2апреля — Всемирный день распространения информации об аутизме

http://www.autismoguatemala.org/wp-content/uploads/2012/04/Autism.jpgАутизм не ждет

Этих детей легко узнать по взгляду, направленному «внутрь себя», молчаливости или монотонности речи, стереотипных механических движениях и действиях. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Звонок будильника их оглушает, свет настольной лампы бьёт в глаза, лица людей кажутся им страшной мозаикой—примерно так воспринимают свет миллионы больных аутизмом.

Впервые о проблеме аутизма заговорили всего около 65 лет назад, но тогда это было очень редкое заболевание. Понимая чрезвычайную важность проблемы, 62 сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 2008 году постановила отмечать каждый год, 2 апреля, Мировой день распространения информации об аутизме.

Аутизм (от латинского «autos» — «сам») — такое нарушение развития, при котором отмечается трудность в формировании социальных контактов с внешним миром и другим человеком и обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств. Существует несколько версий возникновения этого нарушения, но ни одна из них полностью не доказана.

Частота распространения аутизма в мире колеблется от 40 до 45 случаев на 10 тысяч новорожденных. В Гомельской области 89 детей состоят на учете с аутизмом и каждый день это число увеличивается. А сколько детей на сегодняшний день имеют данное нарушение, но их родители не обратились к специалистам?

Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка. У аутичных детей нарушается «комплекс оживления», характерный для нормально развивающихся младенцев. Такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников он начинает узнавать мать. Но, даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход. Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд «мимо», «сквозь» человека, он не откликается на свое имя.

Внимание аутичного ребенка может неожиданно и надолго привлечь какой-либо яркий предмет, однако также неожиданно ребенок может панически испугаться любого предмета: портрета на стене, собственных пальчиков. У такого младенца часто наблюдаются двигательные стереотипы: он может часами раскачиваться в коляске или в кроватке, однообразно размахивать руками, длительное время издавать одни и те же звуки.

И в более старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого (глаза в глаза) взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды. Такие дети обычно стремятся уйти от контактов с окружающими людьми. Существует мнение, что у них отсутствует желание общаться, в отличие от тревожных детей, которые хотят и ждут контактов, но по какой-либо причине боятся вступить в общение.

От коллективной игры аутичные дети отказываются, предпочитая индивидуальную игру в уединении. Причем они могут одержимо годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. У некоторых детей игра отсутствует вовсе, и развитие задерживается на стадии элементарного манипулирования каким-либо предметом.

Аутичным детям свойственны стереотипные механические движения и действия. Например, ребенок может вместо умывания многократно поворачивать ручку крана то в одну, то в другую сторону или бесконечно включать и выключать свет. Иногда он подолгу совершает бесцельные однотипные движения телом: раскачивается, размахивает рукой, палкой или ударяет по мячу.

Дети с нарушениями в общении любят придерживаться определенных ритуалов, и малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывает «уход в себя» либо вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими, со сверстниками, животными, в стремлении крушить и ломать все кругом. Довольно часто наблюдаются вспышки самооагрессии, возникающей при малейшей неудаче. Подобная реакция аутичного ребенка может возникнуть на новую одежду, надетую мамой, на перестановку мебели, на присутствие незнакомого человека, на звук телевизора, на незнакомую мелодию, гул пылесоса. Причем находящиеся рядом взрослые часто не понимают причины взрыва ребенка.

Для аутичных детей свойственно отставание в развитии речи (хотя изредка встречаются и противоположные случаи). Важно отметить, что этот недостаток они даже и не пытаются компенсировать жестами, мимикой, в отличие от детей с задержкой речевого развития, но без нарушения общения. Если особых отклонений в развитии речи нет, ребенок все равно не использует ее в полной мере как средство коммуникации, ему трудно поддерживать разговор с другими людьми. Часто его речь представляет серию монологов, а в диалоговой речи (если она сформирована) присутствуют эхолалии (бессмысленные, необдуманные повторения услышанных фраз).

Если аутичный ребенок и владеет фразовой речью, в ней, как правило, отсутствует местоимение «Я». Понятие «Я» чуждо этим детям. Они говорят о себе во 2-м или в 3-м лице, как делают это окружающие по отношению к ним. Кроме того, их речи характерна фотографичность, неосмысленность. Поскольку механическая память у таких детей, как правило, хорошо развита, они надолго запоминают отдельные высказывания, иногда очень умные, взрослые, не соответствующие возрасту и уровню развития. Не вдумываясь в смысл, они автоматически повторяют понравившиеся им фразы, приводя в восторг и умиление родителей, уверенных в связи с этим в исключительной одаренности своего ребенка. Аутичные дети, как правило, ни к кому не обращаются с прямыми вопросами, уклоняются от прямых ответов на вопросы, обращенные к ним (часто они их даже не слышат). У них могут быть нарушены интонация, ритм речи, они неверно ставят ударения в словах. Научить их говорить правильно довольно трудно, так как они не осознают необходимости этого.

Аутизму не всегда сопутствует снижение интеллекта. Практический (не связанный с речью) интеллект может даже превышать возрастную норму. Аутисты могут быть парциально одаренными и проявлять успешность в отдельных областях: обладать абсолютным музыкальным слухом, отлично играть в шахматы, рисовать, считать. В любимом многими американском фильме «Человек дождя» актер Дастин Хоффман мастерски изобразил аутиста Реймонда, который блестяще отгадывал цифровые комбинации в казино. В документальном фильме Ольги Арлаускас и Никиты Тихонова-Рау «В ауте» рассказывается о девочке с диагнозам «аутизм» Соне Шаталовой. Ей 18 лет, она не умеет разговаривать, неконтактная, полностью отстранена от мира. Врачи высказывали мнение о глубокой умственной отсталости до тех пор, пока семилетняя Соня не взяла в руки ручку. Оказалось, что девочка умеет читать и писать, у нее абсолютная грамотность, фотографическая память и непостижимое понимание нашего мира.

В народе это заболевание иногда называют «болезнью гениев». Доказательством является тот факт, что до 20 % ведущих программистов Microsoft—аутисты. Говорят, аутистами были Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютан, Имануил Кант, Ганс Кристиан Андерсен, Леонардо да Винчи и другие знаменитые люди.

Родители аутичных детей нередко обращаются за помощью к специалистам лишь после того, как нарушения в развитии и поведении ребенка становятся очевидными для всех. А до постановки окончательного диагноза иногда проходит еще не один год. Необходимо помнить, что неправильное поведение быстро переходит в привычку, поэтому не нужно ждать.

Родители должны помнить, что дети с аутизмом—это «особенные» дети, и не ждать, что изменения появятся очень быстро, первые результаты могут быть замечены через месяц, а то и через год. Поэтому, чем раньше будет оказана ребенку помощь, тем больше шансов на успех.

Если родителей что-то настораживает в поведении детей, необходимо обратиться за помощью к специалистам, которые дадут соответствующие рекомендации и при необходимости помогут ребенку адаптироваться в обществе. Получить помощь специалистов можно в Минске в Городском клиническом детском психоневрологическом диспансере по адресу: ул. Лучины, 6. Телефон регистратуры—328-88-71. В МБОО «Дети. Аутизм. Родители» с первых дней своего открытия работает круглосуточный телефон доверия (+375445000455) для семей, которые воспитывают детей с аутизмом. За помощью и консультацией можно обратиться в Гомельский областной ЦКРОиР, а также—Мозырский районный ЦКРОиР (тел. 321355)

Работая с аутичными детьми, специалисты (педагоги, врачи) и родители совместными усилиями могут развить их воображение, обучить эффективным способам общения со сверстниками, а значит, и адаптировать ребенка к условиям окружающего мира.

 

Учитель-дефектолог ГУО «МР ЦКРОиР» Кошман С. Ф.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *