Эффективная экономика, анализ, рациональный труд – гарант успеха

Непростые условия хозяйствования требуют от руководителей новой организации работы производства.
Как с такой задачей справляется одна из ведущих отраслей народнохозяйственного комплекса Мозырщины – жилищно-коммунальное хозяйство?

Ответ на этот вопрос был дан на расширенном совещании, на котором были рассмотрены результаты деятельности ГП «Мозырский райжилкомхоз» за 2014 год и задачи по выполнению параметров прогноза социально-экономического развития на 2015 год.

Следует подчеркнуть, что состоявшийся на нем разговор был откровенным, самокритичным и аналитическим: больше говорилось о том, на что следует обратить в первую очередь внимание как руководству ведомства, так и коллективу в целом, чем о достижениях. Сегодня реалии таковы, что теперь во главу угла ставятся не объемы выполненных работ, а их экономические слагаемые: рентабельность, себестоимость, производительность труда, выручка на одного человека. И здесь без ежедневного скрупулезного анализа не обойтись.

Евгений Буниславович АДАМЕНКОНа это обратил внимание участников большого и значимого мероприятия председатель Мозырского районного исполнительного комитета Евгений Буниславович АДАМЕНКО в своем вступительном слове. В частности, он сказал: «Сегодня мы рассматриваем вопрос о том, как районное жилищно-коммунальное хозяйство будет жить в условиях жесткой экономии энергоресурсов, снижения затрат за оказанные услуги, выхода на безубыточную работу, планово-расчетных цен. Этот вопрос актуален для всех отраслей. Не главное, как вы выполнили показатели, а главное, чтобы работа была экономически прибыльной, рентабельной, чтобы у людей была достойная заработная плата. Сегодня это самое главное в работе предприятия. В ГП «Мозырский райжилкомхоз» достаточно людей, чтобы выполнить задачи, поставленные перед коллективом на 2015 год. Необходимо провести оптимизацию работающих. Это не сокращение, а переобучение другим, более востребованным специальностям. Без преувеличения можно сказать, что отрасль жилищно-коммунального хозяйства находится в лучших условиях, чем другие. Взять тех же строителей. Чтобы выйти на запланированные объемы, они ищут работу не только в пределах области, но и всей страны. Два года назад мы вводили 90 тыс. м2 жилья, а сегодня – 60 тыс. м2. Выиграть тендера – это тоже непростое дело. Если раньше строители обходили стороной сельское хозяйство, то теперь ситуация изменилась: в каждом хозяйстве возводятся ферма, другие объекты, а, значит, есть заказ, есть работа. Сложно приходится и работникам промышленности, особенно тем, кто завязан на экспорт. Да и переработка не в лучшей ситуации находится: надо выгодно продать, сбалансировать на внутреннем рынке и на экспорте.

15_0219_8521 исполком коммунальщики

Возвращаясь к жилищно-коммунальному хозяйству, следует сказать, что оптимизацию необходимо проводить и в структурных подразделениях предприятия, в том числе на участке «Горсвет». Здесь тоже есть вопросы по затратам. Считать надо каждую копейку, но главное – учиться зарабатывать деньги. Важно, чтобы выжить, участвовать во всех тендерах. Выполняйте  ту работу, которая экономически выгодна. Ваши услуги должны быть качественными, больше работайте с людьми – на реализацию этих целей и запланировано сегодняшнее совещание. За доведенными нам контрольными цифрами стоят люди, хозрасчетные и бюджетные деньги. Подумайте, как по-новому можно организовать свою работу. Для этого есть соответствующие кадры. Снижение себестоимости – одно из основных направлений в работе. Я всегда ставлю такую задачу: не брать кредиты на зарплату, а зарабатывать».

15_0219_8518 -1

И.о. генерального директора ГП «Мозырский райжилкомхоз» М.П.Богданович в докладе отметил, что, несмотря на достигнутую коллективом экономию бюджетных средств при выполнении работ по благоустройству города в объеме около 4 млрд. рублей, отсутствие на протяжении года задолженности по платежам в бюджет, оплате за энергоресурсы, существенно возросла задолженность предприятия по кредитам банков. За 2014 год было дополнительно привлечено кредитных средств на сумму 19,5 млрд. рублей, из них 12,5 млрд. рублей – на выплату заработной платы. По состоянию на 1.01.2015 года задолженность по кредитам составляет 27,0 млрд. рублей. За отчетный период ГП «Мозырский райжилкомхоз» всего оказано услуг на 534 млрд. рублей, из них 92,5 млрд. рублей (17%) – это работы и услуги, не формирующие выручку, т.е. выполненные хозспособом. В общем объеме выполненных работ 57% приходится на услуги с нулевой рентабельностью. Это плата населения за услуги ЖКХ, субсидии из бюджета на возмещение убытков банного хозяйства, а также работы, выполненные хозспособом (текущий и капитальный ремонт жилфонда, замена тепловых сетей, ремонт инженерных сетей и т.д.). Доля бюджетного финансирования в общем объеме реализации услуг составляет 40%. Наибольший удельный вес убытков по жилищно-коммунальным услугам, возмещенных из бюджета, приходится на теплоснабжение (40%) и тех-обслуживание жилого фонда (36%). Населением в 2014 году возмещено 19,3% затрат. Списочная численность работающих в ГП «Мозырский райжилкомхоз» за отчетный период сократилась на 517 человек и составляет 2426 человек. Удельный вес  руководителей, специалистов и служащих в общей численности работающих – 19,5%, из них работников аппарата управления – 6,6%. Для сравнения. Данные показатели по области такие: 19% и 7,6%.

15_0219_8516 -1

Выполнение плана мероприятий по оптимизации численности работников позволило предприятию сэкономить 9,3 млрд. рублей путем сокращения 781 штатной единицы. Из доведенных в 2014 году 36 прогнозных показателей выполнено 27. Среднемесячная производительность труда в расчете на одного работника составила 17,4 млрд. рублей. Показатель по энергосбережению – минус 11,0% при доведенном задании минус 8,8%. Общий экономический эффект составил 10,2 млрд. рублей. В Мозырском районе один из самых низких в области уровень потерь воды (11,5%). Выше среднеобластного задания (42,0 тыс. рублей) и показатель по оказанию платных бытовых услуг в расчете на одного проживающего (95,7 тыс. рублей).

15_0219_8515-1

За 2014 год не выполнено 9 показателей, в том числе по сбору вторичных материальных ресурсов, по росту заработной платы (4762,2 тыс. рублей), три норматива из 7 планово-расчетных цен и единицы жилищно-коммунальных услуг (теплоснабжение покупное (961176 руб. Гкалл), вывоз твердых коммунальных отходов (80183 руб. за 1 м3), техническое обслуживание жилого фонда (3598 рублей за 1 м2)). Проведенные мероприятия по снижению себестоимости обслуживания жилищного фонда (сокращение работающих, анализ использования рабочего времени) позволили снизить себестоимость услуг на 23% (3088 рублей за 1 м2). Фактический экономический эффект достиг 9,0 млрд. рублей. Негативно сказались на финансовом состоянии предприятия содержание непрофильных активов и выполнение несвойственных видов деятельности. За 2014 год убыток от содержания таких объектов составил 1,7 млрд. рублей. Среди них – производственная база бывшего кирпичного завода, две производственные базы бывшего ПМО в дд. Балажевичи и Дрозды, бывшая производственная база ДСК-1, здание школы в д. Новики и др. Кроме того, на балансе предприятия числятся неиспользуемые объекты общественного питания остаточной стоимостью 428,1 млн. рублей (бывшее кафе «Копейка», недостроенное кафе по ул. Интернациональной, мини-кафе и здание бильярдной в парке «Победа»). Значительную долю убытков предприятие получило от выполнения непрофильных видов работы (аттракционы, водный транспорт, кафе «Корчма на Замковой», производственно-мебельный участок). В целом эта сумма составила 7,6 млрд. рублей.
Главные задачи на 2015 год – снижение просроченной дебиторской задолженности населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги не менее чем на 3% в квартал; увеличение производительности труда в расчете на одного работающего в месяц (18,8 млн. рублей); снижение уровня потерь воды до 11%, а в тепловых сетях – 12,7%; проведение капитального ремонта на общей площади 36,7 тыс. м2, ремонт 208 подъездов, замена осветительного оборудования и др. Основные направления деятельности ведомства в 2015 году такие: работа в запланированных объемах, собственными силами, без привлечения подрядчиков, оптимизация численности работающих, строжайшая экономия материальных и трудовых ресурсов, увеличение объемов работ на стороне с целью сокращения нагрузки на бюджет.

Глава местной вертикали так прокомментировал работу ведомства за 2014 год: «Если предприятие не зарабатывает на заработную плату, а вы на эти цели взяли 12,5 млрд. кредитов, у него есть большие проблемы. Учитесь зарабатывать деньги, у вас нагрузка меньше, чем в среднем по области. Вы ждете, что за вас все проблемы решит отдел экономики? Такого не будет. В том, что до сих пор непрофильные объекты не проданы, прямая вина ответственных работников ГП «Мозырский райжилкомхоз»: работать в этом плане надо оперативно. Слишком медленно ходим. Все вопросы можно решить, если работать в ручном режиме. Зачем терять деньги? Причина этого – полная неразворотливость ваших работников. Вы должны быть инициатором в деле, заинтересованным лицом в продаже не свойственных вам объектов, а не получать из-за безделья ваших служб убытки. Предприятие живет не по средствам. Оптимизация должна коснуться и управлений предприятия – тех, кто не связан с производством материальных благ. Необходимо делать анализ по всем видам выполненных работ, в том числе и по подрезке деревьев, покосу травы, благоустройству и т.д. Сравнивайте: а как с этим в области? В сумме полученных затрат – простой техники, и такие факты есть. Работать, как вчера, сегодня нельзя. За-траты надо считать по каждому подразделению. Тогда будет ясно, где можно их сократить в 2015 году. А для этого надо пройтись по всем подразделениям. Люди должны работать, а не отбывать время, но пока у вас ситуация другая: одни стараются, а другие с прохладцей к делу относятся. Это касается и слесарей. В одном подразделении они заняты, загружены, а в другом поступает лишь одна заявка в день, а зарплата идет. Бюджетные деньги приходят, а вы их отдаете другим организациям, ибо сами не можете сделать. Как можно эффективно работать, если затраты по предприятию превышают доходы? Значит, надо считать каждое действие. Будет хорошо работать жилищно-коммунальное хозяйство, будет легче и нам.

Большая у предприятия и дебиторская задолженность – 26 млрд. рублей за оказанные услуги. В числе долж- ников – и ГП «Мозырьдрев». Почему не забрали у предприятия оборудование, здания? Теперь получается так: чем взять что-то пригодное, продать его и получить деньги, пусть лучше долг в воздухе витает. Надо серьезно заниматься этими вопросами. Вот такая ваша оперативность. Сегодня экономика стоит на первом месте. У предприятия большая доля бюджетного финансирования, и надо умело распоряжаться каждым рублем. Но откуда будут деньги, если 30-тонный МАЗ перевозит всего две доски? И филиал «Мозырьтеплосеть» надо нагружать больше, и цех водопроводно-канализационного хозяйства. Здесь тоже есть вопросы: одни работают, а другие отбывают часы».

Председатель районного исполнительного комитета заслушал начальника филиала ГП «Мозырский райжилкомхоз» «Мозырьтеплосеть» Пивоварова А.Г., начальника цеха водопроводно- канализационного хозяйства Хомутовского П.В. и начальника цеха по санитарной очистке и благоустройству Ермаковец В.Н.

Комментарий главы местной вертикали:

 *По филиалу ГП «Мозырский райжилкомхоз» «Мозырьтеплосеть»:
– У коллектива есть огромные резервы. Судя по цифрам, вы работаете без напряжения. У вас должно быть лучшее финансовое состояние. Главное, чтобы не было кредитов. Зар-плата у коллектива достойная, но загруженность предприятия должна быть большей. Надо изучить эти вопросы в республике: чем еще загрузить производство? Вам также следует искать пути снижения затрат, провести оптимизацию, чтобы не было лишних объектов, которые потребляют теплоэнергию. У филиала имеется 5 млрд. кредитов на зарплату. Только по процентам вам придется выплатить банку более 200 млн. рублей – это не работа. У вас результаты должны быть лучше. Есть вопросы и по соотношению «производительность труда – заработная плата». Большим должно быть и энергосбережение.

*По цеху водопроводно-канализационного хозяйства:
– Надо считать, думать, анализировать, почему у вас затраты выше, чем в области. Отстаете вы и по выручке. Необходимо снижать уровень неучтенных потерь воды. Будет меньше потерь, у предприятия останется больше денег. Главное сегодня – оказывать услуги с наименьшими затратами.

*По цеху по санитарной очистке и благоустройству:
– У вас самая низкая производительность труда по отрасли и в целом по району (14 млн. рублей в месяц на человека). Люди не загружены работой, а анализа нет. Вы получили более 4 млрд. рублей убытков, и большая часть их приходится на транспортный цех. Не главное – выехать на улицу, а главное – заработать деньги себе на зарплату. Поучитесь организации труда в этом плане у ГП «Совхоз-комбинат «Заря», посмотрите, насколько эффективно там используется транспорт. У вас получается так: чем больше техники, тем больше убытков. Транспорт приносит убытки? Вы не видите главного: сделать работу так, чтобы было выгодно. Должен быть анализ, а у вас его нет. Никакого учета не ведется. Коэффициент использования техники низкий – 0,5, в то время как в сельскохозяйственных предприятиях района – 0,8. Организация, которая выполняет 90% объема работ своего ведомства, имеет убытки? За счет чего, спрашивается? Надо садиться и считать по всем статьям – у вас дебри в этом плане.

* * *

Председатель районного исполнительного комитета сделал такое распоряжение: по итогам 1-го квартала рассмотреть все подразделения ГП «Мозырский райжилкомхоз» с оргвыводами за невыполнение поставленных задач. «У нас все есть для того, чтобы трудиться эффективно, прибыльно, но деньги надо считать. Жизнь заставляет нас работать по-другому, с новыми подходами, на результат. И, если руководство предприятия, экономическая, инженерная службы будут действовать исходя из новых требований, все получится», – сказал в заключение глава исполнительной власти Мозырщины.

Лариса ЧЕРНАЯ
Фото Сергея ШАПОВАЛОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *