По зову сердца

Сколько Александру Васильевичу СТРАХЕ, старшему регулировщику скорости движения вагонов станции Барбаров  транспортного  унитарного предприятия «Гомельское отделение Белорусской железной дороги», пришлось «притормозить»  вагонов и сформировать составов за 37 лет, даже образно представить сложно. А если  хотя бы визуально выстроить все вагоны, то наверняка получился бы состав без начала и без конца…

страха1

Из Санюков  – в Мозырь

Свою судьбу с железной магистралью А.В.Страха связал  в 1977 году сразу же после демобилизации из рядов Вооруженных Сил. Служить нашему земляку довелось немного в Уручье, а потом в Польше в войсках связи. На хорошем счету был у командования  и имел возможность  остаться сверхсрочником. Но видно  не судьба ему было примерить офицерский мундир. Потянуло домой. Уж очень скучал по родной деревеньке Санюки, что в Ельском районе, где появился на свет. Красоту родного Полесья иногда видел даже во сне. В душе лелеял хрупкую мечту связать в дальнейшем трудовую деятельность с охраной растительного и животного мира.  К природным богатствам с детства относился рачительно и бережно. Умел заметить в окружающей среде то, что простому обывателю было далеко безразлично. Но, увы, профессия инспектора природного и растительного мира так  и осталась для него несбыточной мечтой.

И вот – новый поворот!

После службы в армии у Александра Страхи, как и у всех молодых людей, будущая трудовая стезя была похожа на пустой  перекресток, на котором стоило всего лишь выбрать направление по зову сердца. Нашему герою оно подсказало прислушаться к совету товарища, мобилизовавшегося тремя месяцами раньше и уже работающего  регулировщиком скорости движения вагонов на станции Барбаров. Аргумент в пользу железной дороги для обоих сельских парней был достаточно веский: стальная магистраль – это ассоциация с вечностью, надежностью, стабильностью. А с природой можно продолжить  дружбу и в свободное время. Тем более, что работа на станции по сменам такому увлечению могла только способствовать.

Совершенствуясь с каждым днем

К работе на станции Барбаров А.В. Страха приступил в январе 1977-го и буквально к концу года уже был переведен с должности регулировщика скорости движения вагонов в старшие регулировщики скорости движения вагонов и стал возглавлять работу сменных регулировщиков. Сегодня он вспоминает, что железная дорога как-то сразу беспрекословно вошла в его сердце. Природные задатки, крепкое физическое развитие, аналитический склад ума, желание постигать новое и совершенствоваться  в профессии стали для него теми ключевыми звеньями, из которых формировалось будущее  слово «мастер». Самыми трудными  для парня были первые два года. А потом такие качества характера, как целеустремленность, добросовестное отношение к делу и величайшая  ответственность помогали ему уже не только постигать глубже азы профессии, но и успешно справляться с поставленными задачами. Его стремительное желание овладеть профессией регулировщика в  совершенстве было замечено руководством станции. В 1979 году ко Дню железнодорожника А.В.Страху наградили первой Почетной грамотой. От того, что усилия подкрепляются в моральном и материальном плане, Александру хотелось трудиться еще лучше.

– Я не могу припомнить, – рассказывает он, – чтобы мне хоть раз не хотелось идти на работу. – И далее признается, что иногда, когда оказывался в отпуске и не находил дома важных дел, то даже скучал по работе, где производственный процесс похож на «кипящий улей»,  где каждый знает свое место, как маленький винтик в движении огромного механизма. Работа, по его мнению, – это насыщенная жизнь, большую часть из которой  (37 лет!) он посвятил любимому делу. Теперь старшего регулировщика скорости движения вагонов Страху в коллективе называют профессионалом, мастером своего дела и опытным  наставником молодежи.

Работа как искусство

Рабочая смена регулировщика  в какой-то степени похожа на партию в шахматы, где каждая фигура значимая и имеет только свои определенные ходы. Хотя его действия, кажущиеся на первый взгляд простыми, на самом деле зависят от сноровки и мастерства работника.

Когда с горки скатываются вагоны, то регулировщик скорости движения вагонов специальной вилкой должен подхватить тормозной башмак (который, к слову, весит более 7 кг) и иметь сноровку быстро уложить его на рельс под движущуюся колесную пару вагона. В его обязанности входит не только такой процесс, как регулировка скорости движения, но и  возлагается ответственность за   обеспечение безопасности движения как во время роспуска состава с сортировочной горки,  так и  после завершения маневра. В поле зрения регулировщика должны быть также и вагоны с опасными грузами, стоящими на путях сортировочного парка. Здесь весьма  важно знать расположение тормозных позиций, план сортировочных путей, их профиль и специализацию, параметры накопления вагонов. Следует отметить, что станция Барбаров, коллектив которой на протяжении более 10 лет возглавляет почетный железнодорожник Анатолий Дуброва, уникальная по специфике своей работы, ведь практически 100% перевозок – это опасные грузы. Следовательно, главным принципом работы здесь является выполнение поставленных задач при безусловном обеспечении безопасности движения. В минувшем  году на станции было принято и расформировано около трех тысяч поездов и более  трех тысяч – сформировано. Темп  роста  объема  работы  не снижается и в этом году.  Среднесуточное расформирование  на сортировочной горке составляет  порядка двух тысяч  вагонов. Уровень маршрутизации – 72,6% от общего числа погруженных вагонов.  Рабочий парк составляет 1193 вагона в сутки. Основным партнером станции Барбаров, грузоотправителем и грузополучателем является ОАО «Мозырский НПЗ», включая и  предприятия, работающие на его территории. Обновление производственного процесса на станции напрямую связано с реализацией соответствующих программ на подъездном пути предприятия ОАО «Мозырский НПЗ». Поэтому развитие станции Барбаров проходит в комплексе с  учетом  технических и технологических потребностей   нефтеперерабатывающего  завода. География  поставок  нефтепродуктов широкая. Они  вывозятся в страны СНГ и Балтии, а также в Польшу, Венгрию, Словакию, Монголию.

Реалии и перспективы

«В скором будущем, – сетует мой собеседник, – профессия регулировщика канет в Лету. Подобные процессы на нашей станции, как и на крупных, – станут автоматизированы…»

Это все непременно будет в ближайшей перспективе, но пока без таких специалистов, как Страха, не обойтись. Чтобы соответствовать своему  назначению, регулировщики ежегодно проходят строгую медицинскую комиссию, где в первую очередь обращается внимание на безупречное зрение и слух. В категории не менее важных особенностей – быстрая реакция.  Физическое состояние здоровья работника является  неотъемлемой частью профпригодности.

Александра Страху радует, что на смену им, ветеранам, на станцию приходит толковая молодежь, с которой можно поделиться опытом и передать любовь к профессии. Ведь без любви к избранному делу, считает он, – здесь никак не обойтись, в него необходимо  вкладывать частицу своей души, и тогда на работу будешь  идти как на праздник…

Нельзя не отметить, что станция Барбаров модернизируется с каждым годом и совершенствуется. К примеру, укладка дополнительного 29-го пути в сортировочном парке, а также удлинение и переукладка путей №№ 30 и 31 с изменением их специализации  позволили  значительно уменьшить эксплуатационные затраты на маневровую работу в сортировочном и приемоотправочном парках станции, что повлекло  за собой увеличение их пропуск-ной способности. На подъездном пути ОАО «Мозырский НПЗ» в стадии завершения работы по переустройству эстакады для слива светлых нефтепродуктов, поступающих под переработку и гидроочистку на завод. Ввод в эксплуатацию вторых тензометрических весов обеспечит возможность параллельного взвешивания груженых и порожних вагонов в парке ТСБ. Это будет способствовать увеличению пропускной способности четной горловины парка ТСБ, а также уменьшит за-траты на маневровую работу. Для выполнения правительственной программы по использованию мест-ных видов топлива проводятся проектные работы по строительству дополнительных подъездных путей для выгрузки торфобрикета на территории Мозырской ТЭЦ (филиал РУП «Гомельэнерго»). В настоящее время  в этом направлении ведутся проектные работы.  Дополнительные объемы перевозок  на станции  при поступлении груза составят около 231 тыс. тонн в год. Следовательно, прибавится работы и регулировщикам.

Человека украшает скромность

Именно эта черта является отличительной особенностью в характере старшего регулировщика скорости движения вагонов А.В. Страхи. Но слава, коль он ее заслуживает, за ним следом идет. Поэтому в его трудовой книжке на страничках о поощрениях и благодарностях уже просто нет свободного места. В копилке наград  за добросовестный труд –  многочисленные Почетные грамоты, благодарности, почетные звания «Ударник коммунистического труда» и различных пятилеток, его имя не-однократно заносилось на Доску почета станции, ему присвоено почетное звание «Лучший по профессии» и последняя из самых значимых наград за личный вклад в развитие Белорусской железной дороги – Почетная грамота Совета Министров Республики Беларусь.

Однако не награды, которыми впору гордиться, на первое место ставит наш герой, а то, что ему посчаст-ливилось трудиться в сплоченном коллективе единомышленников, объединенных общими идеями, целями и задачами.

– Здесь, – говорит Александр Васильевич, –  работает немало замечательных людей, настоящих мастеров своего дела, которые отдали предприятию не один десяток лет и своим добросовестным трудом вписали яркие странички в его трудовую летопись.

К примеру, также на протяжении почти 40 лет трудится на станции  регулировщиком и тот самый сосед, который когда-то в юности позвал его за собой, ныне – почетный железнодорожник, Алексей Потор. В коллективе царит особый микроклимат доверия, ответственности, уважения друг к другу, поддержки и непременно соблюдения трудовой и исполнительской дисциплины. Без этого, замечает он, никак нельзя, так как железная дорога ошибок не прощает. Немаловажно и то, что коллектив станции живет не одной работой, которую ставит на первый план, но и является участником событий общественной жизни региона, а также отделения дороги и самой магистрали.  Радость от полученных результатов в работе является неотъемлемым мотивом и для хорошего отдыха, который Александр Страха удачно сочетает с делами по хозяйству (живет в частном доме), где полно всякой живности, находит время и для увлечений. Из лозы плетет отменные кошелки  для картофеля, фруктов и овощей,  делает чучела птиц для музеев, испытывает свои познания в пчеловодстве. А вот рыбалку он считает отдыхом для души, которая в моменты удачного лова, кажется, что растворяется и целиком гармонирует  с природой. Может, поэтому ему и везет: в минувшем году на удочку поймал карпа весом 10 кг… Еле вытащил. Потяжелее башмака был (вспоминает собеседник,  улыбаясь)…

Аксиома всему выше сказанному вырисовалась сама собой: чтобы найти свое место в жизни, оказывается, совсем не обязательно устремлять взгляд за далекий горизонт. Чаще всего оно рядом  – рукой подать! Для Александра Страхи – это станция Барбаров,  а избранная профессия – дело жизни.

Наталья КОНОПЛИЧ,
Сергей ШАПОВАЛОВ (фото)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *