Владимир Александрович ДУДАРЕНКО: «Я горжусь, что себя посвятил педагогике»

Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить  человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного  и прекрасного нельзя пускать поколение в путь.
                                                                                                                                                                                         Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ.

Каждый раз перед беседой со знаковыми фигурами – людьми, которые внесли особый личный вклад в развитие Мозырщины, – журналисты испытывают трепет, волнение. Сегодня мы в гостях у заслуженного учителя БССР, профессора В.А.Дударенко, повод для интервью весьма IMG_9378-1приятный – 80-летие нашего героя. Нужно сказать, все тревоги, связанные с подготовкой к встрече, оказались напрасными: Владимир Александрович – тонкий собеседник, интеллигентный человек. За чашечкой кофе мы говорим об истории развития политехнического колледжа и педагогического университета, острой кадровой ситуации 1986 года, централизованном тестировании (Владимир Александрович по-прежнему в курсе всех событий в сфере образования), секретах успешного руководства и личном счастье.

Несколько штрихов из биографии. В 1956 году он с отличием окончил Мозырский государственный педагогический институт, в 1979 г. – аспирантуру. С сентября 1956 года по январь 1960 года – преподаватель кафедры математики в Мозырском пединституте (Владимиру Александровичу одному из потока предложили остаться на кафедре). С 1963 по 1981 гг. – директор Мозырского политехникума. В апреле 1981 года избран секретарем партийного бюро Мозырского пединститута. С мая 1983 года по 1997 год – ректор вуза, с 1996 года – зав.кафедрой математики и информатики. С 2001 по 2007 гг. – профессор кафедры математики и информатики. Автор около 60 публикаций, в том числе 6 учебно-методических пособий, изданных под грифами Государственного комитета СССР по народному образованию и Министерства образования Республики Беларусь.

Испытание N1

– Уверен, педагогическая работа – самая интересная в жизни. Что бы изменил в своей трудовой биографии, если бы мог? Ничего!

В 1963 году в Мозыре открывается политехникум. Поскольку я был инициатором его появления (неоднократно по поручениям ездил в обком партии, министерство, Совмин), предложил свою кандидатуру на роль руководителя нового учебного заведения. Для мозырян открытие политехникума было большим событием. Мы обучили тысячи горожан!

Я был преседателем комиссии по образованию в горисполкоме, мы делали объезды, примечали в школе специалистов, а за преподавателями спецпредметов я ехал на распределение в институты. Мне давали список студентов – у меня была возможность выбрать лучших специалистов, с красными дипломами. Первая специальность была связана с обработкой металла. Через два года появилась строительная специальность. Я радовался, когда видел, что к нам приходили учиться семьями. Это было возможно, поскольку существовала вечерняя форма обучения.

В 1975 году нас передали в ведомство Министерства строительства. Как мне было нелегко в те времена! Я купил кирзовые сапоги, спецодежду, буквально вдоль и поперек топтал грязь на том месте, где сегодня построены общежитие, общественно-бытовой и  пищевой корпуса политехникума. Средства на строительство находились не сразу. Я очень переживал за дело, и коллектив меня понимал. Никогда ни с кем два раза не говорил на одну и ту же тему – один раз побеседую, и работники сделают больше и лучше.

Работал директором политехникума до 1981 года. В дальнейшем жизнь связала меня с Мозырским пединститутом: в апреле этого года избран секретарем партийного бюро Мозырского пединститута, а в 1983 году стал ректором вуза.

1

Вуз начинается  с кадров

– Молодые учителя из других районов Беларуси на Полесье всегда ехали неохотно. Поэтому школа от нас ждала учителей всех профилей, и мы об этом делали доклады в министерство. Приходилось днями сидеть в приемных, чтобы рассказать первым лицам о крайней необходимости открытия в нашем институте новых специальностей, а сколько требовалось красноречия!

В 1986 году, когда произошла авария на ЧАЭС, десятки кафедр перестало работать, педагоги не выходили на работу, паковали чемоданы, и уезжали ценные кадры. Я обращался к коллективу, просил остаться людей, но тщетно… О закрытии института не говорили, но оно могло быть, ведь вуз – это, прежде всего, дипломированные кадры, профессора, доценты.

Министр образования БССР успокаивал меня, убеждал, что выход будет найден. Началась активная подготовка кадров. Поскольку это было накануне очередного выпуска, оставляли кого-то из своих лучших студентов, кого-то из других городов привлекали выделением квартир и т.д. Для меня был очень тяжелый период.

Большое впечатление тогда произвело новое веяние в образовании – компьютеризация учебного процесса. Сотни машин завезли, белорусских, японских. Нет, мы не боялись (смеется) компьютеров, с большим интересом отнеслись к их появлению. Математики днями мучили себя и технику. Овладеть компьютером было непросто. Мы открыли специальность по подготовке учителей информатики, создали несколько лабораторий, подготовили кадры. Открытие компьютерных классов вдохновило людей. Вуз продолжал развиваться, открывались новые специальности… Моя административная работа шла параллельно с научной, на написание учебников уходили годы. (К слову, учебные посj бия В.А.Дударенко использовались не только в белорусских вузах.)

Тесты требуют доработки

– Вот что одобряю в современном образовании, хоть это разделяют немногие, – тестирование. Звонит первый проректор Могилевского пединститута А.М.Радьков, просит сделать рецензию своей работы, речь в которой шла о тестировании. Дал положительную оценку.

…Как я ни следил за этим, однако при приеме абитуриентов все-таки человеческий фактор существовал: город маленький, все друг друга знают… Это можно было увидеть по ведомости с оценками. Например, в аттестате по математике стоит «4», на экзамене – «5». ЦТ этот субъективный фактор срезал на корню. Главное в то время было убедить, что такой метод оценки знаний прогрессивен, рассказать, что угадать правильный ответ невозможно, что сдать тесты означает показать знания по всей программе.

Тесты должны отвечать школьной программе. (Как по-другому прокомментировать тот факт, что из 62277 кандидатов в студенты в этом году на все 100 справились лишь16 человек, а меньше 15 баллов набрали около 25 тысяч (!) человек? — Прим. авт.) Следовательно, составлять их должны не профессора, далекие от школьной скамьи, а опытные, грамотные учителя. Конечно, их методика требует дополнительной доработки.

Как поднять престиж?

– Чтобы заинтересовать ребенка, учитель должен много знать, постоянно развиваться, занимаясь самообразованием. Но сегодня… у него нет на это времени. Он занят бумажной работой. Он загружает себя ставками, чтобы прокормить свою семью. Лет 5 назад говорили на высоком правительственном уровне, что престиж педагогической профессии надо поднимать. Учителя хотят достойно зарабатывать. Они не хотят и не дожны работать с обидой. Но вопрос по-прежнему открыт.

Мое безусловное счастье

– Счастливый ли я человек? Безусловно! Я счастлив, что у нас образованные, грамотные дети, что они пользуются большим уважением среди своих коллег. Сын Сергей – доктор медицинских наук, профессор военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. Его дочь Александра – зам. генерального директора крупного санкт-петербургского объединения, занимающегося озеленением, благоустройством города. Наша дочь Наталья – доцент БГПУ им. Максима Танка, кандидат наук. Ее девочки на данный момент находятся в знаменитом немецком университетском городке Йена, где располагается множество исследовательских лабораторий и институтов. Старшая, окончив физико-математический факультет БГУ, поступила в аспирантуру, защитила кандидатскую диссертацию. Ее научные исследования посвящены влиянию оптики на качество дизельного топлива. Младшую после окончания биологического факультета БГУ пригласили в аспирантуру медицинского университета, она занята темой борьбы с онкологическими заболеваниями.

Мне особенно повезло с супругой. Антонина Андреевна тоже связала свою жизнь с математикой, мы не только работали, даже учились вместе, только в разных группах. Она отличный преподаватель. Мудрая женщина. Отличная хозяйка. Заботливая и внимательная мать и жена. Я всегда чувствовал ее заботу, мой успех в руководстве – отчасти ее заслуга. Когда дома тишина и спокойствие, тогда и на рабочем месте все складывается. У нас, к слову, было негласное правило: работу дома не обсуждать.

Выслушивайте   и прислуiивайтесь

– За всю свою жизнь работал только в двух коллективах: в политехникуме и пединституте. Пользуясь случаем, хочу искренне поблагодарить тех, кто со мной был рядом, тех, кто мне возражал, спорил. Мы делали общее дело. У нас были благородные цели.

Я всегда был убежден: чтобы руководителю правильно принять решение, нужно поменяться местами с подчиненным, представить себя на его месте. Ко мне много в жизни обращалось людей, не помню, чтобы я кого-то не выслушал. Умение выслушать и прислушаться – большое искусство. Нужно быть простым и доступным. Окриками разговаривать нельзя – это унизит не человека, в сторону которого они направлены, а вас.
Скоро молодые специалисты придут в школы, хотелось бы обратиться к ним: знайте, тот становится настоящим учителем, кто умеет любить детей. У меня на даче есть фотография, которую студенты подарили мне в 2007 году. Это была моя последняя лекция. На ней есть подпись: «Лучшему учителю от преданных студентов». Дорожу второй частью предожения. Я любил и уважал своих студентов. Считаю, что молодым педагогам нужно первым делом показать свою культуру, свое уважение – и обязательно то же получите в ответ.

Редакция нашей газеты присоединяется к многочисленным поздравлениям в честь Вашего юбилея. Добра Вам, Владимир Александрович, радости и счастья!

Ольга АРДАШЕВА.
Фото автора.