Главное в учебе — мотивация

Александр ШешкоСоветует Александр Михайлович ШЕШКО, педагог-психолог СШ №15 г. Мозыря.

Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса. Проанализировав различные подходы к повышению учебной мотивации учащихся, можно с уверенностью сказать, что плата ребенку за полученные отметки, как это делают некоторые родители, ведет к ее потере. Мотив — это то, ради чего учится ребенок. Ради денег, которые выплачивают родители? Правильным подходом в духовно-нравственном воспитании ребенка (а не только в его обучении) будет тот, когда ребенок со своих доходов помогает родителям.

Цель родителей — формирование положительной (внутренней) учебной мотивации. Создание условий для проявления (появления) внутренних побуждений к обучению. Главное — желание самих родителей вкладывать время и силы в воспитание детей. Важно действовать позитивно и постоянно, а не от случая к случаю. А.Маслоу считает, что стремление к непрерывному развитию является ведущим мотивом. Оно заложено в человеке.
Развитие внутренней мотивации учения — это движение вверх. Гораздо проще двигаться вниз, поэтому в реальной практике родителей часто используются такие «педагогические подкрепления», которые приводят к регрессу мотивации учения у школьников. Ими могут быть чрезмерное внимание, неискренние похвалы, неоправданно завышенные или заниженные оценки, материальное поощрение и использование престижных ценностей, жесткие наказания, принижающая критика и игнорирование вниманием, лишение материальных или иных ценностей.

При работе с детьми, не имеющими учебной мотивации, надо начинать:

1. С таких целей, которые могут быть достижимы за относительно короткое время (недели), что поможет ученику быстро увидеть первые позитивные результаты (вести альбом достижений ребенка).

2. С восстановления положительного отношения к учению и отдельным учебным предметам, для чего начинать с решениями доступных им задач, поддерживающих их уверенность в успехе, подкреплять даже маленькие удачи.

3. С создания условий для положительных переживаний успеха.

4. Часто спрашивать, терпеливо выслушивать.

5. Отрабатывать умения ставить и достигать цели, составлять план своей работы.

Важно укреплять собственно умение учиться: устранять пробелы в знаниях, расширять запас знаний (полнота, системность, гибкость, действенность, прочность), обучать выполнению действий по инструкции, использовать наглядные опоры с проговариванием, доводить каждое действие до этапа автоматизации; специально обучать более сложным действиям (различение способа от результата, сопоставление нескольких способов, изменение способа при необходимости переноса его в новые условия, т.е. умению пользоваться способами и применять их, опираясь при этом на планы, наглядные схемы и т.д.).

Есть четыре результата учения. Они представлены по степени значимости (что важно в первую очередь, а что — во вторую):

1. След на ваших взаимоотношениях с обучающимся. Итог положительный (остались довольны друг другом) либо отрицательный (пополнилась копилка взаимных недовольств).

2. Эмоциональный след у ребенка от занятия: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.

3. Тренировка общей способности учиться, т.е. учить самого себя.

4. Знание, которое ребенок получает, и умение, которое он освоит.

Учебная мотивация увеличивается с усилением уверенности ребенка в своих силах, с ростом уважения к самому себе. Родителям надо посылать, вербально и невербально, сообщение ребенку о том, что они верят в его силы и уважают его. Следует соблюдать следующую последовательность в оказании помощи ребенку: в начале реплика «Ты это сможешь, ты справишься»; затем повтор вопроса; наводящие вопросы; подсказка в виде вспомогательной задачи; прямой показ начала действия. Если ребенок решил с помощью взрослого — дать аналогичное задание.

Удачи вам!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *