Союзное государство – образец интеграции на постсоветском пространстве

Сергей КизимаРубрику «Компетентно» ведет Сергей Анатольевич КИЗИМА, доктор политических наук

Прежде всего, говоря о роли Союзного государства, не надо забывать, что процессы интеграции на постсоветском пространстве проходят разные. К сожалению, часть из них не контролируется ни Россией, ни Беларусью, ни Казахстаном. Это, прежде всего, конкурентные проекты. Я имею в виду интеграционные процессы, в которые вовлекаются некоторые страны, входившие когда-то в состав СССР. И только часть постсоветского пространства охвачена или союзной, или евразийской интеграцией.

Я думаю, что основной опыт Союзного государства, которым обязательно необходимо воспользоваться в евразийской интеграции, – это то, что вообще принципиально возможно построить прочный союз. Нам удалось построить интеграционный союз – Союзное государство, которое, располагая в общем-то небольшим бюджетом, смогло устоять вот уже в течение 15 лет в очень непростых условиях. Это и информационная война, ведущаяся как изнутри, так и извне, и экономические кризисы, и много других неблагоприятных факторов.
И вот этот запас прочности, который демонстрирует Союзное государство, – он, несомненно, понадобится и для будущего Евразийского экономического союза.

Я в свое время писал, что строительству Союзного государства будут активно мешать те страны и те силы, которым невыгодно его появление и его успех. И тогда же я делал прогнозы: когда начнется создание Евразийского экономического союза, это противодействие будет еще сильнее. Потому что ЕАЭС несет большую угрозу для этих стран утратить свое безраздельное доминирование. Собственно говоря, мой прогноз оправдался, в данном случае, к сожалению. Мой пессимистический прогноз стал реальным. Так что расслабляться не стоит.

Кроме того, мы должны не только учитывать на будущее успешный опыт в строительстве Союзного государства, но и опыт тех проектов, которые, к сожалению, не пошли, провалились.

Несколько лет назад я писал, что в Союзном государстве есть мощный успешный интеграционный проект двух хозяйствующих субъектов – российского «Уралкалия» и белорусского «Беларуськалия», которые на паритетной основе создали «Белорусскую калийную компанию». Теперь об этом говорить уже не приходится – в прошлом году проект рухнул, нанеся большой ущерб обоим его участникам.

И этот, пусть и неудачный, опыт тоже нужно изучать. Потому что без создания мощных наднациональных структур в рамках евразийской интеграции в XXI веке на большие перспективы рассчитывать нельзя. Посмотрите на ведущие страны мира, скажем, в крохотном Сингапуре с населением 4 млн. человек находятся штаб-квартиры 6 из 500 крупнейших мировых корпораций. А в гигантской России, где живет почти 145 млн. человек, – всего 8. На этом примере видно, как мы отстали от мировых лидеров в этом плане.

Вполне понятно, почему сложилась такая печальная ситуация. Потому что в СССР на это упор не делался. Тогда были гигантские предприятия, но никто не задумывался ни о листинге их на мировых биржах, ни о капитализации. А в постсоветский период все как мантру повторяли: «Сфера услуг, сфера услуг», – и тогда, к сожалению, часть из этих гигантов была фактически ликвидирована. Уничтожали крупные предприятия, которые могли хорошо вписаться в глобальную систему экономики конца XX века и вывести постсоветские страны на высокий уровень развития в XXI веке. Но что было, то было – остается только сожалеть. Чтобы быть успешными в нынешнем веке, надо следовать мировым трендам в экономике.

Среди них есть основные, которым необходимо следовать обязательно. Прежде всего, это создание успешных сверхкрупных структур, которые осуществляли бы свою хозяйственную деятельность как можно в большем количестве государств. Сегодня уже недостаточно работать в двух-трех странах. Нужно работать по всему миру, чтобы быть успешным. Кроме того, это собирание инноваций по всему миру и, соответственно, их внедрение. Посмотрите на успехи Сингапура, Гонконга, Китайской Народной Республики, Японии, Южной Кореи, вот кто мастера: собирали инновации по всему свету и активно внедряли у себя дома. Если будем следовать этим трендам, тогда у евразийской интеграции будет хорошее будущее.

В настоящий момент роль Союзного государства как образца для евразийской интеграции очень велика. И оно не собирается исчезать в ближайшие годы. Да, действительно, такая точка зрения высказывается. Я думаю, что она не правомерна, во всяком случае, в обозримом будущем, и, весьма вероятно, в более отдаленном этого тоже не произойдет. Что есть в Союзном государстве? Какие реальные достижения в интеграции можно назвать? Например, общее гуманитарное пространство, серьезное продвижение по созданию общей нормативной базы (согласованы и приняты десятки, сотни законодательных актов), теснейшая интеграция в военно-политической сфере. Есть еще и много других аспектов. Всего этого нет пока в создаваемом Евразийском экономическом союзе. Более того, ряд стран, в том числе и некоторые потенциальные участники этого интеграционного союза, просто не готов в нынешних условиях обсуждать такие вопросы.

Конечно, если в будущем в ЕАЭС будет достигнута интеграция в тех сферах, о которых я упомянул, сравнимая или аналогичная той степени, которая есть в Союзном государстве, тогда, возможно, и встанет вопрос о судьбе союза Беларуси и России. И если Союзное государство однажды окажется дублирующей структурой, то, естественно, может возникнуть вопрос о его упразднении.

Сегодня же речи об этом идти не может, Союзное государство является образцом интеграции на постсоветском пространстве, примером, которому должны следовать остальные объединительные проекты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *