115 строчек о разумных отношениях с животными

Что это, как не мизантропия – считать животных лучше человека?
У некоторых людей страсть к животным доходит до абсурда. Они воспринимают их как детей. Животные становятся членами семьи и даже фамильной гордостью, едят с одной тарелки с хозяевами. Все эти котики-собачки в платьицах,  комбинезонах, с прическами и в бантиках, с дорогими домиками, туалетами и парфюмом превратились  в хорошо развитую доходную индустрию. Происходит подмена ценностей. Люди очеловечивают собак и тут же унижают людей. Заставляют страдать соседей, вынужденных терпеть гавканье, завывание и запахи. Нет, я совсем не против домашних питомцев, но должна же быть какая-то мера. Уж если вы так любите собак и воображаете себя цивилизованными людьми, тогда и выгуливайте их, вооружившись совочком и мешочком, как это происходит в развитых странах.
Какие же отношения допустимы между человеком и животным? Рассмотрим этот вопрос с точки зрения религии. Животные были созданы как близкие друзья и слуги человека. В животных вложена своя доля разума, у них есть душа, но животная. В раю Господь «привел к человеку (всех животных), чтобы видеть, как он назовет их» (Быт.2,19). Человек поставлен был «владыкою» (Быт.1, 26) над животными, но владыкою добрым, который не истреблял их  без нужды. Вместе с тем мы, люди, их должники, и они ждут от нас любви. «Сердцу, которое научилось любить, жалко все живое». Но жалость ко всему живому должна руководствоваться реальным отношением ко всякой вещи в мире. Вся тварь создана для служения человеку, и потому, когда нужно, человек может пользоваться ими. С христианской точки зрения, животные – суть «земля», к которой не должен «прилепляться» ум человека, ибо Бога должно любить всем сердцем и умом, забывая землю. Как хорошо сказал об этом в своих стихах Андрей Вознесенский: «Тех васильков голубые зазубрины с чисто готической тягою вверх… Поле любимо, но не возлюблено. Небом единым жив человек!»
«И что удивительного, что в нас есть нечто схожее с животными? Так есть схожее и с растениями, они также обладают дыханием и жизнью. Чрезмерная привязанность людей к животным считается извращением установленного Богом порядка и противна нормальному состоянию человека (Быт.2, 20). Заботиться о животных, забывая о страданиях ближних, или вступать из-за животных в спор и ссориться с людьми – все это нарушение заповедей Божиих, верное хранение которых делает человека человеком. Душевная привязанность и пристрастие к животным – это грех, потому что нет ничего выше любви к ближнему своему, т.е. человеку». Так что лучше спросите этих самых защитников животных, какую помощь они оказали детям-сиротам или людям, по каким-то причинам нуждающимся в помощи. По моим личным наблюдениям эти «зеленые», которые так пекутся о животных, закрывают глаза на более существенные проблемы в жизни, отводят взгляд и проходят мимо людских страданий.
А что говорит об этом наука?  Ученые объясняют причины чрезмерной привязанности к животным. Во-первых, таким образом человек удовлетворяет свою потребность чувствовать себя любимым. Во-вторых, потребность испытывать удовольствие и положительные эмоции, когда берешь животное на руки, гладишь и т.д., то есть тактильные ощущения, когда человек недополучает это в общении с людьми. Наконец, когда человек не умеет выстраивать отношения с другими людьми,  тогда он предпочитает  «хороших» животных общению с «плохими» людьми. Повышенная чувствительность к животным может  компенсировать  неспособность дать волю своим чувствам в общении с людьми. Конечно же, отношения с четвероногими легче и проще отношений с людьми. Здесь нет необходимости выяснять отношения, кто прав, а кто виноват. Психологи поясняют: «Нас притягивает к питомцам не только их трогательный вид, но и детское (инфантильное) поведение. Возникает привязанность к животным как к младенцам, которые зависят от нас, нуждаются в заботе и помощи. Благодаря им мы чувствуем себя нужными».
А ведь когда-то животных ценили  лишь за пользу, которую они способны принести человеку. Наши предки приручали животных из меркантильных соображений – ради помощи на охоте и для  пропитания. Также человек повышал самооценку и  чувствовал себя победителем дикой природы, одомашнивая маленькую кошку. И только в ХХ веке собаки и кошки превратились в домашних питомцев. И стали полновластными хозяевами над людьми. Так неужели наши предки были умнее нас?

Ирина АЛЕНИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *