Малая авиация: быстрое реагирование, высокая эффективность

В преддверии профессионального праздника журналисты газеты побывали в расположении Мозырского авиаотделения государственного предприятия «Беллесавиа».

Историческая справка

Предприятие «Беллесавиа» – это команда высококвалифицированных специалистов в области применения использования авиации для обеспечения охраны лесов, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,  деятельность которой по авиационной охране лесов республики зародилась еще в далеком 1946 году. До 1989 года на территории Белорусской ССР авиалесоохранные работы выполнял филиал Центральной авиабазы Министерства лесного хозяйства РСФСР, а вследствие ряда преобразований появилось государственное предприятие «Беллесавиа». Парк вертолетов  Ан-2, Ил-103 и Ми-2  базируется в Витебске.

– День гражданской авиации, который отмечается традиционно  с  1994 года,  пожалуй, самый актуальный повод  обратить внимание на работу людей, связавших свою трудовую деятельность с такой непростой отраслью, – такими словами началось наше общение о работе коллектива, стоящих перед ним задач и достигнутых успехах с начальником Мозырского авиаотде- ления государственного предприятия «Беллесавиа»  Александром Сергеевичем Негреем. (Авт. примечание: А.С.Негрей с авиацией связан  с 1989 года; работу в отделении начинал с должности инструктора).

 Александр Сергеевич Негрей

– На сегодняшний день ГП «Беллесавиа» – единственное предприятие в республике, располагающее возможностями обеспечения необходимых услуг в работе агропромышленного комплекса страны малыми судами, – отметил начальник отделения.  – Не каждая страна может себе сегодня позволить содержать специализированные авиационные подразделения по борьбе с лесными пожарами. Отрадно, что у нас, в Республике Беларусь, авиация такого рода есть. Белорусская авиалесоохрана не ограничивается лишь обнаружением и борьбой с лесными и торфяными пожарами. «Беллесавиа» ведет работы по мониторингу состояния нефте- и газопроводов, определяет санитарное состояние лесов и водоемов, совершает полеты санитарной авиации, проводит авиационно-химические обработки в сельском и лесном хозяйствах, участвует в ликвидации последствий техногенных катастроф, занимается организацией воздушных экскурсий и обзорных полетов.  К примеру, совсем недавно – 30 августа, мы были задействованы  в праздновании Дня города в г. Хойники. В этот день свой город и окрестности с высоты птичьего полета смогли увидеть более сотни его жителей. В настоящее время ГП «Беллесавиа» – это современное и востребованное предприятие, располагающее штатом первоклассных пилотов и летчиков-наблюдателей, высококвалифицированным инженерно-техническим персоналом, опытными десантниками и специалистами наземных служб. Высокий уровень технического оснащения – большая заслуга тех, кто поддерживает в исправном состоянии парк воздушных судов. Специалисты инженерно-авиационной службы «Беллесавиа» за-служили репутацию профес-сионалов высочайшего класса. Наша служба имеет сертификат на выполнение всех видов технического обслуживания и ремонта как собственного парка самолетов Ан-2, Ил-103 и вертолетов Ми-2, так и воздушных судов сторонних организаций, имеет также лицензии на обслуживание и ремонт средств связи.

– А что представляет собой Мозырское авиаотделение сегодня?

– Это самое крупное и технически оснащенное звено предприятия  в республике. Если коснуться немного истории, то авиационная охрана лесов в Гомельской области начинается с середины 1945 года. В 1955 году в Мозыре была организована команда парашютистов-пожарных численностью 6 человек. Большой вклад авиаотделением был внесен в трагический для республики 1986 год, когда нельзя было допустить возникновения  и распространения лесных пожаров на больших площадях в зоне отселения, потерпевшей от аварии на Чернобыльской АЭС. Авиаотделение также внесло большой вклад по обнаружению и тушению лесных пожаров в экстремальное для республики время в 1996-м и 2002-м  годах, когда огромные территории Беларуси  были в дыму от торфяных и лесных пожаров. В настоящее время в штате авиаотделения трудятся 34 человека, что говорит о его величине и значимости в составе предприятия «Беллесавиа», а также   о масштабности обслуживаемой территории. В задачи текущего года нам вменялся  постоянный мониторинг по пожароопасной ситуации лесхозов практически всей области. Кроме этого, в поле зрения отделения находились два весьма значимых объекта – Национальный парк «Припятский» и Полесский государственный радиационно-экологический заповедник.  Летный сезон 2014 года для нас начинался в апреле и завершился 15 октября. За данный период мы  налетали почти  600 часов. Исходя из анализа проведенной работы, можно отметить, что видна тенденция уменьшения пожаров за сезон. За такой же период возникло значительно меньшее количество пожаров,  чем в прошлом  году.  За сезон было обнаружено 90 пожаров  в лесах и на полях, а это примерно 50% от всех возникших, т.е. еще 50% пожаров не распространились на большие площади благодаря своевременному обнаружению. Несмотря на то, что в настоящее время лесхозы области оснащены средствами видеонаблюдения за своими территориями, однако без помощи авиации здесь все равно не обойтись.  Радует, что за последние годы количество пожаров как в республике, так и в нашем вверенном регионе, значительно сократилось. Если, к примеру,  в 90-е годы за сезон обнаруживалось порядка  тысячи пожаров, то теперь выявляется только не более сотни. Это результат проводимой профилактической разъяснительной работы с населением работниками министерств МЧС и МЛХ в средствах массовой информации. Думаю, что в значительной степени возросло и самосознание наших граждан, начиная от воспитательной работы с детьми в садах, школах. Мало-помалу учатся более цивилизованно отдыхать и бережнее относиться к лесным массивам и взрослые.

Старший инструктор ДПС ГП "Беллесавиа" Н.Г.Тихонов.

Старший инструктор ДПС ГП «Беллесавиа» Н.Г.Тихонов.

Много лет работе в гражданской авиации посвятили кладовщик Л.В.Мишота и завхоз Л.С.Негрей.

Много лет работе в гражданской авиации посвятили кладовщик Л.В.Мишота и завхоз Л.С.Негрей.

Праздник – это всегда хороший повод поблагодарить коллектив за добросовестное отношение к делу и профессионализм. В первую очередь мне хочется вспомнить тех, кто посвятил нашей службе многие годы. Это руководители авиаотделения В.А.Шитенков и В.А.Предченко, летчик-наблюдатель В.И.Дорошенко, авиатехник В.Ф. Демидович (несмотря на возраст – 62 года, еще продолжает трудиться в должности слесаря-сантехника), командир вертолета В.Д. Михед. Безусловно, мы в своей работе тесными узами связаны непосредственно с пилотами, без мастерства которых воздушное судно просто не поднимется. Слов признания и восхищения заслуживают наши постоянные коллеги по цеху, с кем приходится постоянно взаимодействовать.  Это командиры  вертолета К.А. Грищенко, М.А.Зинович, В.Н.Крайко, командир авиационного отряда В.Н.Терещенко, пилоты-инструкторы С.Д.Баранов, А.Д.Терешенок, командир самолета Ан-2 Ю.А.Белозоров.

Благодарности за преданность делу, настойчивость, порядочность, ответственность на доверенных участках также заслуживают такие работники, как: старший летчик-наблюдатель Н.А.Лазаровский, летчики-наблюдатели М.В.Рябцев, А.И.Колоцей,старший инструктор десантно-пожарной службы Н.Г.Тихонов, авиатехник А.В.Бобр, инструктор группы Ю.А.Полупан, десантники-парашютисты С.А.Лавшук и Е.Н.Галуза. Немалый вклад за много лет работы в отделении также внесли заведующий складом ГСМ А.И.Пантелеенко, водитель А.А.Литвинчук, завхоз Л.С.Негрей, кладовщик Л.В.Мишота  и многие другие.

Полет нормальный!

– Усесться в кресло пилота вертолета я смог раньше, чем пойти в первый класс, – с улыбкой говорит командир  вертолета, пилот-инструктор авиаотряда  Константин Александрович Грищенко.

 Константин Александрович Грищенко

В том, что молодой человек связал свою жизнь с авиацией, нет ничего удивительного. Имя его отца – Александра Николаевича Грищенко, мастера спорта международного класса по вертолетному спорту, известно не только в Беларуси, но и на всем постсоветском пространстве. До сих пор он продолжает летать, является опытным наставником молодежи. Свои знания, умения и любовь к профессии, несомненно, передал  сыну:  Константин Грищенко работает в Витебском авиаотряде с 2001 года. За 12 лет стажа успел уже налетать  свыше 2,5 тысячи часов.

– Сегодня, – рассказывает пилот-инструктор К.А.Грищенко,  – мне предстоит выполнить достаточно развернутый план: необходимо обеспечить безопасность перелета по заданному маршруту председателя Гомельского областного исполнительного комитета  Владимира Андреевича Дворника с председателями районных исполнительных комитетов региона. Вполне вероятно, что по ходу полета маршрут будет корректироваться. Я, безусловно, постараюсь справиться с поставленными задачами достойно. Уверен, что полет будет нормальным…

В семье молодого пилота подрастает сынишка. Несмотря на то, что Максиму всего лишь три с половиной года, кресло воздушного судна он уже опробовал. Любимые игрушки у него теперь только самолеты и вертолеты. Вполне вероятно, что у семейной династии Грищенко будет продолжение.

«Самое трудное – ждать…»

 Анатолий Викторович Бобр– Помните, – говорит авиатехник отряда Анатолий Викторович Бобр, – это были самые важные слова героя Макарыча в известном кинофильме «В бой идут одни старики». Этот кинофильм всегда вызывает у меня чувство гордости за ребят-летчиков, повышенной эмоциональности  в момент переживания за героев и одновременно позитивную улыбку от того, как они смело шли по жизни и в бой. Несмотря на то, что наше воздушное пространство спокойное, я всегда переживаю, отправляя машину в полет. Успокаиваюсь только тогда, когда она опять на земле. Опять же не могу не вспомнить этого знаменитого боевого авиатехника, которому ребята, возвратившись из боя, говорили по-сыновьи: «Макарыч, принимай аппарат!..». Это, по сути, самые золотые слова в нашем деле. Хотя, по большому счету, даже человеческий организм неизвестно в какой момент и где может дать сбой, а это – техника. Она непредсказуема. В жизни бывают минуты, когда человеку никто не может помочь! Рождается сам  и умирает сам. Вот она – неоспоримая жизненная философия…

 Анатолий Викторович Бобр

Авиатехник отряда А.В.Бобр посвятил работе в гражданской авиации более 30 лет. О таких, как он, иначе, как профессионал своего дела и не скажешь.
DSC_8635 DSC_8611DSC_8687

Наталья КОНОПЛИЧ
Сергей ШАПОВАЛОВ (фото)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *