Наталья АРТЮШЕНКО: «В Мозырском ТЦСОН работают неравнодушные люди»

10 лет назад Мозырским районным исполнительным комитетом было принято решение об открытии в Мозырском районе территориального центра социального обслуживания населения (ТЦСОН), и Н.А.Артюшенко предложили стать его директором. Это был поворотный момент в ее жизни. А до этого она преподавала русский язык и литературу, работала завучем в Зимовищской средней школе. «Наталью Аркадьевну отличают человечность и доброта, за годы работы в социальной службе она не очерствела душой, кроме того, она – хороший организатор и хозяйственник», – так с уважением отзываются о директоре ТЦСОН Мозырского района руководство и коллеги.

– Мне всегда хотелось делать что-то новое, интересное, запоминающееся. Всегда было интересно учиться, узнавать людей и мир, рассказывать об этом своим ученикам. И в то же время хотелось попробовать свои силы в каком-нибудь новом деле и сделать его своим. Поэтому это предложение я приняла с интересом, – говорит Наталья  Аркадьевна. – Сказать, что на новом месте работы вначале было тяжело, этого мало. Было очень тяжело. Кардинально поменялись круг обязанностей и сфера деятельности. Если раньше это были дети, то теперь – пожилые одинокие и одиноко проживающие люди, малообеспеченные семьи, семьи, в которых воспитываются инвалиды, и все те, кому необходима какая-либо социальная помощь и защита.
Строительство здания центра, подбор кадров и открытие функциональных отделений, знакомство с опытом работы других районов в этом направлении – сегодня все это кажется таким простым… Предварительно всю необходимую информацию и документацию я изучала сама, примеряла ее к условиям нашего региона, и уже потом мы начинали работать в нужном направлении.

– Наталья Аркадьевна, расскажите о вашей работе. Как вы планируете рабочий день?

– Понимание того, что мы делаем и как должны делать, пришло со временем, когда сложился хороший работоспособный коллектив, появились система в работе и первые результаты. Открывались новые отделения, совершенствовались формы работы, и появилось удовлетворение от того, что наша социальная служба помогает многим людям решать жизненно важные проблемы.

Я люблю приходить на работу за полчаса до начала рабочего дня, обойти все помещения, полюбоваться цветами, еще раз в тишине обдумать те вопросы, которые необходимо решить обязательно в течение дня. Знаю, что будет много новых проблем, которые потребуют немедленного решения… По-другому у нас не бывает… Люблю каждое утро встречать своих коллег хорошим настроением и добрым словом: если человеку комфортно в коллективе, то он будет стремиться свою работу делать качественно и добросовестно. В основном у нас работают молодые женщины, а это, в первую очередь, нежные мамы, заботливые и любимые жены и хозяйки, которые должны все успеть и всем домашним уделить максимум своего внимания.

 – Какой опыт вы приобрели в текущем году, когда произошла реорганизация путем присоединения двух территориальных центров – городского и районного – в один?

– Мы работали в новом режиме объединенным составом. Мы сумели сохранить все лучшее, что наработали два коллектива за эти годы, и в то же время было открыто два новых отделения – сопровождаемого проживания и дневного пребывания для граждан пожилого возраста. Сегодня уже можно сказать, что акклиматизация в обновленном коллективе прошла успешно, 8 отделений центра возглавляют грамотные специалисты, которые знают тонкости и нюансы работы в социальной службе, видят перспективы развития. Конечно, объем работ увеличился, возросли требования к личностным и профессиональным качествам сотрудников. В нашей профессии работают люди, не равнодушные к чужим проблемам, умеющие сопереживать, отзывчивые и понимающие. Это и есть основные требования, которые мы предъявляем к сотрудникам при приеме на работу. Специалистам центра много приходится работать на выезде при проведении обследования условий жизни обратившихся граждан, в составе смотровых комиссий, информационно-консультативных групп, выездной мобильной группы, и они не только компетентны в своей области, но и всегда очень внимательны и тактичны.

– Ваш стиль работы – более авторитарный или демократичный?

– Стиль моей работы более демократичный, чем авторитарный. Всегда стараюсь выслушать человека. Если считаю, что его предложение или замечание положительно повлияет на работу коллектива, обязательно поддержу, окажу помощь в решении вопроса. Я уважаю мнение других людей, часто ставлю себя на место собеседника, и это помогает его понять. Никогда не удерживаю человека на работе, каким бы хорошим специалистом он ни был, если он решил уйти. Это его выбор, его жизнь, и ему решать, где и как ему будет лучше.

– Считаете ли вы себя принципиальным человеком?

– Скорее, да. Я считаю, что принципиальность – это неотъемлемое качество хорошего руководителя. Однако не стоит путать ее с упрямством и другими свойствами характера. Упрямый человек не оставляет окружающим альтернативы: будет или так, как хочу я, или никак. Принципиальный же человек, напротив, может идти на уступки, если вопрос для него не слишком важен. Например, я ценю в своих сотрудниках профессионализм и поэтому отношусь с пониманием к их требованиям относительно создания хороших условий труда. Еще одна отличительная особенность принципиального человека – последовательность в своих действиях и готовность к определенным потерям ради достижения поставленных целей. Именно поэтому я всегда стараюсь отстаивать свои интересы и ценности, которым следую в жизни.

 – Чему вас научила профессия соцработника?  Должность  руководителя?

– Сложно сказать сразу. Многому… Наверное, отвечать не только за себя, но и за людей, с которыми работаешь, за стариков, которые состоят на социальном обслуживании, за одиноких пожилых граждан и инвалидов, которые живут одни и нуждаются в посторонней помощи. Вот и сейчас стараемся привести в порядок печное отопление, заготовить дрова и овощи на зиму. С приходом зимы беспокоимся о том, чтобы в домах наших подопечных было тепло, всегда в наличии были необходимые продукты питания, чтобы были расчищены дороги от снега. Эта профессия научила меня радоваться за людей, если у них все хорошо, где-то идти на компромисс, преодолевать трудности и главное – жизненной мудрости, которая проявляется с возрастом, и приходит понимание значимости и важности тех или иных проблем. Эта профессия также научила меня доверять людям. Сегодня я с уверенностью могу сказать, что наши социальные работники в любую погоду, в любое время (если это необходимо) доберутся в самую далекую деревню, чтобы помочь пожилым людям.

– Что придает смысл вашей деятельности и жизни?

– Смысл своей работы вижу в том, чтобы приносить пользу людям. Когда знаешь, что стал полезным кому-то, восполнил чью-то нужду, внес вклад в чью-то жизнь, появляются уверенность в своих силах, внутреннее чувство радости от сделанного доброго дела. Я не знаю достоверного ответа на вопрос «В чем смысл жизни?», потому что не задумывалась об этом, а просто чувствую его в каждой улыбке близкого мне человека, в каждом слове благодарности, в каждом совершенном деле.

Дом мы построили, вырастили сына и вместе с ним уже посадили молодой сад возле родительского дома. В этом и есть назначение каждого человека на земле. Слава Богу, еще живы мои родители, добрейшей души люди, есть кому встретить нас и провести до калитки. Очень важно, когда тебя дома ждут и в тебя верят.

– Что вы считаете своим главным достижением в жизни, а что – ошибкой?

– Я бы не стала говорить об ошибках. Есть не ошибки, а опыт. Самое большое достижение последних лет – то, что я реализовала многие намеченные планы, и то, что сформировался коллектив по принципам, которые соответствуют моей жизненной позиции. Главное – верить в свои силы, в то, что ты не одинок в своих стремлениях, уважать себя и окружающих тебя людей и надеяться на их поддержку и понимание.

– А что значит, по-вашему, счастье для женщины?

– Быть любимой и любить – своих близких и детей, саму себя, свою работу, окружение и жизнь.

Ирина АЛЕНИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *