В мире есть гармония

«Все дети талантливы. Нужно отыскать в каждом ребенке искорку и зажечь ее. Нужно увлечь и развить. Уроки музыки не должны быть повинностью для ребенка, тогда он будет играть с удовольствием», — считает Наталья Ивановна КУЗЬМЕНКО — учитель детской школы искусств № 3 по классу цимбал, участница областного конкурса «Учитель года».

DSC_6148-1
— Я родилась в г. Светлогорске. Закончила Мозырское музыкальное училище, — рассказывает она. — В школе искусств № 3 работаю уже 17 лет. Здесь я стала учителем музыки. Прежний директор ДМШ № 3 Элла Александровна Максимова всем настоятельно советовала учиться, и я заочно закончила Белорусский государственный университет культуры (отделение народной инструментальной музыки).

— Наталья Ивановна, что повлияло на ваш выбор профессии учителя музыки?

— Нас в семье три сестры. Папа рано умер, мама Надежда Сергеевна очень хотела, чтобы мы получили музыкальное образование, были культурными и воспитанными, и, хотя было трудно, она сделала для этого все возможное. Мы с сестрами все закончили музыкальную школу. Потом в музыкальное училище поступила моя старшая сестра, вслед за ней я, ну, а другая сестра все-таки выбрала торговлю. Сестра Инна Ивановна Романчик долгое время работала в Светлогорской музыкальной школе учителем музыки, ее имя было известным. Ее учащиеся имели большие успехи на международных конкурсах, становились стипендиатами Специального фонда Президента РБ, а также фонда Владимира Спивакова. И я тянулась за ней.

— А почему выбрали цимбалы?

— Цимбалы популярны у многих народов мира: у поляков, латышей, украинцев, молдован, китайцев. Только их название там звучит немного иначе. Это не такой простой инструмент, как кажется, однако как все могут написать с закрытыми глазами букву «А», так и руки цимбалистов безошибочно знают, где какая струна находится, могут играть даже с закрытыми глазами. Но это вопрос техники, а для музыканта главное — играть с душой, чтобы в другой душе что-то пробудилось.

— Расскажите об ансамбле юных цимбалистов. Сколько вы репетировали перед тем, как стали лауреатами? Или это просто удачное стечение обстоятельств?

— Я руковожу детским народным инструментальным ансамблем «Травы детства», участникам которого по 7-8 лет. И вот в прошлом году на областном конкурсе коллектив занял 2-е место, ну, а нынешний год выдался очень насыщенным и плодотворным в творческом плане. Мы заявили о себе. Сначала ансамбль выиграл диплом I степени на открытом региональном фестивале-конкурсе инструментальных ансамб-лей в номинации «Ансамбли смешанных составов» в младшей возрастной группе, а нашему дуэту цимбалистов старшего возраста был вручен диплом II степени. Затем на районном конкурсе вокальных и инструментальных ансамблей «Весенний дебют» «Травы детства» получили диплом II степени, а дуэт — диплом III степени. И, наконец, в мае на первом республиканском фестивале-конкурсе детского искусства «Лидский венок» «Травы детства» получили диплом III степени с присвоением звания «Лауреат» за качественный уровень конкурсной программы и развитие национальных традиций музыкального искусства Беларуси (играли польку «Янка» и марш Прокофьева). А дуэт в составе Дарьи Рябченко и Дарины Старовойтовой был награжден дипломом III степени. Тем более это приятно, ведь жюри было высокопрофессиональным, его возглавлял народный артист Беларуси Евгений Петрович Гладков.

Один в поле не воин. Так и мы благодарим за понимание и помощь администрацию школы в лице директора Максима Олеговича Никольского и завуча Оксаны Владимировны Атрощенко. Помощь родителей сегодня также много значит, без них не состоялись бы поезд-ки на конкурсы. А еще большое спасибо нашему концертмейстеру Татьяне Васильевне Петух, которая исполняет партию фортепиано во время выступления детей.

Как правило, работа учителя остается за кадром, ее никто не видит. Она видна только потом, на сцене, в течение 3 минут. Но, чтобы отыграть эти 3 минуты красиво, мы репетировали целый год. Важно, чтобы ребенок понимал, что он делает. Когда не понимает, он боится, и ему это никогда не понравится. Надо чувствовать настроение ребенка и подходить к занятиям творчески. Я обычно говорю родителям: «Не забывайте, что ваши дети уже работают». Потому что час занятий музыкой — это большой труд. Иногда четыре ноты нужно разучивать целый час, чтобы понять. Книги проще читать.

цимбалисты
Перед конкурсом прошу своих девочек не кататься на роликах. Это же дети! Им хочется движения, а для меня главное — чтобы они были здоровы и целы, чтобы берегли свои руки. Главное в школе искусств — это выступление на сцене, значит, они должны преодолеть стеснение и робость. Я настраиваю, что нужно выйти на сцену и самим получить удовольствие от своей игры, не думать о победе, а наслаждаться игрою, быть максимально артистичными, создавать своеобразную картинку, чтобы приятно было их видеть и слушать. Красивая музыка — это титанический труд. Нужно репетировать ежедневно.

— Когда следует начинать заниматься с ребенком музыкой?

— С раннего детства. Сначала как можно больше петь с ним все, что ему нравится. А в 5-6 лет брать за руку и вести в школу искусств.

— Некоторые родители возразят: зачем детям в век компьютерных технологий и научных открытий школы искусств, они и так перегружены в школе, это нужно только тем, кто хочет стать музыкантом.

— Музыка время не отнимает. Как правило, если ребенок хорошо учится в общеобразовательной школе, то он успешен и в музыкальной. Очень важную роль играет распорядок дня. Если у ребенка есть расписание, тогда он все успевает. Недаром кто-то из великих сказал, что лучший отдых — это смена занятий. К тому же чем больше мы загружаем детей, тем больше они заняты чем-то полезным и хорошим, и у них не остается времени на плохое. Сегодня все думают, как оторвать детей от компьютера. Согласитесь, что родители, которые желают блага своим детям, предпочтут, чтобы ребенок учился в школе искусств. Пусть не все станут музыкантами, но в любом случае занятия музыкой развивают. У человека какое-то одно полушарие обычно развито больше. Но если мы заставляем работать обе руки, как это происходит в игре на музыкальном инструменте, то, естественно, мы даем нагрузку на мозг, на нервные окончания, а это способствует развитию обоих полушарий.

Музыка — это гармония. Единственное, что несовместимо с музыкой, на мой взгляд, так это спорт, спортивные дети более зажаты. Но главное в музыке, как и в спорте, — заниматься регулярно. Когда у Алины Кабаевой спросили, когда она отдыхает, она ответила: «Когда на пьедестале стою». Так и здесь.

— Какие качества необходимы в вашей профессии?

— Учителю музыкальной школы надо любить не только музыку и инструмент, но и детей. Причем относиться к ним так, как мы хотели бы, чтобы относились к нашим родным детям. Не давить и не требовать, а стараться чувствовать их настроение и как-то договариваться, ведь они нуждаются в понимании и любви взрослых.
— Вы себя в какой-то другой роли представляете?

— Мой выбор профессии как раз в точку. Мне кажется, что ничего другого я не умею. Например, не смогла бы работать с бумагами. Мне надо, чтоб происходило какое-то действо, нравится работать с ансамблем.

— А каково человеку творческой профессии заниматься хозяйственными делами? На вас быт не давит?

— Честно сказать, это больной вопрос. Спасибо мужу Алексею, который понимает и переживает за меня, хотя он не музыкант. Музыка, эмоции и переживания важны для меня, по-другому я работать не могу. Если предстоит выступление, конкурс, то все другое уходит на второй план. В этом я не одинока, все творческие люди эмоциональны. Если будешь играть ровненько, пусть даже технически совершенно, но без чувств и эмоций, то никому такая музыка не нужна.

— Кто для вас является примером учителя музыки?

— Это мой преподаватель по классу цимбал Александра Яковлевна Серак (в музыкальном училище она вела у меня специальность), учитель по классу фортепиано Элла Александровна Максимова, учитель по классу балалайки Владимир Михайлович Абрамович (ДШИ  № 1). Он знает какие-то секреты и по-особому воспитывает своих учеников, они играют осознанно.

— Какие открытия лично для се-бя вы сделали за прошедший год?

— Большой опыт дают конкурсы, на которых можно сравнивать свою работу с другими и чему-то поучиться. Ни в коем случае не топтаться на месте и не вариться в собственном соку. Если не будет движения, то будет застой. Каждый раз я понимаю, что совершенству нет предела. Современные дети рано созревают не только в техническом плане. Они рано начинают играть осознанно серьезные произведения Вивальди, Баха, других сложных композиторов. Лично меня очень впечатлил конкурс «Молодые таланты Беларуси». До чего же наши дети талантливы!

— Наталья Ивановна, вы утверждаете, что музыка — это гармония, и что в мире есть гармония. А как ее найти?

— Надо слушать себя, свое сердце. Чтоб получать удовольствие и чтоб душа пела и была в гармонии, нужно заниматься тем, что любишь.

Ирина АЛЕНИНА, Сергей ШАПОВАЛОВ (фото).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *