Непростой путь интеграции

549742Президенты Беларуси, Казахстана, России подписали в столице Казахстана Астане договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) .

Логичный и простой вопрос, которым задаются сегодня и простые граждане, и руководители всех уровней: «Что мы от этого будем иметь?»

ПЛАНЫ И ЦИФРЫ

Согласно официальной информации договор о ЕАЭС направлен на решение задач по повышению благосостояния и качества жизни граждан Казахстана, России и Беларуси и предусматривает свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной экономической политики. Перспективный интеграционный эффект в виде прироста совокупного ВВП к 2030 году оценивается в размере около 900 млрд. долларов.

Полноценный запуск интеграционного объединения начнется с 1 января 2015 года. С этого момента должны быть обеспечены условия для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между тремя странами. Страны-участницы будут осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики: в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. Остаются единые таможенное регулирование и тариф. Не изменятся и нормативы распределения доходов от ввозных пошлин: 87,97% получит Россия, 7,33% – Казахстан, 4,7% – Беларусь.

Каждая страна будет вправе проводить собственную промышленную политику, в том числе субсидировать предприятия. Но они смогут оспорить в Евразийском суде меры поддержки промышленности, применяемые в другой стране.

Большие изменения ожидаются на рынке услуг. С 2015 года общим станет рынок около 25 секторов. После создания единого рынка лицензии и разрешения на ведение предпринимательской деятельности будут признаваться всеми тремя странами. Правда, некоторое время будут действовать исключения, например, пока не будет объединен рынок строительных услуг.

Предусмотрена отмена любых квот на рынке труда для граждан России, Казахстана и Беларуси. ЕАЭС даст возможность гражданам этих стран свободно, без оформления дополнительных разрешений работать в государствах ЕАЭС. Приезжая в другую страну, граждане будут иметь право на бесплатную медицинскую помощь в том объеме, в каком они имели ее в своей стране. Пока нет четкого понимания, как будет работать пенсионная система для граждан, работающих в другой стране, для решения этого вопроса потребуется дополнительное соглашение.

В будущем Россия, Беларусь и Казахстан должны договориться проводить единую макроэкономическую, антимонопольную, валютную и финансовую политику (общий финансовый мегарегулятор планируется создать к 2025 году). О переходе на единую валюту в документе не говорится. Государства смогут «в исключительных случаях» вводить валютные ограничения на срок до 1 года.

ВЫЗОВЫ ДЛЯ БЕЛАРУСИ

Главным интересом для Беларуси было решение нефтяных вопросов. Глава страны А.Г.Лукашенко настаивал на отмене перечисления вывозных таможенных пошлин в бюджет Российской Федерации от экспорта нефтепродуктов, выработанных из беспошлинной российской нефти. Ежегодно эта сумма составляла от 3,3 млрд. до 4 млрд. долларов. Аргумент белорусской стороны логичен и справедлив: «Нефть куплена, за нее заплачено: нигде в мире не принято платить еще и за произведенный из полученного сырья продукт».
Этот вопрос будет решаться на двустороннем уровне, и уже подписаны важные для Беларуси договоренности с Россией об объемах поставок нефти и новом порядке перечисления экспортных пошлин на нефтепродукты.
Так, в 2015 году общий объем поставок составит 23 млн. тонн, в последующие годы возможно увеличение до 24 млн. тонн, если Беларуси столько понадобится. Можно сделать вывод, что стороны решили окончательно отказаться от поквартального согласования объемов поставок нефти.

Кроме того, в соответствии с подписанными документами предусматривается, что в 2015 году в бюджет Беларуси будет зачислено 1,5 млрд. долларов вывозных таможенных пошлин от экспорта нефтепродуктов, выработанных из российской нефти. Ранее Беларусь перечисляла все нефтепошлины в российский бюджет.

Новый вызов для Беларуси – рост конкуренции на евразийском пространстве и слабость белорусского бизнеса, потому что для среднего и крупного бизнеса конкуренции, по мнению ряда аналитиков, фактически не было.
Общепризнано, что конкуренция – необходимое условие развития, люди в итоге голосуют рублем, выбирая товары качественнее и дешевле, вне зависимости от страны производителя. Поэтому предстоит упорная борьба за рынки, технологическое перевооружение предприятий. Но в итоге выиграет простой потребитель.
Кроме того, малому и среднему бизнесу необходимо преодолевать местечковость, к чему неоднократно на своих семинарах в Мозыре призывает председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» Владимир Карягин. Бизнесменам необходимо объединяться в союзы и корпорации, чтобы отстаивать свои интересы на всех уровнях. Пока этот процесс идет со скрипом, и не факт, что все предприниматели смогут приспособиться к новым условиям хозяйствования.

Было бы ошибкой обещать, что уже с 2 января 2015 года жители Беларуси почувствуют положительный эффект от создания ЕАЭС. Многие вопросы предстоит решить в перспективе до 2025 года, впереди – новые встречи и переговоры.

Пока остается надеяться, что новое объединение станет локомотивом для экономик наших стран.

Дмитрий КУЛИК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *