Вдохновение по требованию

Об авторе

Ирина СУСЛЕНКО – коренная мозырянка. Закончила Санкт-Петербургскую государственную инженерно-экономическую академию.

Стихи пишет с 11 лет. В 2003 году увидел свет авторский сборник ее стихов «Иду по осени следам» (г. Мозырь), в 2010 году – «Мой Мозырь! Мой Мазыр!» (г. Мозырь), в 2014 году – «Солнце для всех»  (г. Мозырь). Печаталась в антологии современных поэтов Гомельщины «Святло шчымлівай памяці» (г. Гомель, 2006 г.), в коллективном сборнике стихов «Званы сумлення» (г. Мозырь, 2009 г.).

Ирина Сусленко в содружестве с композитором и заслуженным деятелем культуры Республики Беларусь Светланой Стаценко написала ряд песен для дипломантов Международного детского фестиваля «Славянский базар» в Витебске и была поэтическим куратором текстов песен для лауреатов Международного детского конкурса «Евровидение».

На тексты Ирины Сусленко написаны песни бардом Михаилом Копачем, руководителем заслуженного любительского ансамбля «Сваякі» Алексеем Зайцевым, исполнителем и композитором Юзари. В общей сложности на стихи Ирины Сусленко написано более 100 песен. Она также является автором слов гимна города Мозыря, гимнов областного лицея (автор музыки С.Стаценко) и городской гимназии (автор музыки М.Копач).
В феврале 2010 года Ирина Сусленко как автор слов песни «Кветка-папараць» стала серебряным призером и обладателем диплома ІІ степени на Международном конкурсе «Окно в Европу» в г. Санкт-Петербурге.
На слова Ирины Сусленко написана песня для победительницы телевизионного конкурса ОНТ «Я пою!» Саши Лактионовой «Вадаспад» (музыка С.Стаценко).

Излюбленные темы творчества Ирины Сусленко – красота родной природы и глубина человеческих чувств.
Ирина Сусленко работает начальником ОТиЗ в филиале МНРЭГБ государственного предприятия «НПЦ по геологии».

Как пишутся стихи?

На этот вопрос нет однозначного ответа, как и нет инструкций по вызову вдохновения. Все, что человек не может объяснить с рациональной точки зрения, приписывается чему-то сверхъестественному. Слышала мнение, что люди – проводники сигналов из космоса. Антенны, одним словом.

Иной раз, когда меня захлестывает поток мыслей и идей, я тоже ощущаю себя устройством для приема радиоволн. В такие моменты очень сложно «собрать мозги», чтобы все проанализировать и «переварить». Требуется некоторое время, чтобы себя стабилизировать. Кстати, в такие моменты я практически полностью игнорирую все происходящее вокруг: могу пройти мимо, не поздоровавшись, могу не ответить на вопрос. Люди обижаются. Простите меня, в этом нет злого умысла!

А бывает и так, что надо написать стихи под определенный заказ. И что тогда? А тогда просто садишься и сочиняешь. Как аппетит приходит во время еды, так и вдохновение приходит во время работы. Это проверено неоднократно. И не только мной… Василий Петрович Раинчик как-то мне сказал, что профессионал должен вызывать вдохновение по мере необходимости, по требованию.

Не люблю спекуляции на тему «творческих мук» или «поэтического зуда». Не то чтобы я – жесткий прагматик, просто мне импонирует позитивное мышление, которое рождает позитивную реальность.

Все люди талантливы

Я в этом строго убеждена. Только сферы у всех разные: кто-то виртуозно владеет скрипкой, а кто-то шедеврально кует железо. В человеке природой заложено стремление выразить свой внутренний мир.
Сегодня существует большое количество способов самовыражения через творчество. Это просто замечательно. Ведь в творчество можно сублимировать и «души прекрасные порывы», и негативные эмоции. Подвергся стрессу – бегом за рояль или за мольберт, или за перо, или в огород: вырастить прекрасный сад – это тоже искусство.

Да и технический прогресс человеку в помощь: сам написал стихи, сам набрал на компьютере, сам распечатал – вот и сборник готов. Количество «самиздата» выросло в разы. Конечно, и графоманство тоже. Сегодня каждый сам себе не только режиссер, но и цензор, и корректор, и редактор, и в конце концов продюсер. Хорошо это или плохо? Мое мнение – хорошо. Закон диалектики перехода количества в качество еще никто не отменял. В результате согласно этому закону произойдет скачок преобразования старого качества в новое. Я вообще лояльно отношусь к людям и их творчеству до тех пор, конечно, пока оно не становится угрозой для жизни.
Однако при благожелательном и корректном отношении к авторам я твердо убеждена, что не все, что написано в рифму, можно назвать стихами, а каждого рифмующего – поэтом. Перефразируя известное крылатое выражение «не все то золото, что блестит», скажу прямо: «Не все то поэзия, что зарифмовано». Но, когда человек достигает определенного уровня знаний и умений и начинает в поэзии отделять зерна от плевел, поверьте, он испытывает истинное наслаждение и даже счастье от творчества.

Люди искусства – это группа риска

Если математика апеллирует к таблице умножения, которая незыблема с пятисотых годов до нашей эры, то творчество взывает к чувствам и эмоциям – субстанциям эфемерным, непредсказуемым и непостоянным. Славу нельзя гарантировать, успех предсказать сложно. И если для человека всеобщее признание – самоцель, то он непременно потерпит неудачу. А если для него важен сам процесс, если он любит искусство в себе, а не себя в искусстве, то шансы быть услышанным и понятым у него очень велики.
Человек творящий тратит себя, свой душевный потенциал. Ему необходимо восстанавливаться, где-то и как-то пополнять свою энергию. Самый оптимальный способ – обмен энергетикой с публикой. Все артисты говорят, что сцена лечит, когда в зале благодарный зритель, не скупящийся на аплодисменты и цветы. А если нет признания публики, человеку творящему приходится искать альтернативные способы восстановления. А это уже, как говорится, совсем другая история, иногда, к сожалению, трагичная.
Судьбоносные встречи
Когда ты чем-то увлечен, когда твоя жизнь насыщена творчеством, Вселенная обязательно подарит тебе встречи с интересными людьми. Порой эти встречи становятся судьбоносными. Так, однажды в начале этого века на развороте газеты «Жыццё Палесся» с одной стороны были напечатаны мои стихи, а с другой стороны (на обороте) статья о студии «ЮМЭ’С» и о ее руководителе Светлане Стаценко. Случайность? Нет. Я не верю в случайные совпадения, я верю в причинно-следственную связь.
Мы обе горели желанием работать, создавать, творить. На момент знакомства мы и предположить не могли, что вместе пройдем и «Евровидение», и «Славянский базар», и другие менее известные конкурсы. И не просто пройдем, а получим очень высокие результаты. Светлана Стаценко – настоящий органайзер! Она – воплощение современного творческого человека, в котором сочетаются большой талант, невероятная интуиция и деловая хватка. Сотрудничество со Светланой Стаценко привнесло в мою жизнь новые краски, эмоции, впечатления. Это очень интересно, поверьте!
Но самым первым композитором, который написал музыку на мои стихи, был Лев Шнитман, который опять же познакомился со мной через газету «Жыццё Палесся». Я также сотрудничала с Алексеем Зайцевым (ансамбль «Сваякі»), сотрудничаю с бардом Михаилом Копачем. А в этом году мне довелось поработать с известным молодым белорусским исполнителем Юзари. Очень интересный опыт, потому что молодежное мышление, молодежный стиль потребовали от меня разрыва шаблонов и шага в некую другую реальность.
Есть еще замечательные люди, знакомство с которыми повлияло на мою творческую жизнь. Когда в конце девяностых прошлого века я вернулась в родной город из Питера, в котором мы с мужем прожили без малого семь лет, то думала, что заскучаю от провинциальной жизни. Но не тут-то было! Мозырь – удивительный город, в котором живут самобытные люди. Обязательно хочу назвать их. Это Роман Цыркин, Светлана Богуш, Артем Савицкий, Олег Грицкевич. Эти люди – притягательные и бесконечные, как космос. Я им очень благодарна. И газете «Жыццё Палесся» благодарна бесконечно. И это не лесть.
Как создаются
песни?
В последнее время это происходит следующим образом: мне предоставляют музыкальный материал, задают тему, и я пишу слова. Иногда тему не задают, и у меня появляется полная свобода творчества. Песни создаются и в обратном порядке: сначала пишутся стихи, а потом музыка. В любом случае успех песни – это гармония мелодии и слов. При нынешних средствах коммуникации я, как правило, работаю дистанционно. Очень удобно, учитывая, что авторы живут в разных городах.
В школьные годы я занималась в музыкальной студии по классу фортепиано. Музыканта из меня не вы-шло, но те знания о темпо-ритме, о гармонии, которые я получила от преподавателей, безусловно, помогают мне сегодня. Потому что написать слова на уже готовый музыкальный материал – это не просто написать стихи, их нужно «вписать» в мелодию. А это особая техника.
Многофункциональный человек – это человек будущего
Нынешнее время предъявляет человеку множество требований: и в профессиональной деятельности, и в семейной жизни, и в социально-общественной сфере. А чтобы быть успешным – надо жить здесь и сейчас, то есть соответствовать текущему моменту.
Сегодня на производстве очень приветствуется наличие у работника знаний и умений по нескольким специальностям. Мультипрофессионалы в цене! Это я вам как начальник ОТиЗ заявляю. Дело в том, что рыночная экономика очень мобильна: сегодня есть спрос на такие-то товары и услуги, а завтра на совершенно другие. И если ты не в состоянии быстро перестроиться, то будешь не у дел.
А вообще, должность у меня очень ответственная, и работа, скажем прямо, нервная. Люди и деньги – это гремучая смесь, которая может в любой момент взорваться. Приходится быть не только экономистом, но и отчасти психологом и юристом. К сожалению, еще до сих пор существует такой контингент трудящихся, который считает, что если он пришел на работу умытым и трезвым, то ему обязаны за это заплатить. Некоторые люди до сих пор не приняли реалии современного мира, в котором заработную плату надо зарабатывать, а не получать. Именно эти люди чаще всего пишут жалобы во всевозможные инстанции и приходят скандалить. Однако ни в коем случае нельзя зарплату превращать в «зрЯплату», иначе нарушатся все существующие экономически процессы.
Вместе с тем моя работа научила меня быстро принимать сложные решения, брать ответственность на себя, мыслить стратегически и даже быть чуть-чуть «ясновидящей» при составлении прогнозных планов. Конечно, без шишек и душевных травм не обошлось. Но, как говорится, что нас не убивает, то делает нас сильнее. Мои самые главные критерии в работе – законность и справедливость.
Не завидовать,                                а восхищаться –                     путь к душевному равновесию
Вы заметили, насколько время ускорило свой ход? Некоторые ученые тоже об этом говорят. Это как наливать воду в бутылку: когда доходит до горлышка, при том же количестве заливаемой воды ее подъем происходит значительно быстрее.
Однако реально время не имеет скорости, ускоряться и замедляться не может. Все это из-за нашего темпа жизни, которая предъявляет человеку высокие требования. Дел много, проблем куча, мероприятий масса. Все надо успеть, все бегом-бегом-бегом. Такая насыщенность и поглощает наше время, мы даже не успеваем заметить, как. Нам некогда пошуршать листьями в осеннем парке, посчитать звезды в ночном небе, послушать музыку дождя. Мы сами себя лишаем приятных эмоций и прекрасных мгновений. А зря. Периодически останавливаться надо, чтобы перевести дыхание, расслабиться, сбросить с себя накопившийся негатив и отрицательные эмоции. В принципе, это жизненно необходимо. Как и необходимо быть доброжелательным, приветливым и уметь восхищаться всем замечательным в этом мире. Восхищаться, а не завидовать – вот путь к душевому равновесию.
Ирина СУСЛЕНКО.

Лесной ручей
А ты опять уже ничей?
И потому такой счастливый?
Блуждаешь, как лесной ручей,
По жизни лихо и игриво?
Но лес – дремучий и густой!
Он не всегда приветлив с нами…
Суров закон его простой:
Здесь выживает сильный самый –
Тот, кто себя не расплескал,
И не растратил понапрасну.
Ты не нашел, кого искал?
Одной-единственной прекрасной?..
Все недостойны и глупы…
И потому твой путь – зигзаги.
Так и ручей менял углы,
Чтоб обойти в пути овраги.
Кружил ручей, как ты – ничей,
И заблудился между елей:
Ушла вода… и сила с ней…
Теперь он виден еле-еле…
И не донес лесной ручей
К реке бурлящие потоки.
Ты очень счастлив, что ничей?
Ты обречен! Ты – одинокий…

Моя Беларусь
Моя Беларусь – это синее небо
В ажуре воздушных
резных облаков…
Моя Беларусь – это золото хлеба
С нежнейшей каймой озорных
васильков…
И солнечный лен, и энергия зерен,
Овса и гречихи, и звезд молодых…
Моя Беларусь – это реки, озера,
Криницы чистейшей хрустальной воды…
И лес вековой, весь окутанный
тайной,
И новых посадок зеленая рать…
Моя Беларусь мне дана
не случайно,
Кому, как не мне, вам об этом сказать!
Кому, как не мне, воспевать эту землю,
Дающую силу дышать и творить:
Я каждому птичьему голосу
внемлю
И с ветром часами могу говорить…
Я чувствую теплую поступь
восхода…
И полнится радостью сердце мое:
Какое богатство – родная
природа!
Какое блаженство быть частью ее,
И видеть, как аист гнездится на крыше,
И слушать ночей первозданную тишь…
Моя Беларусь – это, верю,
дар свыше…
Иначе ведь счастье
и не объяснишь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *