ОАО «Мозырьпиво»: «Крутовар» еще удивит!

На прошлой неделе Президент Беларуси А.Г.Лукашенко потребовал от отечественной пивоваренной отрасли повышения эффективности работы и отдачи от вложенных в модернизацию средств. Вместе с тем Глава государства поставил перед участниками совещания закономерные вопросы: какой экономический эффект от масштабных капиталовложений в эту отрасль? какая рентабельность производства? насколько успешно воплощены в жизнь планы правительства? удалось ли нарастить экспорт и приток валюты? Президент отметил, что на 80% отечественная пивоваренная отрасль, которая должна быть высокодоходной, была распродана и приватизирована, а в руках государства осталось только 20%. Он также выразил мнение, что в вопросе качества нет прямой взаимосвязи с модернизацией и использованием высокотехнологичного оборудования. Большинство пивоваренных организаций, и государственных, и частных, на протяжении последних трех лет терпит убытки. Но вместе с тем А.Г.Лукашенко признал, что на фоне общей картины есть единичные примеры пивоваренных предприятий, которые активно развиваются, работают прибыльно, с высокой загрузкой мощностей и наращивают производство.

Накануне достаточно жесткого разговора на уровне правительства о пивной индустрии мы говорили с зам. директора по коммерческим вопросам ОАО «Мозырьпиво» Денисом Николаевичем ИГНАТОВИЧЕМ о модернизации производства, новой линейке продукции, «промышленном шпионаже» и перспективах появления мозырского пива…

Денис Игнатович

В цехе брожения.

Справочно

Небольшая пивоварня на месте нынешнего предприятия «Мозырьпиво» начала работать еще в 1885 г. Современная история завода началась в конце 1999 г., когда Мозырский пивоваренный завод был преобразован в белорусско-российское совместное предприятие «Мозырьпиво РТ». В результате реформирования в 2001 г. было создано ОАО «Мозырьпиво». Сегодня это частное предприятие, специализирующееся на производстве слабоалкогольных, безалкогольных напитков и квасного напитка. Имеющиеся мощности позволяют выпускать в год 126 тыс. декалитров слабоалкогольных и 415 тыс. декалитров безалкогольных напитков, в том числе 274 тыс. декалитров кваса.

– 2013 г. для нас был непростой: в июне в помещении по выпуску безалкогольных напитков произошел несчастный случай со смертельным исходом. (В ходе следствия было установлено, что во время проведения наладочных работ слесарь в возрасте 57 лет спустился без средств защиты органов дыхания в накопительную емкость купажного напитка на глубину 3 м объемом 6 куб. м, где собрались остаточные пары углекислого газа. Сотрудник завода сразу же потерял сознание и погиб, – прим. авт.) В области охраны труда были сделаны конкретные выводы, с целью предупреждения гибели и травматизма людей на производстве, создания здоровых и безопасных условий труда, укрепления трудовой и исполнительской дисциплины была проведена определенная работа, – начинаем разговор о главных прошлогодних показателях и коррективах, которые 2013 г. внес в сегодняшний день завода. – В целом по производству показатели неплохие: темп роста объемов производства в сравнении с 2012 г. увеличился на 136%, экспорта продукции – 156%, темп роста товарной продукции составил 130%, выручки – 144% (в 2012 г. мы заработали 12 млрд. рублей, в 2013 г. – 17 млрд.), рентабельность продаж – 8%, объем производства в действующих ценах – 136%.
Можно сказать, в прошлом году мы определились с перспективой развития предприятия, во многом это связано с государственной политикой по повышению ставки на алкогольную продукцию. Уже известно, что с 1 июля акцизы вновь увеличатся (последнее их удорожание было 1 января). Купажированные, то есть спиртованные напитки за счет подорожания акцизной марки станут очень дорогими. Поэтому мы решили максимально перейти на напитки натурального брожения – для покупателя они будут несколько доступнее, чем купажированные. Мы запустили в производство 5 новых видов напитков натурального брожения и ведем работы по модернизации цеха брожения. В нем установлено новое оборудование, уже заканчиваются ремонтные работы.

– Покупатели, как обычно, в ожидании новой продукции, нового вкуса… Расширится ли ассортиментная линейка?

– Наши учредители делают акцент на линейку безалкогольных напитков серии «ретро»: «Байкал», «Тархун» и др. В этом сезоне мы должны ее запустить. Преимущественно будем выпускать их в кегах (это металлическая емкость, как правило из стали, используемая для хранения и транспортировки пива и других алкогольных или безалкогольных напитков, газированных или нет, обычно под давлением, – прим. авт.). В Москве очень хорошо продаются наши безалкогольные напитки «Салют» и «Дюшес» в такой емкости. Кстати, в 2010 г., когда была аномальная жара, ОАО «Мозырьпиво» единственное в нашей республике сделало акцент на розлив безалкогольных напитков в кеги. На этот год у нас уже есть много заявок. Планируем также выпустить три новых напитка брожения: збитень вишневый, клюквенный и ежевичный. Думаю, эти напитки тоже придутся нашим покупателям по вкусу.

– Где вы сбываете свою продукцию?

– В Беларуси основной рынок сбыта – г. Минск и Гомельская область, сети розничной торговли «Евроопт», «Рублевский», нашли общий язык с ги-пермаркетами «Гиппо» и «Алми». В кегах работаем с крупными сетями по розливу живого пива. Нашу слабоалкогольную продукцию особенно любят в Латвии, России, в частности, в Москве. Недавно отправили свои образцы в Израиль и российский город Челябинск. Нам есть что предложить: около 45 наименований безалкогольных напитков и 8 слабоалкогольных. Сегодня с бутылочной продукцией мы работаем практически «с колес». Мозырская медовуха – по-прежнему уникальный продукт для Беларуси, мы его единственные производители. Збитень начали выпускать в Витебске, но наши потребители говорят, что мозырский продукт значительно превосходит по вкусовым качествам. Но есть регионы в Беларуси, где о нас не знают или не хотят знать. Приехали на открытие одного магазина разливного пива, смотрим: стоит медовуха натурального брожения из Томска по цене ниже, чем наша. Из чего она сделана, сколько в ней консервантов, чтобы она могла доехать и выстоять на прилавке столько времени? Если эти вопросы не задает себе продавец, значит, этим должен интересоваться сам покупатель.

– Налажено ли сотрудничество с барами, ресторанами, агроусадьбами с национальной кухней? Где, например, в Мозыре можно заказать ваш напиток?

– «Крутовар» (наша торговая марка) вскоре появится буквально в каждом столичном кафе и ресторане, гости чемпионата мира по хоккею-2014 обязательно попробуют наши слабоалкогольные напитки: по настоянию Минторга в меню каждого объекта общественного питания должна появиться страница, на которой будет представлено 10 блюд национальной кухни, наш збитень вошел в этот обязательный список. А в Мозыре наш продукт в кегах могут предложить в «Корчме» на Замковой горе, в нашей фирменной «Кимборовке», хорошо работают с нами магазины ЗАО «Партнер и К». Нашу продукцию в ПЭТ-бутылке можно найти почти во всех магазинах города.

– За счет чего вам удается уйти от консервантов? Известно, что в ваших напитках минимальное количество бензоата натрия…

– Мы купили пастеризатор, который представляет собой полуавтоматический модуль термической обработки пищевых продуктов. Посредством воздействия высоких температур болезнетворная микрофлора погибает, и продукт консервируется. Еще добавляем немного лимонной кислоты. А в целом наши слабоалкогольные продукты на натуральной основе: натуральный мед, травы и никаких добавок.

– С сырьем проблем нет? Сложно представить, сколько меда вы используете в месяц…

– Раньше месячная норма потребления меда – полтонны, сейчас мы выходим на тонну, а то и полторы. Закупаем его в основном у белорусских бортников. Несколько лет назад мы действительно испытывали сырьевую проблему: травы, необходимые для производства збитня, скупали по всем аптекам Беларуси. Сегодня нашелся фермер, который конкретно под нас выращивает нужные нам травы, из основных – лапчатка, зверобой, калган, шалфей.

– Что скажете по поводу качества воды – вашего основного сырьевого источника?

– Вода, используемая при производстве нашей продукции, проходит водоподготовку, несколько этапов фильтрации. С водой у нас абсолютно никаких проблем нет, потребитель может быть уверен, что она отличного качества. У нас есть опыт производства квасного напитка в Жлобине: мы открывали там свой участок, нанимали людей, и под нашей маркой делали квас на местном заводе – это было дешевле ввиду транспортных расходов. Абсолютно одинаковая рецептура, а вкус разный. Это можно объяснить только качественными характеристиками воды.

– Как вы относитесь к розливу напитков в стеклянную тару? Спрашиваю об этом в связи с тем, что российская Государственная Дума рассматривает проект документа, предполагающего введение поэтапного запрета реализации алкогольной продукции, разлитой в пластиковые бутылки полуторалитрового объема. С весны 2017 г. из продажи планируют изымать весь алкоголь, разлитый в подобную тару, независимо от спиртосодержания. Согласно мнению парламентария, автора этого законодательного варианта, запрет на реализацию алкоголя в пластиковых тарах, общий объем которых превышает полуторалитровую отметку, поспособствует уменьшению государственных алкоголизаций. Дешевая упаковка привлекает к алкоголю большее количество граждан, а большие объемы способствуют увеличению потребительского спроса…

– Очень правильная идея, стеклянная бутылка более экологична. Для нас это пока дело времени. Когда наше предприятие запускало свое производственное ноу-хау, была мысль разлить напиток в бутылку объемом 0,33 л в красивом исполнении, сделать этикетку узнаваемой… Пока же мы это видим в давальческой схеме: возможно, купаж напитков мы будем производить в Мозыре, а розлив – на другом заводе, обладающем стекольной линией. А когда выйдем на нужные объемы, рассмотрим вариант приобретения унифицированной линии. Сегодня это обошлось бы нам в районе полумиллиона долларов США.

– Многие замечают, что ваша продукция очень сладкая. Понятно: сахар – важный пищевой продукт, один из самых сильных источников энергии для организма, но, согласитесь, его избыток в рационе не только вреден для фигуры, но и потенциально опасен для сердечно-сосудистой системы. Все же можно ли класть его чуть меньше? И разработана ли у вас продукция для тех, кто страдает сахарным диабетом?

– Возможно, мы поменяем рецептуру по содержанию сахара. Наши торговые партнеры, которые берут большие объемы – на 200-300 млн. руб. в месяц, просят сделать это же. Но не потеряем ли мы при этом традиционные органолептические свойства продукта? В классическом спиртованном збитне мы пробовали уменьшить содержание алкоголя на 1%, это давало бы значительную экономию в налогах. Но поменялся вкус, мы начали терять клиентов и от этой идеи отказались. Напитки на подсластителях давно есть в продаже, интересуйтесь в торговой сети. У нас даже квас на подсластителях «Весенний» и «Колосок» в кегах выпускался, но он почему-то не прижился.

– Кстати, когда мозыряне смогут попробовать квас из бочек?

– Квасной напиток появится во второй половине этого месяца. Для продажи кваса, к слову, самые лучшие месяцы – апрель и май. Потом люди привыкают к этому напитку и пьют его меньше. К тому же появляются ягоды, из которых можно приготовить компот. Объем продаж квасного напитка в сравнении с 2010 г. упал в 4 раза: в 2010 г. мы произвели 260 тыс. дал, а в 2013 г. – 68 тыс. дал. Наш главный партнер – сеть магазинов «Хлебторга» – открыл свое производство кваса. Мы тут же потеряли треть заказов. К тому же на рынке появилось большое количество бутилированного кваса. Проще купить квас в бутылке, чем стоять и ждать розлива – мы это понимаем, поэтому в ближайшее время наш квас также будет разливаться в ПЭТ-бутылку. Спасибо мозырянам, ждущим свежий прохладительный напиток из бочки. Совсем скоро он появится!

– А когда появится пиво? Мы не забыли слова директора завода, сказанные в одном из интервью: «Я его похоронила, я его и возрожу, но только на совершенно ином качественном уровне».

– Мы можем сварить пиво, но оборудование уже настолько морально устарело, что не сможем этот напиток донести до потребителей. Но о своем обещании мозырянам вернуть пиво на прилавки мы помним. Пиво обязательно появится. Со временем. Мы ведь и название предприятия не меняли.

– Вы не боитесь стать одними из многих?.. И, как считаете, действительно ли белорусская пивная отрасль испортила свой продукт, сделала его ненатуральным, нашпиговав различного рода вкусовыми добавками и консервантами?

– Я не большой почитатель пива, но у меня есть любимые марки белорусского пива. Качественное пиво найти можно, его не много, но оно есть. Хотя такая тенденция на рынке пива наблюдается: когда в погоне за снижением цены на продукцию натуральные ингредиенты заменяют более дешевыми аналогами, пиво становится порошковым. Даже не эксперты в этой области могут заметить химический привкус… Поскольку наше предприятие все равно таких объемов давать не сможет, как гиганты «Аливария», «Крынiца», «Хайникен», мы можем выпускать небольшие партии эксклюзивного напитка в премиумном сегменте или в средней ценовой категории. Это будет, так скажем, элитарное пиво. Мы обязательно найдем своего покупателя, ведь мозырское пиво всегда славилось качеством. Хочется держать марку, вернуть то, что было, ведь гурманы до сих пор помнят вкус мозырского «Жигулевского».

– Признайтесь, ходят ли сотрудники ОАО «Мозырьпиво» в «конкурентную разведку»? Вам, практически позавчерашнему студенту престижного вуза (окончил Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, специализация – «Экономика и управление на предприятии химической промышленности», – прим. авт.) и аспиранту, защитившему кандидатскую диссертацию на тему «Методы оценки эффективности социальных инновационных инвестиционных программ промышленных предприятий», близко понятие «бенчмаркинг»?

– Давайте поясним для читателей: бенчмаркинг можно рассматривать как одно из направлений стратегически ориентированных маркетинговых исследований. Мы участвуем во всех выставках профильной продукции. В этом году в феврале ездили в Москву (Беларусь представляло еще одно предприятие – «Крыніца»), где нашли много потенциальных российских и зарубежных клиентов, привезли большой портфель заявок и много… образцов для дегустации. Мы должны понимать, куда движется рынок, что востребовано, чтобы стараться обогнать конкурентов.

Кстати, идею производства медовухи я привез в Мозырь, когда учился на 2-м курсе: попробовал в городе на Неве очень популярный напиток – хмельной мед, сваренный на основе старинных традиций. Почему бы не повторить, добавив что-то свое? В итоге получился уникальный продукт, аналогов которому не было и пока нет в Беларуси. То же – со збитнем. Подсматривать не надо бояться!

– Денис Николаевич, расскажите, сбитень безалкогольный бывает? Блюстители трезвого образа жизни были бы особенно рады такому напитку… Существует ли культура пития ваших сбитней и медовухи?

– Есть классические рецепты такого напитка, состоящего только из воды, меда, специй и пряностей. По русским традициям он подается и в холодном, и в горячем виде. Холодный напиток употребляют для утоления жажды в бане после парилки или в жаркие дни. Горячий збитень – преимущественно зимний напиток, который хорош для согрева после переохлаждения. Также за счет своего состава он обладает противовоспалительным и иммуномодулирующим действиями. Его также пили для восстановления организма после болезней, хирургического вмешательства и травм. Со временем мы планируем выпустить и такой напиток.

По поводу культуры потребления. Мы улыбнулись, когда узнали, что россияне изобрели коктейль «По-мозырски»: смешать в пропорции 1:1 збитень и медовуху, добавить 100 граммов водки. Повторить или нет – дело ваше (улыбается).

Ольга АРДАШЕВА
Фото Сергея ШАПОВАЛОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *