«Бестселлер одного дня»

Дмитрий КуликМое дежурство по номеру шло к своему спокойному завершению. Из размеренной колеи выбил один простой звонок. Вежливая женщина, поминутно извиняясь, просила пролистать подшивку за январь: «Где-то там у вас было объявление о продаже земельных участков…» Вообще-то в обязанности журналистов не входит запоминать, где и какие объявления прошли в родной газете, равно как и рыться в подшивках «по просьбам трудящихся», сэкономивших на подписке, на что мы тактично указали.

Но мы не оставили без помощи нашу собеседницу, сообщив ей в итоге к взаимному удовлетворению все возможные телефоны землеустроительной службы. Надеемся, что у нее все получилось.

Вспомнился и более драматичный случай, свидетелем которого был несколько лет назад. В отдел приватизации пришла женщина с отчаянным заявлением: «Где-то тут у вас должны быть мои чеки «Жилье»!» Последовал диалог: «Ваши чеки не прошли перерегистрацию и практически пропали…» – «Но я же ничего не знала! Мне никто не сообщил!» – «Милая, мы об этом весь прошлый год каждый месяц в нашей местной газете писали…»

Рискую показаться жестоким, но в этот момент вспомнился незабвенный Остап Бендер с его культовой фразой: «Людей, которые не читают газет, надо морально убивать на месте». Гражданка сэкономила пусть даже нынешние 30 тыс. рублей в месяц за подписку, но в итоге «пролетела», как можно догадаться, с немалыми льготами по выплате кредита на жилье. И это был явно не канонический двойной тариф, оплачиваемый скупым гражданином.
Вот вам и «зачем мне пресса, если у меня интернет?».

Поэтому представляется важным еще раз словами российского политолога Глеба Кузнецова напомнить, зачем нужны местные газеты: «Эти газеты читают, чтобы узнать, что там придумали власти – городские, районные, областные, кто там героически спас тонущего мальчишку из реки на прошлой неделе, когда пенсию повысят, и когда открывается ярмарка. Маленькие, местные СМИ – это не агитки, пропитанные идеологией, не пропагандистские листки или каналы, а СМИ с общественно значимой, важной, полезной информацией и взглядом на мир через призму задач, нужд и видения жителей данного конкретного района. Региональным СМИ не до оппозиции, не до коварных западных НКО, не до продвижения олигархических интересов. Они информируют людей, рассказывают им о том, что происходит вокруг, а не пытаются переманить их на чью-то сторону, принести чужие интересы и ценности в жизнь простого человека. Именно они, эти СМИ, обеспечивают прямую, равно как и обратную, связь между властью и народом…»

Простой пример из жизни. Каждый год с высоких трибун озвучиваются планы по строительству жилья в стране, но простым гражданам-очередникам куда интереснее не общая картина, а именно то, что происходит в их городе. И только в своей «районке» они смогут узнать, сколько будет построено домов и какой формы собственности, куда нести документы, чтобы стать на очередь. Более того, не столичное министерское, а местное исполкомовское и строительное начальство через газетные прямые линии обязательно отчитается о ходе строительства.
В редакцию не заглянут важные министры, чтобы порассуждать о стратегии развития отрасли, но придут врачи, землеустроители, милиционеры, коммунальники и другие ответственные персоны, чтобы помочь читателям на месте решить вопрос, ответ на который они точно не найдут в интернете.

Как и объявления и разъяснения о том, где что открылось, продается, переоформляется.
Есть и еще одна важная и прекрасная функ-ция «районки», на которую указывает Глеб Кузнецов: «Местные региональные СМИ создают рабочие места, причем весьма специфические. Газету издают, в нее пишут люди образованные. Это провинциальная интеллигенция, интеллектуальная часть провинциальной элиты. Без нее, если убрать местную прессу, процесс деградации провинции будет идти быстрее и необратимее. Возможности применить свои таланты и знания у себя на малой Родине хватает не каждому, и тут работа в местных СМИ, в журналистике, где можно стать заметным и востребованным лидером мнений местного масштаба, – это хорошая альтернатива отъезду в столицы. Некоторые школы региональной журналистики выросли из всех этих районных газет и телепередач на местном кабельном. И весьма неплохие школы…»

Будь моя воля, ставил бы в школе «десятки» тем школьникам, чьи работы публикуются в газете. Пусть они занимают полстраницы, зато написаны самостоятельно, не по «сборникам золотых сочинений» и точно не скачаны из Сети.

«И при железных дорогах лучше сохранять двуколку», – учил Козьма Прутков. И при всепроникающем интернете не обойтись без «бестселлера одного дня», как именуют газету, особенно местного издания. Именно «районка», а не всемирная паутина является необходимым путеводителем по жизни в своем населенном пункте.

Дмитрий КУЛИК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *