Федор ДОБРОНРАВОВ: «Сват должен остаться в старых кадрах»

О том, как легко попасть в плен собственного образа, кто должен быть рядом, чтобы мечты сбывались, и что нужно женщине для счастья, рассуждает в нашем интервью народный артист России Федор Викторович  Добронравов сразу после развязки лирической комедии «Воспитание Риты» режиссера К.Занусси (для тех, кто пропустил: спектакль состоялся на сцене ДК Мозырского НПЗ).

 Федор Викторович ДОБРОНРАВОВПРЕДСТАВЛЯЕМ СОБЕСЕДНИКА

Федор Викторович ДОБРОНРАВОВ родился в 1961 г. в Таганроге в семье строителя и работницы хлебозавода. Мечтал быть клоуном и даже ходил в кружок. С 1979 по 1981 год проходил действительную военную службу по призыву в Воздушно-десантных войсках. Окончил Воронежский государственный институт искусств в 1988 году, также в Воронеже с однокурсниками создал театр «Рубль». Было время: чтобы прокормить семью, работал дворником в детском саду.

С 1990 года – актер театра «Сатирикон», с 2003 года – Московского академического театра сатиры. Постоянный участник шоу «6 кадров», «Большая разница», «Сам себе режиссер» и «Слава Богу, ты пришел!». Сыграл роль Ивана Будько, принесшую ему всенародную славу (сериал «Сваты»). Есть и другие значимые кинороли: в «6 кадров», «У каждого своя война», «Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем», «Ликвидация», «Тайны дворцовых переворотов» и др. – это кроме множества работ в театре.

«ТАЛАНТЛИВЫМ ЛЮДЯМ ДЕЛИТЬ НЕЧЕГО»

– Сегодня Вы для мозырян были профессором литературы, интеллигентом Фрэнком, ни на йоту не похожим на киношного свата Ивана Будько, разбитного деревенского балагура… Но публика, судя по разговорам в антракте, все же ждала, что Вы по-сериальному зашокаете и начнете юморить. Скажите откровенно, такое однобокое прочтение Вас не утомляет?

– Нет, не утомляет и не обижает. Я не согласен с тем, что Иван Будько – абсолютный балагур, а «Сваты» – стандартно комедийный сериал, ведь его персонажи сталкивались и с предательствами, и с разборками вечных проблем отцов и детей. В принципе, в амплуа комика, которым меня представляет большинство театралов и телезрителей, чувствую себя …г-м… нормально, но, соглашусь, в последние годы я перекормил и себя, и зрителей комедийными ролями, хотелось бы чего-нибудь другого. Теперь приходится отказываться от комедий. Наверное, это грех с моей стороны, я ведь долго ждал, пока меня будут звать… Мои кумиры, на которых я молюсь, – Леонов, Папанов, Евстигнеев, Миронов – были комедийными артистами, но у них были и драматические роли, хоть они долго играли только комедию, а это, нужно сказать, довольно тонкий жанр. Но режиссеры все же поверили, что они могут делать что-то еще. Я тоже жду, когда мне доверятся.

– Что для Вас важнее: дать свое видение образа или уложиться в общую концепцию режиссера? Вы подчиняетесь образу или образ подчиняете себе?

– Есть режиссеры, которые ставят выше всего личные амбиции, он ведь «хозяин». Но есть и другие режиссеры, у которых личных амций нет, они знают столько про материал и так его любят, что разрешают артисту дополнять, улучшать его. Режиссер, конечно, многое отсеивает, но и кое-что разрешает. И это одобрение дает творческий импульс. В «Сватах», например, мы о-о-очень много добавляли от себя, поэтому сериал и получился таким живым. Я давно не работал в такой любви – к партнерам, режиссеру, сценарию. Сериальная семья стала мне почти родной. (Выдержав паузу, добавил) Скорости сейчас очень большие, в нашем кино уже давно долго и упорно не репетируют. В кино, как и на телевидении, ты отдаешь то, что за долгие годы наработал в театре.
Этот спектакль («Воспитание Риты», – прим. авт.) мы сделали за 7 дней. Мы с Иришкой (Медведевой, – прим. авт.) поехали по настоянию Кшиштофа Занусси в Польшу, буквально закрылись у него дома и полностью погрузились в материал. Я раньше не верил, что спектакль можно поставить всего лишь за неделю. Мы работали с утра до ночи, абсолютно ни на что не отвлекаясь. Правда, один раз Кшиштоф нас вывел на балет, увидев, что мы дико устали.

– Говорят, что дурак завидует успеху, а мудрый – таланту. Испытываете ли Вы чуство зависти к своим талантливым коллегам?

– Думаю, времена, когда в актерских кругах не терпели чужое профессиональное счастье, прошли. По крайней мере, я такого не замечал… Если меня восхищает чья-то работа, я всегда скажу, что этот человек молодец, и что я тоже хочу научиться работать, как он. Но, по большому счету, талантливым людям нечего делить.

– От чего Вы хотели бы предостеречь своих детей, которые пошли по вашим профессиональным стопам? Вы же, кажется, этого не хотели, ведь профессия актера очень зависимая – от режиссера, сценариста, продюсера, в конце концов, от ситуации в стране…

– Когда они определялись со специальностью, я с каждым из них разговаривал по душам. Оба сына говорили, что они выросли за кулисами и поэтому хотят попробовать всю театральную и киношную кухню. Пусть наступают на свои грабли. А как же им научиться? Но скажу я вам: они счастливы в своем выборе.

– Все же хочется услышать от Вас несколько советов для молодых артистов.

– Не занимайтесь этой профессией, если вы ее не любите. Потому что она не прощает. Если любишь – стерпишь все невзгоды, все годы без ролей, за терпение воздастся сторицей. Если есть сомнение, надо найти себя в чем-то другом. Наверняка вы можете быть замечательным слесарем, плотником или дояром, но не знаете об этом, ведь не пробовали!

Я думал, что всю жизнь буду работать на заводе, как мои родители, и ничему другому не научусь. Мечтал о сцене, и так сильно! Именно это, считаю, и помогло. Был слесарем, электриком, сборщиком мебели, а по вечерам, после рабочей смены, выходил на любительскую сцену таганрогского ДК им. Ленина. Так продолжалось бы еще долго, если бы, провалившись в очередной раз в «Щуке», не поступил в Воронежский институт искусств. Затем – встреча с Аркадием Райкиным и… пошло! Было много испытаний. Наверное, я должен был пережить все это.

НЕ НРАВИТСЯ – НЕ СМОТРИТЕ

– Какой последний из увиденных фильмов Вы посоветуете нашим читателям? И что именно в нем произвело на Вас впечатление?

– Младший сын Ванька постоянно скачивает из интернета фильмы и постоянно заставляет смотреть, несмотря на мои протесты (смеется). Последнее, что я видел, – американская драма «Бёрдмэн», в главных ролях – Майкл Китон, Эдвард Нортон, Эмма Стоун, Наоми Уоттс. Великолепный фильм! В центре сюжета бывший актер, некогда сыгравший роль популярного супергероя Бёрдмэна, и теперь, переступая через свое эго, он решает принять участие в новой бродвейской постановке с целью вернуть себе былую славу, блеск и величие. Любопытный факт: благодаря тому, что весь фильм был тщательно отрепетирован и последовательно снят, процесс монтажа занял всего две недели.

Недавно читал сценарий фильма «Возвращение Гулливера» Андрея Яковлева, того самого, который написал сценарий к «Сватам». Такое ощущение, что сочинял Григорий Горин. Я очень бы хотел, чтобы кино все-таки было снято – будет потрясающе!

Впечатлился и новой картиной Андрея Звягинцева «Левиафан». Действительно, жесткий фильм, но и другие его произведения такие же: это его творческий почерк, нелепо упрекать его за это. Не нравится его правда – не смотрите. Я не считаю, что он в какой-то момент перегнул палку, гиперболизировал, ведь есть места в России, где живут именно так. В «мифологии» этого кино наше государство – это и есть тот огромный безжалостный левиафан, который, не замечая, поглощает простых людей, а они живут своей жизнью, ничего особенного не требуя. Но финал лично я сделал бы другим, все же в любой ситуации у человека должна быть надежда.

ЛУЧШЕЕ – МЕРА

– На ваш взгляд, не приводят ли фильмы, «содержащие алкоголь», к еще большему употреблению алкогольных напитков? Например, герои того же «Левиафана» первый шаг в решении своей проблемы делают в сторону рюмки…

– В чем же пропаганда спиртного, если на столе стоит бутылка? Вы хотите на свой стол поставить такую же? Кинематограф зря ругают. Правильное отношение к алкоголю долж-но формироваться семейным воспитанием. Во всем должна быть мера, и от меда умереть можно.

– Знаете ли Вы об антиалкогольных мерах, принимаемых в Беларуси? И каково Ваше мнение на этот счет?

– Не торговать дешевым спиртным по ночам – это перебор, на мой взгляд. Человек, который хочет выпить, все равно найдет где, в конце концов, купит раньше: таких не проведешь. В советское время принимали множество «ограничительных» решений. Например, были вырублены уникальные виноградники, что ситуацию не поменяло. Нужно ставить вопрос «Почему народ спивается?», а не «Что делать в результате?»

– Некоторые театральные актеры и эстрадные исполнители признаются, что перед выступлением не столько для расслабления и раскрепощения, сколько для разогрева связок пьют коньяк. А вы себе можете это позволить?

– Никогда. Мои друзья и коллеги тоже не пьют перед работой – это принципиально. А вы думаете, люди других профессий не греют себе связки? (улыбается).

«СЛОВА – НЕ САМОЕ ГЛАВНОЕ»

– Было приятно читать одно из Ваших интервью, где Вы рассказываете о своей супруге, точнее, о том, что только благодаря ее пониманию и терпению Вы состоялись как артист…

– Я познакомился со своей Ириной в танцевальной студии, когда нам было по 16 лет. Тогда мы просто дружили, а роман у нас начался после того, как вернулся из армии. Мы практически сразу сыграли свадьбу. Сначала жили в Таганроге, там родился Виктор, позже переехали в Воронеж, где появился на свет Иван. Когда я в поисках работы уехал в Москву, жена поддержала. Целый год мы жили в разных городах и общались только по телефону. Если бы она сказала тогда, чтобы ехал к семье, шел на завод за рублем, плюнул бы на все и снова стал за станок. …Сложности нас притерли.

– В прессе нет ни одной грязной истории о любви и предательстве, связанной с Вами, – это похвально для публичного семейного человека. В чем секрет Вашей тихой спокойной жизни?

– От …г-м… неправильных поступков меня всегда сдерживало наше венчание. Я дал слово не обижать свою жену и знаю, что она меня не обидит. Мои родители прожили вместе всю жизнь, и бабушка с дедушкой тоже – это нормально. Сегодня порицают «гражданские» браки. Какая разница, есть штамп или нет? Главное, чтобы раз и навсегда. Я не приемлю полигамности, хоть как мужчина ее природу понимаю.

– Как думаете, что нужно женщине для счастья?

– Женщине надо детей. Любить ее и быть верным и внимательным. В прошлом году мы отметили 32 года совместной жизни, и 32 раза я забыл жену поздравить с этой датой. Вначале она плакала, а теперь понимает, что слова – не самое главное, что я могу ей дать.

P.S. За помощь в организации беседы с артистом благодарим продюссерский центр «Владимир Ян».

“Воспитание Риты” успешно завершилось, но, несмотря на всеобщее ликование при виде любимых артистов (а на автограф-сессию, нужно сказать, собралось немало народа), Владимир Ян, возглавляющий одноименный продюссерский центр и главный организатор этого театрального действа, выражал недовольство и явную обеспокоенность:

— Не понимаю, почему у вас в городе не раскупаются билеты. Мозыряне не пошли на Пенкина, Долину, Моисеева, сегодня зал тоже не был полносью полон… Для Мозыря культурный поход ценой 200-250 тысяч — это очень демократично. Поверьте, это низкая цена. Значит, дело не в стоимости. Зритель сегодня пытается экономить на своем качественном отдыхе.

А мы… продолжаем предлагать отличные концертные программы. 2 марта в Мозыре выступит молодой, но очень талантливый шансонье Артур: осенью прошлого года он собирал в Беларуси аншлаги. 30 марта свою программу покажет известная юмористка Елена Степаненко, которая не нуждается в дополнительном представлении. А 15 апреля выступит Владимир Александрович, белорусский оперный певец с шикарным бас-баритоном, которого хорошо знают в России и особенно в Италии — солист Флорентийского оперного театра. О нем хочется сказать чуть больше: он исполняет не только арии и романсы, но и песни военных лет, классическую эстраду. Это должен быть грандиозный концерт! Но состоится ли он — в ваших руках! Приходите на концерты! Обращаюсь и к профсоюзам: мы готовы пойти на скидки и бонусы. Звоните.

Ольга АРДАШЕВА
Фото Сергея ШАПОВАЛОВА

"Воспитание Риты" режиссера К.Занусси (спектакль состоялся на сцене ДК Мозырского НПЗ)."Воспитание Риты" режиссера К.Занусси (спектакль состоялся на сцене ДК Мозырского НПЗ)."Воспитание Риты" режиссера К.Занусси (спектакль состоялся на сцене ДК Мозырского НПЗ)."Воспитание Риты" режиссера К.Занусси (спектакль состоялся на сцене ДК Мозырского НПЗ)."Воспитание Риты" режиссера К.Занусси (спектакль состоялся на сцене ДК Мозырского НПЗ)."Воспитание Риты" режиссера К.Занусси (спектакль состоялся на сцене ДК Мозырского НПЗ)."Воспитание Риты" режиссера К.Занусси (спектакль состоялся на сцене ДК Мозырского НПЗ)."Воспитание Риты" режиссера К.Занусси (спектакль состоялся на сцене ДК Мозырского НПЗ)."Воспитание Риты" режиссера К.Занусси (спектакль состоялся на сцене ДК Мозырского НПЗ).

Федор ДОБРОНРАВОВ: «Сват должен остаться в старых кадрах»: 4 комментария

  • 02.03.2015 в 16:21
    Permalink

    «Когда уже к нам начнут ездить популярные молодые артисты?»

    Например, кто? Жанет, «Топлесс», Алехно, Колдун, Хлестов, Елфимов, Ланская (кстати, 4 апреля приезжает)?

    На кого из этой молодежи пойдете?

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 02.03.2015 в 14:30
    Permalink

    «Не понимаю, почему у вас в городе не раскупаются билеты. Мозыряне не пошли на Пенкина, Долину, Моисеева». Ну, знаете, лично я знаю мало фанатов Пенкина и Моисеева. Долина еще куда ни шло. Да и вообще, молодежи все эти Пенкины, Бабкины и прочие стасы михайловы вряд ли интересны будут. Когда уже к нам начнут ездить популярные молодые артисты? Раньше хоть рок-группы приезжали выступать, сейчас не дождешься.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 02.03.2015 в 13:20
    Permalink

    Спасибо.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 01.03.2015 в 13:36
    Permalink

    Очень хороший рассказ об актёре.
    Большое спасибо автору, что не стала задавать примитивных вопросов типа «Как вам понравился Мозырь?», «Что скажете о мозырских зрителях?» и прочих, рассчитанных на вытягивание дежурных банальных комплиментов из знаменитого гостя.
    Зато постаралась показать нам человека.
    За это и спасибо!

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *