Что покупаем: дешевое или качественное?

В Беларуси, как и в любой стране, заинтересованы, чтобы соотношение местное – импортное складывалось в пользу отечественного производителя. Абсолютно верная с точки зрения экономики аксиома: «Каждый десятый заработанный рубль мы должны отдавать за рубеж, а все остальное – тратить внутри страны». Но что нужно делать, чтобы потребительский спрос на белорусские товары превзошел интерес к импортной продукции, а особенно к продукции азиатского происхождения, в последнее время буквально наводнившей наш рынок? Итак, мы говорим о потребительском патриотизме…

Ольга АРДАШЕВАОльга АРДАШЕВА

О необходимости поддержки национального производителя и замещения иностранной продукции в Беларуси говорят не первый год. Конечно, касаются эти разговоры в основном стратегически важных отраслей, о тотальном импортозамещении и речи быть не может – с экономической точки зрения это просто бессмысленно. Беларусь способна производить большой спектр товаров. Но современное мировое разделение труда, образно говоря, устроено таким образом, что нам нет необходимости для внутреннего рынка производить полную линейку всех товаров, а заодно и всего оборудования с комплектующими к нему. Дешевле купить у соседей.
Но некоторых импортных товаров в объеме стало столько, что белорусскому производителю в принципе не выгодно функционировать: давит конкуренция. Простой и очевидный пример – детские игрушки, то, в чем ни одна нормальная семья никогда не станет себе отказывать. Убедитесь сами, посетив парочку детских магазинов: полки буквально загружены дешевыми изделиями из Китая. Правда, встречается и европейский, российский товар, цены на который здорово «кусаются», и, конечно, представлены белорусские игрушки, в основном, от кобринского «Полесья».
К Новому году обошла практически все магазины в поисках главного символа праздника – Деда Мороза: китайских – тьма, нашего, белорусского, – ни одного. Ребенок, увидев Дедушку, в первую очередь, поинтересовался, почему у него нет мешка с подарками (этот нюанс мы быстро устранили – пришили свой) и почему у него выпадает борода. Что поделаешь: Китай… Но больше всего злит и расстраивает нахождение низкосортных, «хлипких» игрушек, в которых уже в день покупки непременно что-то отваливается, в продуктовых магазинах (особенно возле кассы) или в газетных киосках (как раз их выставляют рядом с детскими журналами). Я в принципе за расширение торговыми объектами ассортимента продукции. И за свободу выбора. Но на «золотых полках» почему-то представлена китайская мелочевка и нет нормальной крепкой белорусской машинки, за которую не жалко и переплатить. «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи», – это, пожалуй, мой главный аргумент в сегодняшнем споре.

С большим уважением отношусь к белорусскому производству в целом и к производству одежды в частности. В легкой промышленности из моих знакомых задействовано немало человек, но каждый раз на вопрос: «Что у вас нового, какими новинками порадуете?» – слышу разочарованные вздохи: «Продукция не конкурентоспособна, надоело быть в роли догоняющих». «Надо не замещать импорт, не что-то копировать, а идти вперед, создавая продукцию нового поколения», – говорят специалисты. А для этого нужно четко знать, для кого производится продукт, – это раз. И побольше рекламы, в том числе целевой, – это два. Да, мы умеем качественно производить, но плохо «доносим» наш товар до потребителя, не умеем торговать. Белорусы не торговая нация, это всем известно. Однако этому искусству можно научиться – профессиональный маркетинг в помощь. Если честно, откровенно удивляюсь, как на крупных белорусских предприятиях умудряются наладить продажу продукции 2-3 маркетолога, на Западе эту же работу тянут 30 человек… Мое личное пожелание как потребителя, чтобы сайты наших предприятий стали более информативными: почему бы не иллюстрировать свою продукцию с указанием цен, скидок и так далее? Появятся ли у белорусских производителей одежды интернет-магазины с бесплатной доставкой?  Ведь совершать покупки через компьютер – это очень современно. Если у человека нет времени или возможности для шоппинга, интернет-магазин – большая находка. Кстати, раз уж речь о Поднебесной: фабричный Китай давно наладил интернет-торговлю и здравствует, что может засвидетельствовать значительно увеличившийся объем почтовых посылок.

Иногда до обычных потребителей информация о той или иной продукции просто не доходит. Например, на сайте ОАО «Красный Мозырянин» я нашла для себя много сведений о прекрасных особенностях их продукции, которые могли бы привлечь внимание многих покупателей, лечь в основу широкого пиара. Заинтересовало: при производстве желейных мармеладов на фабрике используют такие вещества, как агар и всем известный пектин. Агар получают из некоторых видов водорослей, это ценнейшие растения океана. Этот продукт оказывает благоприятное воздействие на организм, играет важную роль в обмене веществ и пополняет энергетический баланс организма. А пектиновые вещества, входящие в том числе и в состав зефиров от «Красного Мозырянина», признаны эффективным средством для повышения сопротивляемости организма неблагоприятным экологическим факторам, способствуют выведению токсичных веществ, ионов тяжелых металлов, радионуклидов. Почему об этом производители не рассказывают общественности? Уверена, если бы этот полезный мармелад поместить в красочную упаковку (во что опять-таки наши фирмы не готовы вкладывать большие деньги, как за границей) и дать ему звучное для детей название, он бы вытеснил своих конкурентов из соседних стран.

Согласна с мнением оппонента по поводу цены. В понятие «белорусское» раньше обычно вкладывали качество и недороговизну. Но в настоящее время себестоимость продукции так растет, что белорусский товар перестает быть дешевым.

Недавно в замешательстве вышла из женского отдела известного в Мозыре магазина. Цена белорусского платья (несколько раз пересмотрела этикетку, в составе изделия – практически 100% искусственное волокно) совпала с ценой осеннего китайского пальто, которым торговали на рынке. Что с нашим ценообразованием?..

Уж простите, если задену чьи-то чувства, наш слоган «Купляйце беларускае!» напоминает лозунги из советской эпохи. Ставка на внутренний рынок – цель благородная, но и сложная. Хотелось, чтобы ее воплощение сопутствовалось не только призывами и борьбой с импортным товаром, но и более тонкими инструментами: мерами стимулирования как производителя, так и потребителя – ну очень хочется хороших скидок и промоакций!

Сергей БоровикСергей БОРОВИК

Сегодня у многих белорусов каждая копейка на счету. Рядовые обыватели экономят буквально на всем. Покупают более дешевую еду и одежду, чаще ездят на автобусе, чем на маршрутке, без надобности не включают свет, отказываются от походов в общепит. Кто-то же, чтобы сэкономить солидную сумму денег, ездит за покупками в соседние страны. К примеру, в Польшу, Литву или Украину. Даже сейчас, когда курс доллара далеко не тот, что был еще полгода назад, шоп-туры по-прежнему популярны у белорусов. С чего бы это? Просто люди поменяли свои предпочтения: они стали искать товар, наиболее доступный по цене.

Спрашивается: зачем ехать в Литву за автозапчастями и шинами, когда у самих авторынков и автомагазинов пруд пруди? Оказывается, есть такие запчасти, которые в Беларуси попросту не продаются. Вот и приходится искать их за рубежом. Да и на партии шин с легкостью окупится дорога. А если еще прикупить с собой продукты, то и вовсе сэкономить можно. Но лично я не мотался бы в такую даль за те же 500 тысяч рублей экономии.
Хотя целенаправленно в Литву за покупками белорусы обычно не едут. Они едут туда для того, чтобы отдохнуть и параллельно прикупить что-нибудь из одежды или продуктов. Как заверяют завсегдатаи шоппинга, за покупками стоит ехать в Польшу. Там не только качественный товар, но и дешевый. А все потому, что у наших западных соседей скидки на одежду и обувь могут достигать 70-80%. Причем это настоящие скидки, а не нарисованные на бумаге. Вы когда-нибудь видели такие скидки в Беларуси? В этом  мы проигрываем той же Польше. Но по качеству наш товар нисколько не хуже иностранного. Просто его нужно подать правильно, а мы не умеем. Вот и получается, как в той белорусской поговорке: «Умела гатаваць, да не ўмела падаваць». Да, в последнее время все чаще крупные торговые объекты стали завлекать покупателей различными акциями и скидками. Но этого пока недостаточно, чтобы завоевать внимание и симпатию белорусских граждан. Значит, пора разрабатывать другие программы лояльности для покупателей. В том числе широко использовать дисконтную систему.

В нашем городе стали появляться дисконтные клубы, которые выпускают единые дисконтные карты, объединяя под свое крыло сразу несколько торговых точек. Разве плохо, когда по одной дисконтной карте мозырянин сможет получить скидки и в магазине, и в ресторане, и в кинотеатре, и в автосервисе? Я нисколько не сомневаюсь в том, что, когда наши производители станут более открытыми и лояльными по отношению к покупателям, тогда и продажи возрастут в разы. А если еще всю эту систему автоматизировать и поставить на современные рельсы, то спрос будет зашкаливать. Как это, к примеру, происходит в послед-нее время с зарубежными интернет-магазинами. Дорогу в Китай посредством Всемирной паутины проложил чуть ли не каждый третий белорус. «Дешевые товары», «Большие скидки», «Бесплатная доставка», «Первым покупателям – подарок!» – такие лозунги многим из нас хорошо знакомы. Ими пестрят главные страницы китайских интернет-супермаркетов, которые становятся все более популярными в нашей стране. Все мы любим качественные вещи и даже чаще всего готовы платить за это качество. Но далеко не всегда вещь покупается «на века». Кроме того, иногда хочется попробовать определенный тип товаров, не вкладывая значительной для себя суммы. Как говорил Остап Бендер, «мне не нужна вечная игла для примуса, я не хочу жить вечно». Именно в таких ситуациях мы вполне можем позволить себе недорогие вещи ровно с тем запасом качества, который требуется для осуществления основной функции. Вот и падает наш выбор на интернет-магазины из Поднебесной.

Взять, к примеру, сайт аliexpress.com. Это крупнейшая торговая интернет-площадка, которая насчитывает более 10 миллионов товаров. Дорогие и дешевые, эксклюзивные и популярные – найти можно все, что угодно. А главное – это будет очень и очень дешево. Главной фишкой сайта является то, что товары выставлены на продажу с минимальной наценкой. Иногда и сам производитель выступает продавцом. Покупки по интернету по праву можно назвать одной из самых полезных инноваций за последние два десятка лет. Экономия времени и денег, удобная доставка – это лишь неполный список всех преимуществ. Главным можно назвать то, что покупать можно, не выходя из дома. Вот чего так не хватает белорусским производителям. Разве стали бы люди заказывать товары в Китае, чтобы потом ждать их два месяца, если бы такой интернет-магазин был в твоем или соседнем городе? Я думаю, что все бы выбрали второй вариант, который и ближе, и роднее. Те же китайцы преподносят всем нам хороший урок, как правильно вести бизнес. К примеру, недавно один из китайских интернет-супермаркетов выпустил одноименное мобильное приложение. Теперь совершать покупки можно где угодно. Вдобавок при покупке любого товара с помощью данного мобильного приложения предлагаются скидки всем покупателям. Как минимум 2 раза в год можно купить товары хорошего качества по очень низким ценам. Скидки достигают 90%! Но главное – успеть купить. Вот где настоящая «завлекаловка»! Что касается качества товара, то здесь за этим следят строго. Сегодня «китайское», даже по происхождению, уже давно не означает «качества среднего и ниже». Качество товаров определяется 2 критериями: репутация продавца и отзывы. Еще один плюс китайской интернет-площадки – ежедневное пополнение новинками. Электроника, одежда, обувь – все это выставляется продавцами  в кратчайшие сроки.  Фасоны одежды и обуви копируются из гардероба мировых знаменитостей. Иногда даже можно увидеть в описании товара фотографию с известной персоной в таком же наряде, как и выставленный на продажу. Если же качество товара не удовлетворило покупателя, то продавец вернет деньги. Кроме того, почти все товары доставляются бесплатно. Вот только ждать долгожданную посылку из Поднебесной придется больше месяца. Так почему бы нашим производителям этот минус не превратить в свой жирный плюс. Ведь все для этого есть! Только необходимо приложить минимум усилий. И тогда посмотрите, какой выбор останется за белорусским покупателем!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *