Государство богато казной!

Несмотря на непростую ситуацию с выполнением доходной части бюджета 2013 года, благодаря слаженной работе всех управлений инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Мозырскому району доходная часть бюджета выполнена на 100,7%, в том числе республиканский бюджет выполнен на 100,3%, местный бюджет – 101,3%. Удельный вес налоговых поступлений от субъектов предпринимательской деятельности Мозырского района в консолидированном бюджете Гомельской области составляет 34%, в бюджете страны – 3,9%.

Как достигаются такие показатели и о новых задачах рассказывает начальник инспекции Анатолий Павлович ШЕВЧИК.

– Уплате налогов, а также способам уклонений от их уплаты посвящены, без преувеличения, миллионы страниц и метров кинопленки, начиная от уголовных дел и до художественных произведений. Насколько сознательно жители Мозырского района относятся к выполнению этой важной функции?

– Цифры финансовых результатов нашей деятельности говорят сами за себя, в частности, по результатам проверок взыскано в бюджет 12 млрд. 894 млн. рублей, в том числе по поданным на ликвидацию – 3 млрд. 843 млн. рублей.

В прошлом году правительственные эксперты сделали вывод, что в стране доля «ненаблюдаемой» («теневой») экономики составляет в разных регионах 10-20%, в связи с чем нам было доведено задание обеспечить дополнительное поступление в бюджет налогов на сумму 20,6 млрд. рублей. Совместными усилиями эта задача была выполнена в размере 21,3 млрд. рублей.

Помимо основных поступлений в виде налогов, штрафных санкций по итогам комплексных проверок, рейдовой работы, в прошлом году активно проводился мониторинг ряда субъектов хозяйствования. Механизм этой работы следующий. Например, в течение определенного периода налоговый инспектор наблюдает за деятельностью организации, индивидуального предпринимателя: сколько пришло покупателей, на какую сумму приобретено продукции или товаров. После анализируются данные, полученные при таком наблюдении, с предоставленной отчетностью проверяемого субъекта и делаются соответствующие выводы о том, насколько полно уплачиваются налоги. Тем, у кого данные существенно разнятся, предлагается добровольно увеличить платежи в бюджет. Плательщик сам сдает уточненную декларацию и доплачивает необходимую сумму. Если плательщик с чем-то не согласен и отказывается платить, мы можем провести повторный мониторинг либо назначить рейдовую проверку, произведя контрольную закупку. Если и после этого не сделаны правильные выводы, то вносим его в координационный план проверок на следующее полугодие, где будем уже полностью изучать его финансово-хозяйственную деятельность в ходе комплексной проверки.

– Модное требование «Жить как в Европе!» при ближайшем рассмотрении показывает, что для европейского уровня жизни нужна и соответствующая культура. Насколько меняется в лучшую сторону налоговая культура наших граждан?

– Если вспоминать 90-е годы прошлого века, то диалог с предпринимателями часто шел не на спокойном языке обязательных платежей, а на языке штрафных санкций, в частности, в тройном и в пятикратном размере по итогам комплексных проверок за неплатежи в бюджет.

Сегодня за неуплату платежей в бюджет предусмотрена ответственность 20% от неуплаченной суммы. Если до вынесения решения плательщик добровольно все уплатил, то применяются смягчающие обстоятельства в виде уменьшения административной ответственности в 2 раза. Поэтому культура, несомненно, растет, и добровольные поступления у нас с каждым годом увеличиваются, как и количество плательщиков за счет новых индивидуальных предпринимателей и коммерческих структур. Этот рост обусловлен еще и тем, что постоянно совершенствуется законодательная база, учитываются пожелания субъектов хозяйствования. Сегодня у плательщика есть выбор: можно работать по упрощенной налоговой системе или в общеустановленном порядке, выбирать ставки налога, чего не было еще несколько лет назад.

Политика Министерства по налогам и сборам – не карать, а убеждать.
Надо помнить всем, что если вы живете в Республике Беларусь, то необходимо поддерживать свое государство, вовремя внося все необходимые платежи в бюджет, чтобы оно могло в полном объеме выполнять свои социальные функции.

– Продолжая разговор о налоговой культуре, вспоминаются слова одного из руководителей строительных организаций: «Никто не осуждает, что ты поехал в Россию на заработки. Но коль поехал, заплати налоги, как приедешь! Ведь здесь твои дети ходят в школу и детский сад, лечатся в больницах…» Как решаются такие вопросы?

– У нас есть свои базы данных, также сведения предоставляют россияне, и все работники, которые уехали по официальным каналам, заключив договоры, вносят в бюджет все необходимые платежи в соответствии с белорусским и российским законодательством. Об этом с Российской Федерацией заключено соответствующее соглашение.

Что касается тех, кто ездит неофициально, то они проходят у нас как безработные граждане, доходы которых мы контролируем в части декларирования имущества и доходов. Образно говоря, когда мы узнаем, что человек несколько лет не работал, проводим в отношении его предварительный анализ произведенных им расходов и полученных доходов на основании сведений, имеющихся в инспекции, то есть выясняем, за счет каких средств он существовал и покупал имущество. По базам данных можно проследить и расходы на телефон, и коммунальные услуги, и крупные приобретения. Поэтому, если он не может документально подтвердить свои доходы, уплачивает подоходный налог в размере 12%.

– Когда читаешь сводки по итогам рейдов налоговиков по рынкам, обращаешь внимание на суммы штрафов. Мозырь – небольшой город… Наказывать людей не жалко?

– Повторюсь, что позиция министерства – это разъяснение и предупреждение нарушения. Поэтому при регистрации и постановке на учет в налоговом органе с каждым предпринимателем проводится разъяснительная работа в части налогообложения, ведения учета, порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров, работ, услуг. Они все предупреждены, что, к примеру, при контрольной закупке мы проверяем прием наличных денежных средств у населения, и за нарушение установленного порядка, в том числе невыдачу чека, предусмотрена административная ответственность. И когда попадаются в первый раз, мы ограничиваемся предупреждением либо минимальным штрафом. Но если плательщик не понимает, то делаем контрольную закупку и только тогда привлекаем к ответственности или отправляем материалы в суд. Прежде чем провести какие-либо контрольные мероприятия и составить акт рейдовой проверки, у нас проводится наработка оперативной информации. И я назначаю проверку только при поступлении достоверной информации о наличии факта нарушения. При этом и среди индивидуальных предпринимателей есть те, кого устраивает платить штраф. По законодательству мы можем только раз в месяц прийти с проверкой к ИП или юрлицу. Но это не значит, что если один раз в 30 дней его поймали, то остальные 29 дней он может нарушать.

Налоговая инспекция может обратиться за содействием в другой город, вышестоящую организацию, чтобы приехала другая инспекция и составила соответствующие материалы. Но карательных мероприятий мы не проводим.

– Насколько наши граждане отзывчивы на такой ваш конструктивный настрой и готовы с вами сотрудничать?

– Налоговая инспекция – это особая служба, которой дано право считать чужие деньги. И забирать то, что недополучило государство. Как правило, отдавать никто не хочет.

Приятно, когда к нашим усилиям относятся с пониманием, нередко благодарят за то, что предупредили и научили действовать правильно. В книге жалоб и предложений у нас нет ни одного замечания.

Конечно, есть и те, кого исправить очень сложно.

– Есть ли такая форма работы, как «телефон доверия»?

– Несомненно, и в такой разновидности сбора информации нет ничего предосудительного. Звонков много, не всегда звонившие оставляют свои данные, часто даже не скрывают свои цели: «Мне не нравится мой сосед, хочу, чтобы вы его наказали!»

По итогам проводим необходимые контрольные мероприятия, достаточное количество жалоб по существу.

– Какие категории налогоплательщиков в Мозыре и районе самые дисциплинированные, и кто нарушает чаще всех?

– Самые ответственные – государственные предприятия, потому что они ведут свою деятельность прозрачно, чаще нарушают ИП. Характерные нарушения – незарегистрированная предпринимательская деятельность, использование труда наемных лиц – не близких родственников, неоприходование денежных средств и реализация товарно-материальных ценностей без документов.

– В ряде налоговых инспекций принято проводить ежегодные тематические дни открытых дверей для налогоплательщиков, в ходе которых они могут ознакомиться с деятельностью налоговиков, узнать что-то полезное для себя и даже оформить некоторые документы. Как Мозырская инспекция по налогам и сборам строит свою работу с населением?

– У нас такая работа проводится ежедневно, несмотря даже на то, что у наших сотрудников есть определенные приемные дни и часы. Уверен, что все вопросы надо решать на месте. Работа с посетителями ведется постоянно, и у нас не было случая, чтобы мы отказали в ответе. Если нам не по силам решить какую-либо проблему, делаем соответствующий запрос в вышестоящую организацию, вплоть до министерства.

Уважаемые налогоплательщики! Приглашаю вас к более тесному сотрудничеству. Надеюсь, что со временем ваша активность будет расти, и вы будете обращаться не только с проблемами, но и с предложениями, лежащими в рамках компетенции налоговых органов. Не следует думать, что волнующие вас проблемы уже не решить, или что все само собой разрешится. Только продуманными и активными действиями можно улучшить нашу жизнь.
Напомню, что связаться со мной можно по телефону 20-28-98, также волнующую вас информацию можно сообщить по «телефону доверия»  20-28-97.

Дмитрий КУЛИК