В МГПУ им. И.П.Шамякина стартовал международный образовательный проект в рамках программы TEMPUS-4

Новый взгляд на старую проблему

В УО «МГПУ им. И.П.Шамякина» стартовал международный образовательный проект в рамках программы TEMPUS-4, целью которого является совершенствование подготовки педагогов для работы в условиях современной школы. Собственно, так он и называется – «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями».

Важно отметить, что Министерство образования Республики Беларусь поддержало участие университетов в программе TEMPUS, направленной на модернизацию высшего образования в странах-партнерах из Восточной Европы, Центральной Азии и Средиземноморья. Для нашего университета участие в таком проекте принесет не только опыт международного взаимодействия, но и даст мощный толчок в развитии инфраструктуры, создании модульных курсов, открытии новых специальностей.

На встрече координаторов по реализации международного образовательного проекта (г. Хильдесхайм, 2014 г.).

На встрече координаторов по реализации международного образовательного проекта (г. Хильдесхайм, 2014 г.).

Для участия университета в столь крупном проекте было сделано очень многое. В феврале 2013 г. в г. Хильдесхайм проходила конференция, на которой при активном участии нашего университета была сформирована общая заявка по данной тематике. Свыше полугода продолжалось рассмотрение 937 заявок, поданных университетами из различных стран, из них международными экспертами была одобрена только 171 заявка, в том числе и наша. Еще во времена СССР в России, Беларуси и Украине сложились крупные научные школы, в том числе и в области педагогики. Наши западноевропейские партнеры хорошо осведомлены об этом и стараются использовать научный потенциал для выполнения совместных международных проектов.
Отправным пунктом проекта является тот факт, что практически любая группа обучающихся, будь то школьники или студенты, является в большей или меньшей степени разнородной, выражаясь научной терминологией – гетерогенной. В школьной группе есть одаренные дети, могут быть дети из социально уязвимых групп населения, дети с ограниченными возможностями, дети из семей мигрантов и др. Причем следует учитывать, что одаренность имеет различные проявления: есть обучающиеся, достигающие значительных результатов в учебе, другие талантливы в художественной деятельности, третьи – в спорте. Есть ученики, имеющие хорошие лидерские качества, которые в дальнейшем будут способны успешно управлять промышленными предприятиями. Естественно, одаренность не возникает сама по себе. Необходимо выявлять детей со склонностями к науке, литературе, живописи, а затем создавать условия для их оптимального развития. То же самое относится и к детям с ограниченными возможностями. Ребенок может иметь недостаточный слух или зрение, но быть талант-ливым в живописи или литературе, или даже спорте. Современные технологии достигли такого уровня, при котором многие дети при правильном подборе технических средств (слуховые аппараты, оборудование специальных учебных мест и др.) могут успешно заниматься в обычных школах.
Плохо это или хорошо, что школьная группа является гетерогенной по своему составу? Ответ лежит в другой плоскости: это объективная реальность, с которой необходимо считаться. Вспомним, что интеграция в общество мигрантов – это одна из основных проблем, с которой столкнулись в последние десятилетия страны Западной Европы. Мы видим, что в этих странах (например, во Франции) происходит усиление общественного мнения, направленного против мигрантов. А это уже политическая проблема, которую можно и нужно решать комплексно, в том числе и в системе образования. Таким образом, несмотря на то, что наши дети очень разные, при правильном обучении практически каждый ребенок может быть успешно интегрирован в общество. Собственно говоря, это одна из важнейших задач системы образования и одно из условий устойчивого развития любой страны. Ведь экономические и социальные потери от не до конца реализованных и прожитых жизней будут значительно больше, чем инвестиции в образование.

В этой связи современный педагог должен обладать универсальными компетенциями, чтобы эффективно работать с разными категориями обучающихся внутри одной группы. На практике многие учителя ориентируются на среднего во всех отношениях ученика или, наоборот, на «олимпиадника» и не в полной степени учитывают особые потребности детей из различных групп, не умеют «гасить» внутригрупповые конфликты. Как раз на решение этой важной проблемы направлен данный образовательный проект.

Концепция проекта предполагает интеграцию в едином образовательном пространстве различных категорий обучающихся и соответственную подготовку педагогов – от обычных предметников до профессиональных управленцев в сфере образования – для работы с такими группами.

Для реализации проекта уже создана и функционирует сеть университетов-партнеров из различных стран мира: ФРГ, Россия, Беларусь, Украина и др. Лидерами проекта с восточноевропейской стороны является Новгородский государственный университет им.Ярослава Мудрого, со стороны Западной Европы – фондовый университет Хильдесхайм (ФРГ), расположенный в г. Хильдесхайме, городе с тысячелетней историей и достопримечательностями, внесенными в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Основные направления подготовки в университете Хильдесхайм весьма близки к нашему университету. Это педагогика и социальные науки, лингвистика, математика, естественные науки, экономика. Интересно отметить, что в университете Хильдесхайм, как и в нашем, обучается относительно небольшое количество студентов, что позволяет в значительной степени реализовывать индивидуальный подход в обучении. Кроме того, университет Хильдесхайм имеет многолетний опыт участия в различных международных проектах в сфере образования, в том числе и программах TEMPUS. Вообще же, в работе задействовано свыше десяти университетов из Восточной Европы: Рязанский государственный университет им.С.А.Есенина, Костромской государственный университет им.Н.А. Некрасова, Бердянский государственный педагогический университет, Вологодский государственный педагогический университет и др.

В результате реализации проекта будут разработаны учебные курсы (модули), а в учебные планы будут внесены изменения, необходимые для подготовки универсальных компетенций у педагогов и образовательных менеджеров. Для преподавателей университета, задействованных в реализации проекта, будут предоставлены возможности для публикации в зарубежных журналах по данной проблематике и прохождения стажировок в зарубежных университетах. Выделенные средства будут израсходованы на оборудование компетентностного центра, обучение сотрудников университета иностранным языкам, приобретение литературы по данной проблематике и др. На базе компетентностного центра будут проводиться конференции, обучающие семинары для педагогов региона, консультирование одаренных обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями по разработке индивидульных планов обучения, проведение исследований специфических потребностей различных групп детей и др.

В итоге выиграют все: студенты приобретут навыки межкультурной коммуникации, продуктивного разрешения конфликтов, формирования толерантного отношения и поведения в гетерогенной педагогической среде, преподаватели пройдут стажировки и улучшат свои знания по иностранным языкам и др. Планируется, что реализация данного проекта займет 2 года.

Николай ЛЕБЕДЕВ,
проректор по учебной работе УО «МГПУ им.И.П.Шамякина».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *