Качество жилья – вопрос заглавный

Если помыслить логически, то практически вечная проблема строительной отрасли «Как строить качественно и без недоделок?» в итоге неизбежно разделяется на два традиционных вопроса нашей истории «Кто виноват?» и «Что делать?»

Шульга цвет 01Свое мнение по этому вопросу мы попросили высказать руководителя структуры, которая непосредственно контролирует качество строительных объектов. Наш собеседник –  Андрей Александрович Шульга, директор центра «Стройконтроль» ОАО «Мозырьпромстрой».

Специалистов этого подразделения практически невозможно встретить в офисе –  с самого утра они находятся на стройплощадках, а встреча с нами состоялась сразу по приезду из Наровли, где мозырские строители возводят 20-квартирный жилой дом.

«Иначе никак, –  рассказывает Андрей Александрович. – Коллектив у нас небольшой: четыре инженера по качеству, включая меня, три лаборантки и бухгалтер. Вместе мы отвечаем за контроль качества выполняемых работ всего ОАО «Мозырьпромстрой». Наша организация «Стройконтроль» несет 100-процентную ответственность за несущие конструкции и осуществляет выборочный контроль  ряда строительных операций.

Если крупных объектов на данный момент немного, то небольших – несколько десятков, их все надо посетить. Поэтому весь день на ногах.

Сегодня, например, посетил спортивный центр в районе Кургана славы, недавно введенный 107-квартирный дом, на ул.Притыцкого 71-квартирный дом. Была и работа по обращениям новоселов по устранению недоделок, на объектах решали больше организационные вопросы…»

–  Прямой вопрос:»Чего, на ваш взгляд, не хватает, чтобы строить качественно?»

–  Во-первых, это кадры: не секрет  – большая нехватка строителей как рабочих специальностей, так и линейных инженерно-технических работников. Подготовка ИТР местами оставляет желать лучшего, необходимо больше заботиться об их обучении и подготовке. Пока же приходится нам нередко выполнять функции прораба, контролируя и проверяя работу.

Причина –  невысокая зарплата: по сравнению с европейскими коллегами наш строитель должен выполнить заметно больший объем работы, чтобы получить достойную заработную плату.

Но эта ситуация плохо влияет в итоге на качество: чем быстрее мы работаем, тем выше вероятность ошибок.

Во-вторых, должны быть качественные строительные материалы. Ситуацию усугубляет проблема неплатежей, но у нас спрашивают ведь не «кто и почему посмел вам не заплатить?», а –  «почему не сделана работа!?»

В-третьих, финансирование, без которого невозможно ни материалы качественные приобретать, ни рабочих удержать. Приходится под безумные проценты брать кредиты, теряя прибыль.

–  Строить качественно –  это забота только строителей и контролирующих органов или граждане тоже могут внести свой посильный вклад?

–  Построить дом –  это только часть работы, дальше необходима его грамотная эксплуатация, и вот здесь уже многое зависит от самих жильцов. Есть комплекс мероприятий, которые необходимо соблюдать для правильного обслуживания жилого помещения.
Одна из распространенных проблем –  плесень и грибок. Уже несколько лет специалисты выступают в местных СМИ, рассказывая и на страницах газет, и с телеэкранов о необходимости проветривания жилых помещений, чтобы лишняя влага не скапливалась, а испарялась, но понимание пока достигается очень сложно.

Недавно сдали 107-квартирный жилой дом на ул. Мира, там еще никто не живет, мы ходим открывать окна на микропроветривание, чтобы создать нормальную циркуляцию воздуха. Но приходят будущие жильцы и все за-крывают. Никто не понимает, что пластиковое окно практически герметично закрывает квартиру, сохраняя повышенную влажность, от которой скоро начнутся проблемы.
Не будет ваше жилье хорошим, если за ним не смотреть.

Если же говорить об обращениях граждан, то половина из них очевидно необоснованные, к примеру, не горит лампочка, появились царапины на подоконнике и т.д., но, поскольку дом на гарантии 5 лет, претензии предъявляют строителям. Есть и более анекдотичные случаи.

–  Известный сюжет: надо выполнять план –  срочно сдавать объект, чтобы получить премию. Но недостатки есть, поэтому «давят» на органы контроля просьбами и требованиями «не обращать внимание». Вам приходится с таким явлением сталкиваться?

–  Давление идет не от вышестоящего начальства, а от обстоятельств, опять же связанных с финансированием. Когда объект строится по графику, то и мы спокойно справляемся, отслеживая все нюансы, которые ко дню сдачи объекта устраняются.
Но когда планы сжимаются, и объект надо сдать в короткие сроки, то нашим небольшим штатом сложно все отследить, хотя мы, несомненно, стараемся.

По сути, мы являемся помощниками линейных работников, прорабов и мастеров –  мы их учим по мере возможностей, необходимо передавать свой опыт.

В идеале было бы проводить хотя бы раз в месяц обучающие занятия для молодых специалистов, но пока, если честно, хватило бы сил с текущей работой справиться.

–  Какие инструменты и приборы приходится применять в работе чаще всего вашим инженерам?

–  Необходимо строго контролировать все монолитные работы, включая качество самого материала –  бетона. Перед каждой приемкой партии бетона прорабы должны заливать специальные кубики, которые мы потом в лаборатории давим на прессе, выясняя сопротивление сжатию. Это самый эксплуатируемый прибор.

Ежедневная работа –  проверка уплотнения грунта на объектах, ее проводят лаборанты специальными приборами.
Это две самые распространенные операции, но можем выполнить и ряд других, кроме химанализа.

–  Президент на декабрьском совещании приводил такие данные: «Из проверенных в этом году Госстройнадзором десяти с половиной тысяч строящихся объектов дефекты, брак и нарушения выявлены на шести с половиной тысячах объектов. Это 62 процента…» Какова статистика по мозырским объектам?

–  Все объекты ОАО «Мозырьпромстрой» сдаются в соответствии с нормативно-сметной документацией. Их подписывает несколько контролирующих организаций, которые принимают выполненные работы по своим направлениям.
Конечно, до сдачи всегда бывают замечания, возможно выявление недостатков при проведении пусконаладочных работ, но они все устраняются в рабочем порядке в установленные сроки.

Все несущие конструкции проверяются досконально.

–  Можно ли сказать, что у нас создана система контроля и управления качеством?

–  Да. Наша структура –  центр «Стройконтроль» –  это внутренний контроль ОАО «Мозырьпромстрой». Над нами стоят другие контролирующие организации –  заказчик в лице УКСа, который обязательно все перепроверяет, плюс госстройконтроль, госнадзор и ряд других.

Контроль идет практически еже-дневно, составляются соответствующие протоколы о недостатках, исполнение предписаний обязательно проверяется и перепроверяется. Так что правила и алгоритмы действий прописаны, ничего изобретать не надо: у каждого есть свои обязанности, просто надо их соблюдать.

Система налажена и работает, но идеал наступит, когда все стройки  будут работать по намеченным графикам и с хорошим финансированием.

Дмитрий КУЛИК
Фото Сергея Шаповалова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *