Правило четырех «со»: сожалеть, сочувствовать, сострадать, сопереживать

Дикая природа… Или все же более дикие мы, земляне?! Когда начинаем долго рассуждать об экологических проблемах, то перед нашими глазами среди всего прочего встают картины аварии на Чернобыльской АЭС (1986 г.), крупные лесные пожары, повсеместное загрязнение рек и озер, уничтожение лесов и лугов, внеплановые вырубки, безжалостная мелиорация… К сожалению, мы все еще недостаточно говорим об ужасающем состоянии многого из той природной среды, что нас окружает. А ведь не нужно забывать мудрость: уничтожая природу, мы уничтожаем и себя… Гуляя у водоема, в парке, лесу, мы почти ежедневно встречаем горы мусора. Смотрим, огорчаемся и оставляем его лежать на том же месте. Зачастую из-за того, что приходит мысль: «Ничего, дождиком, мол, смоет, сгниет, в общем, куда-то денется». Для ясности в этом вопросе и большей решимости тех, кто хочет внести свою посильную лепту в борьбу с мусором, предлагаю принять к сведению информацию о том, сколько потребуется времени, чтобы полностью разложились следующие отходы: газета — 1,5 месяца, картон — 2 месяца, фанера — 1-3 года, окурок — 10-22 года, резиновая покрышка — 50-80 лет, алюминиевая банка — 200-500 лет, пластиковая бутылка — 450 лет, одноразовый подгузник — 500 лет, пластиковый пакет — 200-1000 лет! И поэтому, прежде чем что-то выбросить, подумайте! Народная мудрость гласит: «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят». Но есть ли толк, что один раз в месяц мы устраиваем субботники и убираем мусор, а уже через пять минут на этом месте снова валяются бутылки, целлофановые пакеты, упаковочная бумага и всякого рода фантики?..

http://www.profi-forex.org/system/news/A22-21.jpg

Как педагог просто уверен: лучшим показателем экологической культуры учащихся, взрослых являются недопущение действий, наносящих ущерб природной среде, посильный вклад в преодоление негативных влияний на природу, разъяснение и пропаганда законов о ее охране. С этой целью необходимо постоянно проводить экологические мероприятия, природоохранные акции, в которых должны участвовать и дети, и взрослые. Мне думается, что никто из участников таких акций не нанесет урон окружающей среде, не станет бросать мусор там, где вчера убирал его…

В ХХІ веке мы должны наконец понять, что настоящая экология, а не для галочки в отчетах, начинается с нас самих. С воспитания детей в семье и школе. У нас же зачастую вообще на формальном уровне преподаются уроки экологии, преподаются неспециалистами в этой области. А ведь именно этот предмет лучше всего разъясняет ученикам понятия «природа», «окружающая среда», прививает любовь к родным местам и Вселенной. В результате наши дети не получают должного экологического воспитания в школе. Затем узкопрофильные университеты также не спешат себя нагружать «факультативным». Педагоги не должны забывать слова великого знатока и любителя природы Федора Тютчева: «Не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик — в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…»

Педагогам нужно постоянно говорить учащимся не просто о природе, ее красоте, о полезности, а о взаимоотношении человека и природы. Например, можно коллективно прочитать замечательную книгу Кондратия Урманова «Тайны в природе». Это талантливый писатель 70 лет не уставал смотреть на чарующие картины сибирского края. Когда читаешь эту книгу, множество дивных картин открывается твоим глазам — от «березы в алмазах», которая наполнила «юным восторгом» седого писателя-природолюба, до алой зари над тихим озерком, где по утрам водяные лилии раскрывают свои белые чашечки с золотой сердцевиной. А сколько новых друзей обретешь ты среди пернатых — водоплавающих, певчих — обитателей лесов и лугов в рассказах Михаила Пришвина, Виталия Бианки, Константина Паустовского! Но чтобы увидеть в обыденной природе ее красоту, ее необычность, нужно уметь всматриваться в природу — только тогда каждая травинка, каждый листок расскажут тебе целые истории. Прозаику Виктору Астафьеву всю жизнь также была очень близка природа: он вырос на берегу Ангары, в деревне на лоне природы. Его воспитывала бабушка, которая научила его жить так, «чтобы слышать боль каждого». Каждого — это не только человека, но и всего живого на Земле: животного, птицы, дерева, полевого цветка, каждой травинки и букашки. У Астафьева есть замечательная книга «Затеси». Затеси — это зарубки на дереве, которые делают охотники-таежники, чтобы найти обратную дорогу. В книге собраны миниатюры, каждая из которых оставляет тоже зарубку, только не на дереве, а в душе и сердце, заставляет задуматься об экологии, о нашей ответственности перед своей Землей.

Это хорошо, когда современник действительно убежден, что природу нужно беречь, все живое щадить. Что человек — вовсе не царь природы, а только ее часть или частичка. Но он, вооруженный ружьем и машиной, глухим и жестоким серд-цем, ради наживы может убить лося, медведя, лису, подстрелить утку, после которой останется выводок беспомощных утят, обреченных без матери на гибель. Он же может, отправившись в поход, бесчинствовать на природе, оставляя непоправимо разрушительный след на привалах. А вооруженный техникой, сломать, искорежить лебедкой одинокое дерево, царственно возвышающееся над округой. Но чтобы слышать боль природы, нужно жить по правилу четырех «со»: сожалеть, сочувствовать, сострадать, сопереживать. И тогда, уверен, меньше будет зла на Земле и в Природе, а больше радости и гармонии, больше нашего разумного единства с природой.

Да, природа не обделила синеокую Беларусь. У нас есть леса, луга, озера, реки, речки и родники. Однако чистота родной природы под угрозой из-за несанкционированных мусорных свалок. Многие сельчане и горожане выбрасывают мусор там, где это не положено. А некоторые даже умудряются «организовать» свалку в тех местах, где вчера собирали ягоды, грибы, пили воду из родника или просто отдыхали вместе с детьми. Есть даже «псевдокультурный» мусор в лесах, у дорог: большие мешки, наполненные отходами. Их специально кто-то собирает, а потом подпольно выбрасывает прямо в общественных местах. Как же бороться с такими «вредителями» окружающей среды? Может, рублем? Конечно! Но я думаю, это все же не даст желаемого результата. Хотя согласно законодательству за выброс мусора в не предназначенных для этого местах предусмотрено наказание в виде штрафа. Такое впечатление, что эволюция человека как биологического вида практически остановилась. Причиной этого явления стало ослабление в современном обществе действия факторов, которые обеспечивают эволюцию. Неужели мы живем в конце 40 000-летнего развития homo sapiens? Конечно же, наше развитие будет продолжаться, но только в другом ракурсе. И именно к этому этапу мы сейчас подошли благодаря кризису, в том числе и в экологии родной земли, всей планеты. В ХХІ веке нам надо наконец-то просто посмотреть вокруг и осознать, что мы, земляне, — полнокровная часть природы, а не ее неутомимый потребитель. Природа — это система, которую человек всегда хотел контролировать и использовать, вместо того чтобы взаимодействовать с ней в соответствии с ее законами. Человек, вершина творения, позволяет природе существовать взамен на свое жизнеобеспечение. Своего рода бартер… А ведь можно жить по-другому, в согласии и в гармонии с окружающей средой. Взаимодействие с природой — это значит жить по законам природы! «А как живет природа?» — спросите вы. Как единый разумный организм, в котором все части заботятся об остальных.

Земляне! Давайте и мы сделаем девизом своей жизни замечательные строки Бориса Ребянина: «Люди, оглянитесь-ка вокруг! Как природа истинно прекрасна! Ей нужна забота ваших рук, чтобы красота ее не гасла».

Константин КОРНЕЛЮК, педагог.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *