«Лихие» дети

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERAВ числе главных человеческих добродетелей, которые каждый родитель хотел бы видеть в своем ребенке, несомненно, доброта и сострадание. Эти же качества стремятся развивать в учениках педагоги. Однако, как свидетельствуют специалисты, случаев проявления недетской жестокости в детях становится больше.

Подростковых преступлений стало больше

Так ли это на самом деле? Во все времена дети, особенно подростки, не всегда покладисты – издержки переходного возраста. Или, может, все дело в том, что просто информация о таких инцидентах благодаря тому же интернету стала доступней?

Другой вопрос в том, что проявления детской жестокости становятся более циничными, изощренными. В средствах массовой информации периодически появляются сообщения об инцидентах с участием детей и подростков: издеваются над животными, бьют сверстников, оскорбляют людей старше себя, в том числе собственных родителей.

– По сравнению с 2013 годом возросло количество преступлений, совершенных подростками, – комментирует начальник инспекции по делам несовершеннолетних Игорь Феликсович Ханинев. – Если в 2013 году в Мозыре и районе их было 11, то в текущем уже 15: 6 краж, 1 вымогательство, 4 хулиганства, 2 грабежа, два подростка привлечены к ответственности за незаконный оборот наркотических средств. По состоянию на 31 марта на профилактическом учете в ИДН Мозырского РОВД состоят 185 подростков (в 2013 году – 141).

Агрессию молодые люди проявляют в силу того, что не умеют адекватно выходить из конфликтных ситуаций, считает И.Ф.Ханинев. В основном драки происходят на улицах, в местах массового отдыха молодежи.
Игорь Феликсович отмечает, что службе по делам несовершеннолетних чаще приходится сталкиваться с ситуациями, когда конфликт происходит между детьми и родителями. Последние часто говорят о том, что с детьми «совершенно сладу нет».

Откуда такая ненависть?

Яркий пример из практики инспекции по делам несовершеннолетних. Мозырянка Любовь Столяренко (эту историю рассказываю с согласия самой героини, имена и фамилии действующих лиц изменены, – прим. авт.) жалуется на своего 17-летнего сына Виталия, умышленно причиняющего ей психические страдания, как говорится в материалах инспекции.

Любовь Столяренко рассказывает: ее сын по несколько суток не бывает дома, а когда приходит, всячески изводит мать. «Я сделаю все, чтобы ты сдохла», – фраза, которую несчастная женщина не раз слышала от него.
С отцом Виталия она в разводе, сын живет с нею. В поведении его она видит вину бывшего мужа, который всегда поощрял в ребенке проявления жестокости. «Ты ничего не понимаешь, это парень. Таким он и должен расти», – говорил его отец. Сейчас, когда Любовь пытается как-то призвать сына к порядку, тот может и с кулаками наброситься. Свою ненависть к ней не скрывает.

– Всегда старалась сделать так, чтобы он ни в чем не нуждался, – рассказывает мать. – Сейчас он считает себя вполне взрослым, чтобы самому решать, что и как делать. Нет, я не держу его в «клетке», но он хочет полной свободы. При этом говорит, мол, ты мне должна.

Учитель из школы, где учится сын Любови, подтверждает конфликтный характер своего ученика. Резкий негатив Виталия по отношению к матери для учителей тоже не новость.

Специалисты утверждают: такой ненависти на пустом месте не бывает, парень явно протестует против чего-то. Видимо, всегда был на стороне отца в конфликтах родителей. Свою роль сыграли также разные стили воспитания в семье.

Как бы то ни было, психологическое насилие над матерью все это совершенно не оправдывает. К слову, как объясняет Игорь Феликсович Ханинев, сегодня ответственность наступает также за психологическое и моральное воздействие на потерпевших без причинения телесных повреждений.

С чего начинается доброта?

Как считают психологи, за проявлениями детской злости, грубости и жестокости всегда стоят определенные проблемы семьи, в которой растет ребенок. Точнее сказать, сама семья, не дающая ему необходимого понимания, тепла, защиты. Именно эта среда порождает детские проблемы. Особенно опасно, если родители не испытывают ни малейших сомнений в правильности собственных поступков и взглядов на воспитание, перекладывая всю ответственность на других: общество, преподавателей, врачей. В таких семьях вырастают самые «проблемные» дети.

О воспитании доброты в детях с самого младшего возраста мы попросили порассуждать психолога.
– Сегодня если дети дерутся, то бьют очень больно, и, как правило, детские конфликты заканчиваются травмами. Мы привыкли считать, что причина этого в неблагополучной семье или в долгом и частом просмотре ребенком жестоких передач, игре в «стрелялки» и так далее. Но это далеко не так, – считает психолог отделения социальной адаптации и реабилитации ТЦСОН Мозырского района Татьяна Александровна Деглау. – Агрессивное поведение ребенка – это сигнал о том, что он нуждается в помощи, это его ответ на сложившиеся обстоятельства: нехватку внимания со стороны родителей, неудовлетворенные потребности и желания их достигнуть, чувство вины. Родители, как правило, реагируют на это чрезмерно строго, наказывая ребенка, либо, наоборот, слишком снисходительно.

Родителям нужно беспокоиться, если ребенку доставляет удовольствие причинять зло другому и видеть его страдания. Такое поведение сигнализирует о беде. Жестокость проявляется по отношению к животным, сверстникам, ко всем близким и говорит о том, что ребенку требуется квалифицированная помощь, потому что данное проявление агрессии связано не с возрастным этапом развития, а с личными особенностями. Они формируются в силу разных неблагоприятных обстоятельств: издевательства, агрессии со стороны окружающих и родных, завышенных и недостижимых требований, грубого тона, издевок и гиперопеки. Агрессивность у детей из вполне благополучных семей может сформироваться и в результате исполнения всех их капризов и потакания всем их прихотям, в результате чего у ребенка появляется чувство вседозволенности, которое со временем может стать причиной деструктивного и жестокого поведения по отношению к окружающим. Важным фактором в формировании агрессивности у детей и подростков является то, что называют «плохой компанией», которая может сформироваться как в школе, так и во дворе. Свою негативную роль играют также телевидение и интернет.
Воспитание – процесс сложный, требующий больших усилий, внимания, терпения, времени. Психолог советует: водите ребенка в спортивные секции, где обучают не конкуренции, не победе любой ценой, а защите меньших и слабых. Свободное время следует занимать прогулками, общением, чтением, развивающими играми. И помните: каждый поступок вашего чада надо объяснять, обсуждать, не боясь отвечать на порой шокирующие детские вопросы.

Психолог Т.А.Деглау приводит несколько важных правил воспитания. Итак, чтобы вырастить НЕжестокого ребенка, нужно:

1. Уважать ребенка и его индивидуальность.

2. Постоянно разговаривать с ним, вести легкие и интересные беседы, формирующие принципы правильного поведения и отношения к другим.

3. Поощрять ребенка за его успехи, но не всегда материально, а добрым словом и похвалой.

4. Не заставлять его заниматься тем, что он категорически не хочет, если в этом нет острой необходимости.

5. Поощрять и содействовать его полезным увлечениям, мотивировать к занятиям спортом, творчеством и другой позитивной деятельностью.

6. При выборе дополнительных занятий обязательно учитывать его склонности и таланты, консультироваться с учителями, узнавать их мнение и ни в коем случае не делать выбор за ребенка.

7. Следить за тем, что ребенок смотрит по телевизору, сколько времени посвящает компьютерным играм и каким именно, попробовать привить интерес к логическим и интеллектуальным играм.

8. Ограничивать время малоподвижного досуга и включать в распорядок дня активные физические игры и нагрузки.

9. Следить за тем, с кем ребенок проводит время, приглашать его друзей к себе домой, чтобы понять, что за дети составляют ближайшее окружение, чем интересуются и какие привычки имеют.

10. Проводить больше времени вместе с детьми, ходить с ними на прогулки, заниматься активной деятельностью вместе. При этом досуг должен быть максимально интересным, иначе ребенок начнет воспринимать его как обременительную необходимость.

Елена Мельченко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *