О доблести, чести и мужестве «рыцарей пятого океана»

Ежегодно в третье воскресенье августа в Республике Беларусь  отмечается День военно-воздушных сил.

Этот праздник объединяет героическую историю военной авиации, ее боевые традиции, преемственность поколений «рыцарей пятого океана», уважение и любовь народа к защитникам воздушных рубежей Отечества. В своем становлении и развитии военно-воздушные силы прошли сложный путь от поршневой авиации до реактивной, стали всепогодными, имеющими на вооружении современные авиационные комплексы и воплотившие в себя новейшие научные достижения. В огне Первой мировой и гражданской войн расправило крылья и окрепло первое поколение наших авиаторов. История авиации ВВС и войск ПВО РБ неразрывно связана с историей Вооруженных Сил и военно-воздушных сил Западного фронта, на базе которых в мае 1942 г. и была сформирована 1-я Воздушная армия, впоследствии переименованная в 26-ю Воздушную армию. Соединения и воинские части армии участвовали в Орловской, Смоленской и Берлинской операциях, освобождении Беларуси, Прибалтики, Польши. Многие летчики подвигами и героизмом оставили свой вечный след в истории. Жители Мозырщины свято хранят память о летчике-герое К.Ф.Захарове, погибшем в боях за город, в котором теперь одна из улиц названа в его честь. Свой вечный покой легендарный летчик обрел в историческом для мозырян месте — на мемориальном комплексе Курган Славы. В честь героических подвигов летчиков на городском холме установлен  самолет-памятник МиГ-17.

самолет (в Мозыре)

ZaharovKonstFedКонстантин Федорович Захаров — командир эскадрильи 233-го истребительного Минского авиационного полка 234-й истребительной Мозырской авиационной дивизии 16-й воздушной армии Белорусского фронта, капитан. Родился в апреле 1919 г. в г. Иваново-Вознесенске (ныне Иваново) в семье служащего. После школы учился в Ивановском химическом техникуме, занимался в аэроклубе.

В 1937 г. был призван в Красную Армию со второго курса техникума. В 1939 г. окончил Пермскую военно-авиационную школу, получил назначение в 24-й истребительный авиационный полк Московского военного округа. В начале июня 1941 г. переведен пилотом в 233-й истребительный авиационный полк. С первых дней Великой Отечественной войны летчик-истребитель Захаров участвовал в воздушных боях. В составе 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО защищал небо Москвы. В самые напряженные дни он делал по 7-8 боевых вылетов. В одном из вылетов в ноябре 1941 г. шестерка истребителей под командованием  Захарова встретила 27 бомбардировщиков противника, пытавшихся прорваться к столице. Немедленно последовала атака. Метким огнем Захаров поразил один Ju-88, три других вражеских самолета сбили его ведомые. Остальные «юнкерсы» повернули назад. Отлично выполнив боевое задание, Захаров привел шестерку истребителей на свой аэродром. В дальнейшем не менее успешно он воевал на Западном, Брянском, Центральном и Белорусском фронтах. Летал на истребителях И-16, МиГ-3, Як-7б, Як-9. Учитывая высокие боевые качества и организаторские способности, в январе 1942 года Захаров был назначен командиром эскадрильи 233-го истребительного авиационного полка. Был принят в члены ВКП(б)/КПСС. Под руководством молодого талантливого командира эскадрилья совершила за 2 года более 2 тысяч боевых вылетов, провела десятки воздушных боев, в которых сбила 70 истребителей и 21 бомбардировщик противника. Особо интенсивными были бои в небе Курской дуги. 10 июля 1943 г. в районе Ольховатка — Поныри 8 наших истребителей завязали бой с восьмеркой истребителей FW-190. В самый разгар боя наши самолеты были неожиданно атакованы из облаков еще 18 истребителями врага. Воинское мастерство командира эскадрильи Захарова принесло победу в неравном бою. В результате воздушной схватки 3 гитлеровских самолета было сбито, а наши летчики вернулись на аэродром без потерь. Через несколько дней капитан Захаров, возглавляя семерку истребителей, над н.п. Спашное встретил 60 вражеских бомбардировщиков. Он смело повел свою группу в лобовую атаку и разбил боевой порядок «юнкерсов». 5 вражеских самолетов было сбито. Всего к январю 1944 г. капитан Захаров совершил 190 боевых вылетов, в 41 воздушном бою сбил лично 15 и в составе группы 1 самолет противника. А свой бессмертный подвиг он совершил в боях на мозырской земле. Вот что об этом сохранила история: «13 января 1944 года в районе западнее города Мозыря (Гомельская область) четверка истребителей под командованием капитана Захарова штурмовала автоколонну противника. У комэска кончился боекомплект, но он не вышел из боя, а снова повел свою группу в атаку. При последнем заходе на цель самолет ведущего был пробит вражеским снарядом. Летчику не удалось сбить пламя. Машина плохо слушалась пилота. До аэродрома нельзя было дотянуть. «Бейте их, братья!» — крикнул на прощание по радио командир своим товарищам, а сам направил охваченный пламенем самолет на скопление вражеских машин и взорвался вместе с ними».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте и проявленные при этом мужество и героизм капитану Константину Федоровичу Захарову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I  степени. Именем героя названа улица на его родине. Его имя также увековечено на памятнике ученикам школы № 38, в которой учился, на мемориальной доске выпускникам аэроклуба и на мемориале уроженцам г. Иваново — Героям Советского Союза.

Наталья КОНОПЛИЧ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *