Светлана Баёва: музыка – мое призвание!

Искусство дирижировать

Светлана БаёваОна могла пойти в точные науки и преуспеть в математике, как пророчили ей школьные учителя, но интересовалась изобразительным искусством и мечтала стать искусствоведом. Музыка никогда не была у нее на первом плане, однако на удивление себе и всем она поступает в музыкальное училище, потом заканчивает консерваторию, аспирантуру и защищает диссертацию… Встреча с талантливой и многогранной  Светланой  Баёвой, которой выпало счастье связать себя с музыкой.

 – Светлана Валерьевна, кто повлиял, что вы избрали профессию музыканта? И в какой момент вы поняли, что музыка – ваше призвание?  

– Я попала в музыкальную среду совершенно случайно, в моем роду музыкантов не было. Во времена моего детства педагоги из музыкальных школ приходили в школу, прослушивали детей и тем, у кого находили музыкальный слух, предлагали учиться. Так я оказалась в музыкальной школе № 2, что по ул. Притыцкого. Мы жили неподалеку от школы в общежитии, и о фортепиано я даже не мечтала. Вместо него мне купили баян, который много места в комнате не занимает. Потом мне хотелось бросить музыку, я училась без особого старания, так как имела много других увлечений. У меня были способности к математическим наукам. Интересовалась изобразительным искусством, коллекционировала открытки и альбомы с репродукциями известных художников. Кроме того, как  человек по жизни спортивный, на тот момент я активно занималась легкой атлетикой и ездила на соревнования.

После 8-го класса, когда я сдавала экзамены, у нас гостил мой дядя с Дальнего Востока, военный. Он и посоветовал мне пойти в музыкальное училище. Я поступила на отделение хорового дирижирования, так как любила петь. Поначалу музыкальные дисциплины были для меня непонятными, однако самолюбие не позволяло учиться плохо. Тем более специальность «Хоровое дирижирование» вел сам Виталий Михайлович Лапицкий – первый директор Мозырского музучилища, которое было открыто в 1969 г.

 – В те годы многие девушки мечтали о профессии музыканта, работать в культуре – это же красиво!..

–  Во времена Советского Союза в музыкальное училище действительно был большой конкурс. Тогда не было границ, к нам приезжало много абитуриентов из Овруча, Нежина, Житомира, других городов Украины.
Окончив  училище на «хорошо» и «отлично», я получила рекомендацию для поступления в консерваторию. Все время пытаясь увести себя из музыки, весь последний, 4-й, курс посвятила изучению изобразительного искусства – хотела поступить на искусствоведа в МГУ. Выслала документы, вслед за ними поехала в Москву и получила ответ, что не могу поступать, пока не отработаю по специальности. Выбора не было,  я поступила в Белорусскую консерваторию им. Луначарского.

хор УО Мозырский государственный музыкальный колледж

– Помимо преподавания,  вы прекрасно руководите хором,  о чем свидетельствуют успехи – дипломы лауреата международных и республиканских конкурсов. Жители Мозырщины с удовольствием слушают его выступления и гордятся, что у нас есть такой замечательный коллектив.

–  Сначала хором учащихся и преподавателей музучилища руководил Владимир Михайлович Рижий  (второй директор училища).  Это был  выдающийся человек, прекрасный музыкант, к мнению которого прислушивались все.  Он мог точно и правильно сделать замечание и при этом не обидеть человека. Справедливый, добрый, великодушный, Владимир Михайлович был Человеком с большой буквы. В какой-то момент он предложил мне взять руководство хора на себя. Тогда, лет 15 назад, мои первые шаги были несмелыми, но со временем я набиралась опыта.  Сегодня хор музыкального колледжа имеет почетное звание «Народный» (по манере исполнения, по репертуару это академический коллектив). Кроме того, я руковожу хором преподавателей Мозырского педагогического университета, который также имеет звание «Народный». Год назад  на открытом республиканском конкурсе патриотической песни в Минске народный хор учащихся музыкального колледжа занял 1-е место. Но самым значительным творческим достижением в прошлом году стала победа на 20-м Международном конкурсе «Магутны Божа» в Могилеве. Мы принимали в нем участие второй раз (в 2005 г. заняли 3-е место) и заняли 1-е место, несмотря на то, что в конкурсе участвовали не только любительские, но и  профессиональные коллективы из филармонии. Мы исполняли духовную музыку. Одно из произведений (из моей диссертации) – «Колокольная фреска» Людмилы Шлег. Оно никогда раньше не исполнялось, масштабное, очень сложное, в нем соединено 16 разных партий, многоголосье доходит до 16 голосов. Средствами человеческого голоса мы изображали колокольный звон, создавали картину перезвона. Успех был неожиданным, когда объявили, что мы лауреаты, мы просто плакали от счастья. После этого мы выросли – почувствовали себя уверенными и более значимыми.

К сожалению, специфика хора учащихся такова, что выпускники колледжа уходят, приходится ежегодно обновлять коллектив, с 1 сентября заново строить программу и репетировать, репетировать, репетировать… Это постоянная скрупулезная работа, в один день научить невозможно, нужно время. Вот сейчас многие стали выходить на сцену и петь, думая, что это легко.  Но чтобы петь, сначала надо развивать голосовые  связки, слух, тонкость восприятия – надо пройти долгий путь.

 хор

– Почему вы занялись наукой, ведь защитить диссертацию в наше время довольно сложно?

– В какой-то момент я почувствовала, что просто работать для меня недостаточно, хотелось найти применение своим знаниям и энергии. Я закончила аспирантуру Белорусской академии музыки и в феврале прошлого года успешно защитила диссертацию. Моя жизнь благодаря этому насыщенна и интересна, мне некогда скучать.

–  Вы – кандидат искусствоведения в области хоровой музыки. Преподавателей с таким научным званием в Беларуси совсем немного. Что вы исследовали в своей работе?

– Моя диссертация посвящена современной белорусской хоровой музыке, созданной белорусскими композиторами в конце ХХ века. Этот пласт музыкальной культуры пока не получил освещения в литературе, но время идет, и мы должны знать, какая музыка у нас есть. В конце 2012 г.  вышла моя монография об особенностях исполнения современной хоровой музыки. Я не только теоретик, но и практик. Произведения современных белорусских композиторов, доступные для нашего хора, мы исполняем.

– Наверное, в научной работе без вашего математического склада ума было бы трудно?

– Хочу сказать, что когда я поступила в аспирантуру,  совсем не владела компьютером, а на сегодняшний момент могу даже его настроить, починить, переустановить систему, установить программы. И вообще получаю большое удовольствие от современной техники, гаджетов.

– По-вашему, творчество каких современных белорусских композиторов и музыкантов заслуживает признания?

–  На мой взгляд, в области хоровой музыки достойно уважения творчество композитора из Минска, преподавателя Белорусской академии музыки Олега Ходоско. Он пишет хоровую музыку и сам поет в Государственной капелле им. Ширмы. Один из ярких современных композиторов, который внес значительный вклад в белорусскую культуру, – Вячеслав Кузнецов. Профессиональным эталоном хорового дирижера для меня является белорусский дирижер Виктор Ровда, который, к сожалению, недавно ушел из жизни. Не могу не назвать также одного из выдающихся хоровых дирижеров современности, руководителя Московского камерного хора Владимира Минина, с которым мне приходилось встречаться, присутствовать на его репетициях.
Искусство дирижирования очень сложное. Дирижер должен быть музыкантом в широком смысле этого слова, артистом, педагогом, режиссером, воспитателем. К этой профессии идут годами. Великие дирижеры, как и режиссеры, приходят к славе годам к 50-60. Это профессия долгожителей в творческом плане. Дирижер – интеллектуальная профессия. Чем богаче жизненный и художественный багаж, тем лучше он в профессиональном плане.

– Что самое главное для вас в работе? Что придает смысл всей вашей  деятельности?

– Доля какой-то амбициозности «Я могу!», безусловно, есть, без этого невозможно двигаться вперед. Когда я заканчивала училище, думала, что никогда не буду музыкой заниматься, так как не считала, что обладаю талантом для этого, у меня жесткая самокритика. Но я всегда знала, что  получу высшее образование. Я должна выполнять свою работу хорошо. Работать плохо мне не позволяет чувство собственного достоинства. Показывать плохие результаты для меня стыдно и внутренне  неприемлемо. Просто я стараюсь честно делать свое дело. И выступать с хором «как-нибудь» мне также не позволяет чувство собственного достоинства: я сама буду понимать, что это плохо.

С опытом пришло понимание, что музыка – мое призвание. В то же время осознаю, что и в других областях  могла бы чего-то добиться. Но как же я без музыки? Без этих звуков, богатых эмоциями?

– Глядя на вас, не могу не спросить, как вам удается хорошо выглядеть? Какие вы знаете секреты молодости?

– Рецепта у меня нет… Кто-то сказал, что человек молод до тех пор, пока он не утрачивает способность удивляться и желание осваивать что-то новое.

Ирина АЛЕНИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *