Ударить рублем. По очередям

В эфире программы «Контуры» телеканала ОНТ депутат Палаты представителей, член Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике, председатель Белорусской ассоциации врачей Дмитрий Шевцов высказал предложение о необходимости платить за посещение поликлиники. Человек, уверен Шевцов, должен быть заинтересован в сохранении собственного здоровья: «Когда он получает медицинскую помощь бесплатно, то он расточительно и относится к этим вещам. Когда пациент будет хотя бы символически платить, он уже будет участником в сохранении собственного здоровья, партнером».

Поддерживает Д.Шевцова и главный врач 32-й минской поликлиники Валентина Чупик: «Введение минимальной оплаты нужно не для того, чтобы повысить врачам зарплаты, нет. А для того, чтобы люди задумывались, действительно ли им нужен визит к врачу, или это от безделья… Нужно поднять медицину на достойный уровень. И сделать так, чтобы у пациентов было уважение к врачам. Потому что сейчас у тех, кто приходит в поликлинику, душевности и уважения нет, поверьте».

Свое мнение по всегда сложному вопросу «платить или не платить?» за что-либо мы попросили высказать руководителей учреждения здравоохранения города Мозыря.

очередь в поликлинике

Ольга Валентиновна АДАМЕНКО, заведующая городской поликлиникой № 2 УЗ МЦГП

– Как вы оцениваете предложение ввести пусть и символическую, но плату за посещение поликлиники как один из способов снизить нагрузку на врачей?

– Тема эта очень широкая и дискуссионная, можно привести много аргументов «за» и «против». Если говорить о нагрузке на врачей в нашей поликлинике, то доктора свою функцию во врачебной должности к нормативам перевыполняют в несколько раз. Возьмем информацию по нагрузке за IV квартал прошлого года. У терапевтов она ближе к норме, но если говорить про «узких» специалистов, то, к примеру, врач-кардиолог отработал на 140%, врач-эндокринолог – 188%, врачи-неврологи – 160%, окулисты – 150%. Груст-ная примета, но после затяжных праздников в хирургический и травматологический кабинеты резко увеличиваются очереди, и врачи работают, пока все пациенты не получат медицинскую помощь. Много вопросов приходится решать заведующим терапевтическими отделениями, их нагрузка также велика. При этом оплата труда с нагрузкой связана только частично: та надбавка за сложный труд, которую мы даем специалистам, не равна реальной нагрузке. Поэтому здесь проблемы, несомненно, есть.

У меня нет однозначного ответа на вопрос о введении платы за посещение поликлиники: с одной стороны, это, возможно, будет хорошо, но также может спровоцировать ряд проблем или обострить уже имеющиеся в здравоохранении.

– Мотивировка такого предложения известна, только цифры, которые привел вице-премьер Беларуси Анатолий Тозик: «У нас в среднем на одного жителя приходится более 13 посещений поликлиник в год, а в соседних странах совсем другая статистика – 6 или 6,5 посещения на одного жителя».

– Проблематично дифференцировать и вычленить, кто ходит 13 раз, а кто – 5-6. Кроме того, есть и очень большой процент людей, которых мы не можем дозваться в поликлинику. Их мотивировка – очереди и потеря времени.
Хотя у нас уже введена предварительная запись, которую можно сделать, обратившись непосредственно в поликлинику, по телефону в том числе, эти граждане не хотят идти. А если мы еще введем и плату за посещение, то мы их, боюсь, так и не дозовемся. Те, кто не откликается на наши приглашения, – это преимущественно люди трудоспособного возраста, активны по своему образу жизни, и у них в повседневном графике не отведено время на посещение врачей. Как правило, у таких людей завышенная оценка состояния своего здоровья, поэтому на наши обращения они реагируют, как на нечто назойливое и ненужное. Среди людей пенсионного возраста тоже есть такая категория. По моим наблюдениям, это воспитанные и культурные люди, чей аргумент: «Я же хорошо себя чувствую, зачем я буду лишний раз вас беспокоить? Будет проблема – приду…»

К примеру, в Европе, если сравнивать и проводить параллели, у людей совершенно другое отношение к своему состоянию здоровья. Поэтому начинать надо именно с того, что сам пациент должен стараться сохранять и укреплять свое здоровье.

– Если анализировать обращения к врачам в вашей поликлинике, то каков процент объективных и «чисто поговорить»?

– Такого анализа путем опроса и анкетирования сотрудников мы пока не проводили, но есть, несомненно, пациенты, фамилии которых у всех на слуху. Которые либо кверулянты, либо просто им надо где-то провести свободное время. Если с одной категорией граждан еще можно найти общий язык, то с другими специалистам приходится вспоминать о христианском смирении.

– Как вы оцениваете предложение ввести страховую медицину, когда, условно говоря, пять раз можно обратиться бесплатно, а дальше – уже за деньги?

– На мой взгляд, как вариант это было бы удобно. В этом случае произойдет отсеивание ненужных потоков в поликлинику. Если у пациента есть какое-либо хроническое заболевание и законодательно закреплены его право на прохождение диспансеризации и определенная кратность обследования имеющейся патологии для того, чтобы проследить, нет ли ухудшения здоровья, и своевременно провести корректировку лечения, страховая медицина может стать оптимальным решением.

– Как выдержать разумный баланс по уходу за здоровьем, чтобы не запускать болезнь и не заниматься самолечением, но и не бежать к врачу, как только «где-то кольнуло»?

– Есть такой вид первичной медико-санитарной помощи, как телефонное консультирование. В нашей поликлинике мы к этому идем. У пациента должна быть возможность позвонить своему участковому терапевту (в Европе это семейный врач) и поинтересоваться, описав свои проблемы, что ему следует делать. А специалист, проанализировав информацию, сориентирует человека, есть ли ему необходимость идти в поликлинику и бить тревогу, или можно обойтись приемом лекарства. Поэтому сейчас мы проводим телефонизацию, чтобы телефоны были у всех участковых терапевтов, и пациенты получили возможность связываться со своими участковыми врачами. В некоторых учреждениях здравоохранения Беларуси введены такие функции, как консультирование по телефону, и они возложены на помощников врача. Это также поможет снизить ненужные потоки в поликлинику.

– Претензии пациентов к врачам известны, но все ли пациенты всегда сами выполняют указания врача? Если бросить курить сложно, то что мешает, скажем, больше бывать на свежем воздухе…

– В свое время мне повезло посетить интересную лекцию профессора Р.А.Евсегнеева на кафедре психиатрии и наркологии, посвященную комплайн-су, то есть взаимопониманию врача и пациента. Очень важно отслеживать, понял ли пациент все врачебные рекомендации, задавая уточняющие вопросы: «Вы поняли, как принимать лекарства? Повторите, пожалуйста!» Из-за того, что введены определенные нормативы, и они очень узкие по времени приема на одного пациента, зачастую на такие тонкости не хватает времени, и большинство пациентов либо вообще никогда не выполняет рекомендации врача, либо не в полном объеме, либо, что-то недопоняв, абсолютно не так. Такая проблема есть: если бы врачебные рекомендации выполнялись правильно и в полном объеме, эффективность лечения была бы гораздо выше. Обязательно должно быть сотрудничество врача и пациента, но у нас получается часто игра в одни ворота.

Валентина Викторовна КОЗЛОВА, заведующая станцией скорой и неотложной медицинской помощи УЗ МЦГП

– Основная проблема наших пожилых пациентов – повышенное давление. Как правило, препараты для лечения этого недуга дорогие и сложные по правилам применения, и нередко нас вызывают, чтобы убедиться, что лекарство принято правильно. Поэтому участковым врачам, назначая лекарства, стоит подробнее объяснять порядок их применения. Также остается серьезной проблемой «алкогольный контингент». Травмы по количеству вызовов занимают из года в год 3-4 место, 80% из них приходится на нетрезвых граждан. Стоит напомнить, что переломы конечностей лечатся несколько месяцев. Не раз виденные нами всеми случаи, когда человек не рассчитывает свою дозу и лежит на улице. Опыт показывает, что практически все находятся в состоянии легкой степени опьянения и могут самостоятельно дойти до дома, но сердобольные прохожие для них вызывают машину «скорой». Конечно, граждан в средней и тяжелой степени, которым помощь необходима, мы доставляем в приемное отделение.

