Не мужская профессия

Закончился очередной учебный год, школьники и учителя отправились на каникулы, на три летних месяца утихнут споры по вечным школьным темам, многие из которых стали уже ритуальными, как, например, «Почему мужчины не идут работать в школу?».

DSC_0483
Аргумент номер один – низкая зарплата. Но это если не знать, что есть предприятия и организации, где заработок еще ниже, а условия труда тяжелее, но, тем не менее, люди не увольняются и дорожат своей работой. И свое решение объясняют просто: «Есть здоровый коллектив, традиции, заботливое руководство…»

В беседах о школе с бывшими учителями-мужчинами, невесело вспоминающими свой педагогический опыт, неизменно всплывал недоуменный вопрос: «Кто бы объяснил: что я как мужчина должен делать в школе, почему от меня все чего-то особенного ждут?!» Раздражение понятно, потому что первое, на что рассчитывают от мужчин в школе, что они непременно будут выполнять некие полицейские функции «по наведению порядка». Как тут не вспомнить чудесный фильм «Сережа»: мама вышла замуж, у 6-летнего мальчика появился новый папа. И мнение соседки: «Правильно сделала – будет кому сыну ремня дать!»

Такое понимание роли и места мужчины в воспитании детей, если честно, угнетает: новый Сережин папа Коростелев оказался замечательным отцом без помощи ремня.

Отсюда плавно вытекает другая проблема. Для начала небольшой страноведческий экскурс. Все мы знаем и видели по телевидению такое явление, как священные индийские коровы, которые могут лежать посреди оживленного проспекта, а их будут почтительно объезжать и обходить, рискуя нередко жизнью.

Но это только часть правды, ибо индусы считают: раз ты, корова, священная, то о своем пропитании заботься сама! Вот и бродят несчастные животные по железобетонно-стеклянному мегаполису в поисках клочка зеленой травы…

Это к тому, что молодой специалист, приходя в школу, объективно сталкивается с массой проблем. Работа с людьми вообще самая сложная из всех, а в школе надо уметь взаимодействовать с детьми, их родителями, коллегами, администрацией. Это только кажется, что дедовщина  – чисто армейское явление. На самом деле на «гражданке» армейскому «деду» соответствует «уважаемый член коллектива».

Помощь необходима, но попытки обратиться за содействием часто натыкаются на недоуменно-саркастическое: «Так вы же мужчина!» Почему-то считается, что сей факт должен быть гарантом автоматического решения всех проблем (ага, как же это мы забыли про ремень?). Особенно если еще добавить: «А как же мы в свое время?!» Вообще-то, «в свое время» была другая страна, да и тело заплывчиво, а дело забывчиво насчет того, как оно было в действительности «в свое время».

Справедливости ради надо сказать, что молодые учительницы тоже страдают от педагогического «курса молодого бойца», когда считается чуть ли не обязательным начинающему педагогу вручить самый отстойный класс, потому что «а как же мы в гражданскую?!».

«Если бы мы работали, скажем, грузчиками, то я на это «выжмущина» не обижался бы, – горячится знакомый экс-учитель Павел. – Сам бы хватал что потяжелее и побольше без понуканий. Но когда приходишь за помощью по вопросам людских взаимоотношений, а на тебя смотрят снисходительно и вновь заводят шарманку про мою половую принадлежность… Сказали бы честно: «Да мы сами не знаем, что делать, давайте вместе подумаем…» Может, и сегодня работал бы. Но все мои ошибки и промахи были только поводом для злорадного веселья: «Во, а еще мужчина…» Одна радость: кто-то свой комплекс неполноценности удовлетворил…»

Желание школьного руководства работать с мужчинами по-человечески понятно: даже не служившие в армии имеют понятие о дисциплине и уважительном отношении к приказам начальства. Поэтому, в отличие от своих коллег-женщин, не впадут в истерику, не запричитают про сложности жизни и не зарыдают. Словом, идеальные создания, чтобы продемонстрировать свою строгость, требовательность, непреклонность там, где парой минут раньше виновато улыбались и мели виртуальным хвостом пол.

Отсюда другое искреннее убеждение: мужчину в школе нужно грузить работой, грузить как можно больше! Поэтому вот вам десяток замен и пяток групп по оказанию платных услуг. Семья, дети, говорите? Так это у женщин, а «выжмущина»!

Вывод неутешительный: не некая «система», а сами школы, администрация и педколлективы отторгают мужчин. Отторгают, потому что не умеют с ними работать, в итоге завышенные ожидания сменяются разочарованием и презрением.

А тем временем уроки трудового обучения у мальчиков все чаще ведут женщины…

…Ответ на вопрос: «Что я как мужчина должен делать в школе?» –  нам дал несколько лет назад один из мозырских руководителей предприятий: «Ничего не должен. Просто быть для детей примером мужского поведения».

Дмитрий КУЛИК.