парень это знает. Был обычай после свадьбы отдавать простыню старшим женщинам, чтобы все знали, что невеста действительно честной была. Сейчас бывает так, что кто-то расписывается, а кто-то нет, просто живут вместе. Разводиться раньше было нельзя, а сейчас и такое есть. Но если женщина развелась, то сидит дома долго, бывает, что и по пять лет, пока к ней не посватается какой-нибудь хороший человек.

Обращаю внимание, что в зале, где Рая смотрит телевизор, очень много икон.

– Ходите в церковь?

– Да. У нас все крещеные, православной веры. Хотя есть и евангелисты – недалеко от нас евангелистская церковь. Моя мама туда ходила, а сейчас двоюродные братья ходят, Библию читают.

– Не могу не спросить о гаданиях. Как они соотносятся у цыган с верой?

– Я вот не гадаю – это грех. Хотя гадать и умею, на картах все знаю. Мы с соседями хорошо ладим, я соседке гадала: у нее муж несколько лет назад уехал – и ни слуху ни духу. Я ей сказала, что он живет с другой женщиной и не вернется уже – карта так падает. А она и не поверила, все ждет его. Но так до сих пор и не приехал. Скучает, зовет меня гадать, но я больше не хочу, ведь это грех. Хотя и ее обидеть не хочется.

– На улице цыганки часто сами подходят и предлагают погадать. Нельзя соглашаться?

– Нельзя, грех. Зачем судьбу угадывать? Тем более что всего наперед знать не получится. Я вот, например, своей судьбы не знаю. А цыганки, что на улице гадают, этим себе на жизнь зарабатывают. Но они не всегда честно гадают. И понимаешь, что она тебе неправду говорит, да еще и заплатить ей должен. Ездила в Гомель, так видела, как там на вокзале гадают. Так гадают, что могут и деньги вытащить, и украшения снимут. Куда это годится?! Есть женщины, что без гадания не могут, это вошло в привычку: мать ходила гадать и ее, маленькую, с собой брала. По молодости, может, и работали где-то: раньше ведь, в советские времена, заставляли работать.

Сейчас, по словам Раи, многие отказываются от гадания. Ее мама тоже перестала гадать, когда ей было лет 50.

– Люди идут в старость и уже боятся греха, – объяснила Раиса.

Попрощавшись с женщиной и ее братом, едем по следующему адресу, здесь же, в микрорайоне Железнодорожный. Дом за железными воротами, хоть и не двухэтажный дворец, явно свидетельствует о хорошем достатке. Во дворе громким лаем нас встречает кавказская овчарка – к счастью, собака находится в закрытом вольере. Вышедшая на крыльцо хозяйка хоть и ссылается на занятость, но все же соглашается уделить нам хотя бы минут 10 и приглашает войти в дом. Анастасия Николаевна – так представилась пожилая цыганка – как раз готовит завтрак: судя по аромату, что-то мясное, невероятно вкусное. Как рассказывает хозяйка, в доме, кроме них с мужем, живут внуки и старенькая бабушка. Внуки проснулись и убежали гулять – застать их не удалось.

Муж у Анастасии Николаевны фермер, выращивает коней, баранов, домашнюю птицу. Раньше и свиньи были, но сейчас пока не держат, запретили из-за африканской чумы. Сыновья хозяйки трудятся на ферме вместе с отцом. Одна из невесток работала штукатуром-маляром, теперь торгует на рынке.

Как рассказали корреспонденту газеты в отделе содействия занятости населения, сегодня статистику трудоустройства цыган проследить достаточно сложно. Национальность при оформлении документов не указывается, а по паспорту гражданство в большинстве случаев белорусское. Конечно, можно обратить внимание на внешность, однако и она еще не показатель. Разве что сами граждане рассказывают о том, что они цыганских кровей, отметили специалисты отдела. Но цыгане, в первую очередь, граждане Республики Беларусь и имеют равные со всеми остальными жителями нашей страны права на трудоустройство. Естественно, никакой дискриминации по национальному признаку при устройстве на работу быть не может. Другое дело, что уровень образования цыган, состоящих на учете в отделе содействия занятости, не позволяет заниматься квалифицированным трудом. Однако и недостаток образования можно восполнить: некоторые из обратившихся за содействием в трудоустройстве граждан направляются на обучающие курсы и получают свою первую профессию, чаще всего это штукатур-маляр.

– Сейчас многие из цыган работают, – рассказывает женщина, – цыгане уже не кочевой народ, молодежь наша живет, как живут в XXI веке. Кто-то гадает, но гадания грехом считаются, многие отказываются от них. И мы не гадаем. У нас тем более во дворе капличка: могу провести, показать… (фото 2).

Во дворе дома хозяйка и ее муж Михаил Николаевич с благословения православной церкви поставили каплицу (это своего рода домашняя мини-церковь). Заходим внутрь, Анастасия Николаевна зажигает свечу. Осматриваюсь. Рядом с иконами в рушниках – знаменитые репродукции эпохи Ренессанса: «Тайная вечеря» и другие.

Под впечатлением покидаем микрорайон и едем в поселок Боровики. Из всех девочек, что живут на данный момент в цыганском поселке, только одна ходит в школу. В ее дом мы и направляемся (фото 3). Нас встретила Екатерина, бабушка юной ученицы (девочка сейчас на занятиях). Но нас радушно приглашают в дом. Кухня и гостиная совмещенные: здесь очень просторно и достаточно уютно, хоть и живут, видно, небогато. На кухне варят картошку на завтрак, нарезают зельц, у ног хозяйки и ее помощницы – молодой женщины – крутится пушистый кот, на диванах о чем-то болтают и смеются двое подростков – мальчик и девочка. Всего у бабы Кати пятеро детей и 16 внуков. Они живут в Калинковичах, внуки часто приезжают к бабушке в гости. Сейчас гостит Олег, а к нему пришла подруга Рая, она примерно на год младше. Парень учился до 7-го класса: больше, как он сказал, нет смысла. Будет работать, но где и кем, пока не определился. Рая закончила 8 классов.
Баба Катя рассказывает о себе: она вдова, пока жив был муж, держали корову, свиней. А сейчас не держат, некому и сено косить. У детей свои семьи, на помощь родителям часто нет времени.

Прогулялись по деревне: признаюсь, ожидала увидеть сплошь полуразвалившиеся хибары. Но, в принципе, многое из увиденного не имело совсем уж плачевный вид. Внимание привлек двор, где в небольшой конюшне неторопливо жевала сено лошадь. Зашли, постучались в дом. Нас встретила молодая многодетная мама Русалина Малиновская (фото 4). У нее трое сыновей: 11, 6 лет и малыш Януш. Старшие, по словам матери, сейчас в школе. Русалина наш визит восприняла с настороженностью: «Так о чем же вы писать собрались? Что-то плохое, наверное, про нас будете говорить». Поспешили заверить, что наша задача – написать об укладе жизни мозырских цыган, а не статистику преступлений с их участием. Хозяйка кивает: «У любого народа есть честные люди, а есть воры, торговцы наркотиками и преступники. Выставлять все в черном свете тоже неправильно». В ответ на вопрос, чем сама Русалина зарабатывает на жизнь, она достает из-под стола яркие коробки – импортные кастрюли: ими и торгует.

…Сказать по правде, от посещения цыганских поселков остались приятные впечатления: люди нам встретились открытые, добродушные, гостеприимные. Женщины-цыганки – приятные собеседницы с плавной, ласкающей слух речью. Наверное, один из секретов знаменитого «цыганского гипноза» заключается именно в этой их особенности. Многие из тех, кому приходится тесно взаимодействовать с цыганами, отмечают, что это очень талантливый народ. Тем не менее, у бывших кочевников и сегодня немало сложностей с адаптацией к новым жизненным реалиям – они не всегда находят достойное применение своим талантам…

Знаменитости с цыганскими корнями
*Валентина Пономарева, актриса, певица, заслуженная артистка России.
*Мать Тереза, монахиня, лауреат Нобелевской премии мира.
*Николай Сличенко, актер театра и кино, заслуженный артист СССР.
*Хоакин Кортес, испанский танцор фламенко, посол цыган в Евросоюзе.
*Галина Вишневская, оперная певица, народная артистка СССР.
*Тони Гатлиф, режиссер, обладатель премии Каннского фестиваля.
*Златан Ибрагимович, футболист.
*Павел Федрови, советский летчик-испытатель, ветеран Великой Отечественной войны, генерал-майор авиации.
И многие другие…

Елена МЕЛЬЧЕНКО
Фото Александра СОЛОДКОВА