Отдельная тема – неадекватное и агрессивное поведение в состоянии алкогольного опьянения.

– Сколько у вашей службы вызовов за смену?

– Уже почти два года действует служба неотложной помощи при поликлиниках в дневное рабочее время. Неотложные вызовы, не требующие оказания экстренной медицинской помощи, принимаются и передаются в поликлинику, и дальше пациента обслуживают помощники врача из поликлиники. В течение недели набирается около 100 таких вызовов.

В среднем в дневное время у нас около 70 вызовов, в ночное – до 100. В выходные и праздничные дни, особенно если несколько дней подряд, количество вызовов увеличивается в разы, потому что мы выполняем еще и функции поликлиники: до 120 вызовов в дневное и ночное время.

Стоимость одного вызова – 235 тыс. 670 рублей, это достаточно дорого. И любой бюджет не резиновый и не бездонный.

– Что, по-вашему, можно сделать, чтобы снизить количество ненужных вызовов?

– Конечно, у нас есть свой определенный контингент пациентов с тяжелыми и хроническими заболеваниями, к которым мы регулярно выезжаем. Наши специалисты никого не оставят без помощи, но в ряде случаев необходимость экстренного вызова отсутствует.

Хочется пожелать, чтобы, прежде чем вызывать врача, люди подумали, надо ли набирать 103. Иногда в этом нет необходимости, и проще обратиться в поликлинику по месту жительства, где врач знает каждого своего пациента. И он назначит лечение или переназначит, назначит дополнительные исследования, организует консультацию других специалистов.

Необходимо совместно со средствами массовой информации разъяснять, когда и в каких состояниях надо прибегать к услугам скорой помощи, а когда достаточно визита к участковому врачу.

Итоги беседы весьма показательны. Руководители медицинских учреждений города не перекладывают вину на пациентов и рассуждают о том, что еще может сделать их подразделение для улучшения качества обслуживания населения. Печалит, что взбудораженная предложениями Дмитрия Шевцова блогосфера на своих форумах считает, что во всем виновата система здравоохранения: «Мало того, что стоишь в очереди, так еще и деньги за это платить?!» Робкие вопросы одиноких форумчан «как насчет выполнять указания врача и не в очереди в кабинет сидеть, а хотя бы по парку прогуляться?» разбиваются о «нет сил и времени» и прочие «не мы такие – жизнь такая…» и «нам положено!».

Есть такой принцип: «Лечить надо не болезнь, а больного». Мы уже поняли, что проще самим строить себе квартиру за свой счет, чем стоять годами в очереди на бесплатное жилье, сетуя на невнимание государства лично к твоим проблемам. Поэтому не стоит медлить в ожидании появления суперсовременных медицинских центров и начать воплощать в жизнь простые правила: «Просыпайся рано, прочь скорей с дивана, от телеэкрана прочь!»

Дмитрий КУЛИК

Ударить рублем. По очередям: 2 комментария

  • 29.03.2014 в 09:23
    Permalink

    Ой, не зря, сказано про тех, кто не приходит в поликлиники… Таких уйма…. Я бы заплатил булку хлеба свободно за то, что бы не стоять в очереди, когда нужно и просто очень нужно пройти обследование за несколько дней. Но это только цветочки. Тех у кого нету времени на лечение и изучение своих симптомов больше тех, у кого время есть!!! Деньги на втором месте. Поверьте, когда встанет вопрос заплатить «булку хлеба» или заработать ещё за день и потерпеть(потому, что зарплаты маленькие и каждый день на счету) — трудоспособные, активные граждане предпочтут потерпеть…

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 27.02.2014 в 20:43
    Permalink

    С людей власти готовы содрать последнюю копейку (налог на утилизацию авто, налог на дорогу). Теперь вот налог на очередь придумывают. Прикрываются чем угодно. Вот и бесплатная медицина становится платной. Скоро дышать тоже будем платно.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *