Кружевница-мастерица

Национальная  культура ярко  проявляется  в прикладном искусстве
DSC_0501

До наших дней сохранилось множество ремесел и изделий белорусских мастеров, являющихся проявлением народной культуры, украшающих интерьеры  жилищ  не только в нашей стране, но и за рубежом. Хотя изделия промыслов, в первую очередь, функциональные, однако сегодня они в           DSC_0503     большей степени носят сувенирный характер. Ценность их при этом остается и возвеличивается, так как в них продолжаются народные традиции. Заглядывая в историю, нельзя не вспомнить, что, к примеру, ткачество особенно было распространено среди женщин. Уметь ткать должна была каждая девушка. Девочек начинали обучать этому ремеслу с семи лет. Сотканными собственными руками рушниками невеста одаривала гостей на свадьбе. С самоткаными рушниками до сих пор связано множество обрядов белорусов. На рушнике подносили хлеб-соль, на рушник принимали новорожденного… Кроме ткачества, с далекой древности нам известно о плетении из лозы и соломы. Выполненные из лозы сувениры, корзины, мебель и теперь пользуются повышенным спросом. Из соломы плетут короба, посуду, игрушки, шляпы. Фигурки, выполненные из соломки, являются символами божества. А вот такой вид ремесла, как кружевоплетение, пришел к белорусам от россиян. Кто не слышал о великолепии российских кружев, особенно вологодских?! Следует отметить, что кружевоплетение – удивительное рукоделие, овладеть тайнами которого дано только тем, у кого к этому искусству имеется особый дар свыше.
Мозырянка Ольга Ефимовна Демиденко уже и сама не помнит, откуда к ней пришло желание научиться плести кружева. Скорее всего, это была какая-то внутренняя, душевная потребность отвлекаться от проблем и забываться на подсчете петель, создавая дивные узоры. В этом, оказывается, и кроется извечная тайна кружевницы. Психологи утверждают, что любое рукоделие сродни медитации, и это действительно так. Чего пытаются добиться в медитации? Гармонии с собой, со своим высшим «Я». А кружевница, да и любая рукодельница, будь то вышивальщица, вязальщица или другая мастерица, творит эту гармонию своими руками. Кто не замечал этого, попробуйте уединиться и отключиться от мира, подумать не о грязной посуде на кухне, а о чем-то хорошем. И все, конечно же, предстанет совершенно в других красках…

Моей героине сегодня уже за восемьдесят. Ее детство, прошедшее в деревне Лешня, пришлось на суровые военные годы. Рано она потеряла родителей и познала тяжести деревенского труда. Бралась за любую работу: нянчила чужих детей, убирала в доме, стирала, ухаживала за скотиной. А в минуты, когда старшая сестра Люба бралась за вязание крючком, Ольга не упускала возможности  проследить, как проворные пальцы девушки вытягивали петлю за петлей, создавая замысловатый узор. Научиться плести кружева стало ее мечтой, к которой она шла уверенными шагами…

Многое пришлось пережить Ольге Ефимовне, пока линия судьбы не вывела ее на ровную дорогу. В 16 лет она трудилась санитаркой, потом постигала профессию вязальщицы на фабрике «Славянка». И везде, как сегодня она вспоминает, ей везло на хороших людей. Несмотря на занятость, усталость, душа инстинктивно тянулась к красоте кружевоплетения, разнообразию и совершенству узоров. Не удивительно, что изящные кружевные элементы дополняли скромный гардероб девушки, подчеркивая ее утонченность и характер. Не скрывает Ольга Ефимовна, что характер у нее был не сахар: во всем приветствовала точность, порядок, аккуратность не только по отношению к себе, но и к другим. Эти качества ей ничуть не мешали, наоборот, помогали по жизни. С огромной ответственностью она подошла к своему главному в жизни выбору. Среди многих поклонников выбрала того единственного, которого приняла всей душой и сердцем. Илья Парфенович был военным связистом, потом связал свою жизнь с гражданской профессией. В 1953 году они поженились. Когда родились сначала сын Игорь, затем дочь Нелли, домашние заботы и уход за детьми отнимали практически все время женщины. Однако красивые узоры буквально накапливались в голове, их хотелось воплощать в кружевах. Ольга Ефимовна вспоминает, что благодарна была за любой отрезок времени, которое удавалось выкроить от повседневных забот и потратить на вязание. Этот процесс отвлекал ее от окружающего мира, душа наполнялась какой-то музыкой, идущей изнутри, а в результате появлялись настоящие шедевры: салфеточки, вазочки, воротнички, скатерти, накидки и пр. Когда дочка пошла в школу, то ее платьице всегда выделялось. Украсив таким воротничком и свое, даже самое обыкновенное, платье, Ольга Ефимовна притягивала к себе завистливые взоры городских модниц. Ну, а в их жилище кружевами было украшено все – от крыльца до занавесок на окнах… Своими изделиями ручной работы Ольга Ефимовна не только радовала родных и близких людей. Они становились хорошим подарком друзьям на день рождения, уважаемым и почтенным людям по случаю важного момента. Они оказывались и на различных выставках прикладного искусства, где ими любовались многочисленные посетители…

Много лет прошло с той поры. Многое изменилось и в жизни нашей кружевницы-мастерицы. Давно выросли и обзавелись своими семьями дети, которыми Ольга Ефимовна безмерно гордится и считает самым бесценным своим богатством. Наряду с радостью в ее дом пришла беда: вследствие тяжелой болезни ушел из жизни ее дорогой муж, друг и советчик Илья Парфенович, с которым они прожили без малого 60 лет…

Несмотря на то, что женщина окружена сегодня любовью и заботой близких, утешением и спокойствием для ее души опять же является кружевоплетение. Хоть уже зрение беспокоит и руки не так проворны, только, считая петли и соединяя их в новый узор, Ольге Ефимовне удается забыть на какое-то время о своем горе, задуматься над смыслом жизни и следовать дальше по линии своей судьбы, продолжающейся в детях, внуках и правнуках. Быть может, сегодня кружева ручной работы не так востребованы, как в те давние времена, но в них по-прежнему живут традиции, дух белорусского народа, его сила, характер, достойные восхищения. Не правда ли?

Наталья КОНОПЛИЧ.
Фото Сергея  ШАПОВАЛОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *