Евразийский экономический союз: аспекты безопасности

Сергей КизимаРубрику «Компетентно»
ведет Сергей Анатольевич КИЗИМА,
доктор  политических наук

В Академии управления при Президенте Республики Беларусь состоялся семинар «Евразийский экономический союз: аспекты безопасности». В мероприятии приняли участие российские и белорусские эксперты, представители посольств и общественных организаций.

С докладом на тему «Безопасность в контексте евразийской экономической интеграции» выступил профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Александр Михайленко. Профессор особо отметил те риски, которые возникают при интеграции столь сильно отличающихся по уровню развития экономик, как входящих в страны Таможенного союза (ТС) России, Беларуси и Казахстана и, к примеру, намеревающегося присоединиться Кыргызстана. Если в странах ТС средний размер ВВП на душу по паритету покупательной способности примерно одинаков и находится в районе 16-17 тысяч долларов, то в Кыргызстане он всего лишь около двух тысяч. Постоянно констатируется, что речь идет об экономической интеграции, но Кыргызстан по этому показателю не готов к экономической интеграции. Если отдельно вести речь о России, то в свете использованных против нее Западом санкций стоит оценить опыт Китая. Экспортная ориентированность российской экономики составляет больше 20 процентов от ВВП. Для сравнения, экспортная ориентированность США только около 9 процентов, у Китая 16,5 процентов, у ЕС в целом более 13,5 процентов. Очевидно, что ближе всего к России по этому показателю находится Китай. А ведь в КНР, отметил Александр Михайленко, в последние годы осуществляется отказ от тотальной ориентации на экспорт и напротив, он начинает ограничиваться. Тем самым возрастает экономическая безопасность Китая в мировой интеграции.

Профессор Михайленко поднял речь и о критериях оценки экономической безопасности в ЕАЭС. Они очень просты – через несколько лет нахождения в составе ЕАЭС ВВП стран-участниц должен значительно вырасти. Для примера он привел опыт стран-участниц европейской интеграции.

Заместитель начальника управления международного военного сотрудничества Министерства обороны Дмитрий Поверенный в докладе «Новые подходы к обеспечению евразийской безопасности» особо отметил роль сильной государственной власти для эффективной борьбы с такими угрозами как цветные революции, незаконная миграция, наркотрафик. При этом сохраняют свое значение такие организации как СНГ и ОДКБ, без которых борьба с подобными угрозами не будет столь эффективной. Говоря о причинах трагических событий в Сирии и Украине, одной из причин происходящего представитель Министерства обороны назвал интернационализацию конфликта.

Начальник отдела международного сотрудничества Института пограничной службы Республики Беларусь Вадим Серебряков проинформировал присутствующих о ходе реализации указа о демаркации границы с Украиной. Демаркация 1084 километров белорусско-украинской границы финансируется, в том числе, из бюджета Союзного государства. Прокомментировал он и пресловутые планы некоторых политических деятелей Украины отгородиться стеной от Российской Федерации. По мнению Вадима Серебрякова, реализация подобного плана может привести к ответным визовым ограничениям со стороны Российской Федерации, в результате чего могут пострадать интересы миллионов украинских граждан, которые в данный момент работают в Российской Федерации.

В моем выступлении я сделал особый акцент на том, что одной из главных задач евразийской интеграции является добиться эффекта масштаба. Чем большее количество людей проживает в рамках определенного интеграционного пространства, тем привлекательнее оно выглядит для потенциальных инвесторов, ориентированных на создание крупных производств, которые будут иметь высокую рентабельность только при наличии высокой концентрации платежеспособных потребителей. В связи с этим я выразил сожаление, что мы начинаем реализацию Евразийского экономического союза без Украины. Привлечение ее к плану ЕАЭС позволило бы создать такую концентрацию населения, которая выглядела бы привлекательной для многих инвесторов для организации масштабных производств. Привлечение в ЕАЭС Армении и Кыргызстана не окажет такого эффекта, в связи с тем, что их население существенно меньше, а уровень жизни граждан значительно ниже украинского. К сожалению, необходимо учитывать и то, что в обеих странах существует проблема значительной безработицы, что после вхождения их в ЕАЭС вызовет усиленную миграцию местного населения в Россию, Беларусь и Казахстан. Вызывают серьезные опасения и проблемы борьбы с наркотрафиком, существенная часть которого из Афганистана идет в Европу через Кыргызстан. Нельзя не отметить также значительную напряженность в отношениях Кыргызстана и Узбекистана, а также Армении и Азербайджана, что сразу привносит в ЕАЭС новые геополитические проблемы, в решении которых придется принимать деятельное участие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *