«Мозырский собственник»: от становления к результату

Ирина ЧернявскаяСостоялось очередное общее собрание членов ассоциации ТС, ЖПК «Мозырский собственник».

О ситуации в сфере управления частным недвижимым имуществом в Мозыре рассказывает председатель правления ассоциации И.В.Чернявская.

– Ирина Викторовна, позади первый год (а он всегда самый сложный и ответственный) работы ассоциации. Какие направления деятельности являются первоочередными?

– В нашем городе насчитывается около 180 домов кооперативной формы собственности. Однако каждый многоквартирный дом сталкивается с одними и теми же проблемами, решение которых ложится целиком на председателя правления.

На сегодняшний день можно выделить четыре блока проблем, характерных практически для всех ТС, ЖСПК, ЖПК.

Во-первых, организационные проблемы – от создания товариществ, приемки домов у застройщика, организации претензионной работы, охраны труда и кадровой работы до проведения общих собраний, избрания руководящих органов, ревизионной комиссии.

Во-вторых, юридические проблемы. Существуют определенные трудности при разрешении сложившихся ситуаций, в большинстве случаев юридического характера. Нужда в правовой оценке по своим действиям и текущего руководства в ТС касается почти всех председателей правления. Изменения в законодательстве требуют четкого исполнения каждого пункта, иначе  впоследствии – наказание и штраф.  Иногда противостояние доходит до судебного разбирательства только потому, что вовремя никто не дал правовую оценку действиям сторон.

В-третьих, финансовые проблемы. Во многих домах существует проблема проведения ежегодной ревизии финансово-хозяйственной деятельности. Нанимать для этого сторонние организации дорого, а провести собственными силами, соблюдая требования законодательства, весьма трудно, порой нереально.
От правильности составления и своевременности поддержания в актуальном состоянии годовой сметы доходов и расходов, плана финансово-хозяйственной деятельности, штатного расписания, начисления дотаций зависят финансовая состоятельность и отсутствие штрафных санкций в дальнейшем.

Немаловажно сбережение отчислений на текущий и капитальный ремонты, модернизация домов, обеспечение их финансирования при недостатке средств.

В-четвертых, технические проблемы. В условиях самоуправления перед всеми, без исключения, товариществами стоит вопрос экономии денежных средств на оплату тепла, воды и электроэнергии, техническое обслуживание систем жизнеобеспечения и безопасности.

Привлечение квалифицированных специалистов через обслуживающие организации повышает уровень обслуживания и оказания услуг. Данный вид обслуживания обеспечит правильную эксплуатацию инженерного оборудования и его сохранность. Техническое обслуживание через организацию облегчит работу председателю правления со стороны гражданской ответственности в надлежащем исполнении требований законодательства.

Можно внедрить другой вариант технического обслуживания, когда ряд специализированных организаций брал бы товарищества собственников на обслуживание по территориальному принципу, поделив, например, город на несколько секторов. При этом сокращаются транспортные расходы, реагирование более оперативное и снижается общая стоимость обслуживания.

Уверена, что, прочитав все вышесказанное, любой житель кооперативного дома наверняка найдет подобные проблемы, стоящие перед своим товариществом.

В такой ситуации крайне необходим единый информационный центр, в котором можно получить квалифицированную помощь по любому вопросу.

Для того чтобы изменить ситуацию, улучшив деятельность домов кооперативной формы собственности, группа наиболее активных ТС, ЖПК, ЖСПК в лице председателей правления инициировала создание ассоциации, действия которой позволяют разрешить все вышеуказанные проблемы.

– Тем не менее, приходилось сталкиваться с руководителями, скептически относящимися к деятельности ассоциации. Их аргументы: «Сами уже знаем, как работать, научились!»

– Если б так оно и было… Пока реальность такова: анализ проблемных сторон в управлении недвижимым имуществом показал единицы успешных проверок финансовой деятельности. В некоторых домах бухгалтерами работают люди без профильного образования. Отсутствует информационная площадка.

Или возьмем правовой аспект: только 7-10% председателей подготовило новую редакцию устава. Ни-кто не подозревает, что руководитель сегодня несет ответственность за несоответствие учредительных документов законодательству. Всем известно, что с 2 марта 2013 года вступил в силу новый Жилищный кодекс, многое изменилось. Поэтому управдомы обязаны привести в соответствие уставы товариществ.

Отсутствует исполнительная принадлежность при ведении документации, проще говоря, многие не понимают порядок действий, что, за чем идет, например, что такое хозяйственный и подрядный способы заключения договоров, и как они оформляются, общее собрание и правление либо собрание уполномоченных и многое другое.

Конечно, хочу сказать, что при проведении социологических опросов с собственниками очевиден тот факт, что большинство жителей выражает желание проживать в домах кооперативной формы собственности. Их устраивают самообслуживание в домах, порядок, ни-кто не остается без внимания, председатели стараются не создавать предпосылок для обращений граждан, ведутся приемы граждан, идеологическая работа с населением. Во всяком случае, председатели не равнодушны к своей деятельности, стараются работать, а это главное. Проблемы существуют, поэтому мы беседуем с председателями по вопросам размещения информационных стендов и информации на них, что очень важно для собственника, ведь не каждый может черпать правильную информацию из интернета, касающуюся     частного управления недвижимым имуществом.
Председатель в своей работе должен руководствоваться этикой руководителя, коммуникабельным подходом к собственникам, поиском компромиссов в разрешении проблем, умением строить алгоритмы работы на результат.

Люди не понимают, что управление недвижимым имуществом идет по трем направлениям: экономическое, техническое и правовое. Нет плохих или хороших домов, существует понятие правильное или неправильное управление, а от этого зависят результат и текущая деятельность. Если руководитель имеет правильные понятия в этих трех направлениях, значит, работа будет успешной и правильной, а если нет, то…

Хотелось бы развеять опасения: цель ассоциации не предусматривает лишение полномочий председателей домов, а, наоборот, гарантирует сохранение юридической самостоятельности органов правления. Ст. 219 ЖК РБ трактует, что ТС могут объединяться в союзы, ассоциации на добровольных началах для координации деятельности, защиты общих имущественных интересов.

Ассоциация – это некоммерче-ская организация, в основе которой координация совместных действий. Опыт уже показывает, что решение вопросов от имени ассоциации куда более продуктивен, чем когда это пытаются сделать председатели домов по отдельности.

При помощи ассоциации были рассмотрены многочисленные заявления, поступившие в электронном виде.
Силами ассоциации урегулированы многие конфликты, которые удалось разрешить положительно, не породив обращения в другие инстанции.

Хотелось бы отметить, что 10 декабря 2014 года по инициативе представителей ассоциации состоялась встреча с председателем Мозыр-ского райисполкома, на которой рассмотрены проблемные вопросы, связанные с текущей деятельностью ТС, ЖПК, ЖСПК. Встреча прошла в благожелательной обстановке, диалог состоялся продуктивный, мы получили ответы на все вопросы. Хотелось бы поблагодарить председателя Мозырского райисполкома  Е.Б.Адаменко, начальника финансового отдела Мозырского райисполкома, депутата районного и областного Советов депутатов Е.А.Каленик за взаимопонимание, поддержку в нашей деятельности, помощь при разрешении вопросов.

Сегодня в ассоциации зарегистрировано и является членами 28 ЖПК, ТС, ЖСПК, подали заявки на вступление еще пять домов и 2 технические организации. Очень удивлены, что к нам в ассоциацию хотят вступить ТС из других городов, областей, рассматриваем продуктивный план работы с иногородними представителями юридических организаций. Нас приглашают во многие города для обмена опытом.

Вступив в ассоциацию, вы сохраняете юридическую самостоятельность и получаете возможность для качественного профессионального роста. Присоединяйтесь!

– Лучше всего убеждают примеры. Что можно ожидать от ассоциации на новом этапе деятельности?

– У нас  разработана образовательная программа курсов повышения квалификации председателей правления по управлению многоквартирными домами, в планах – организация и проведение курсов повышения квалификации для бухгалтеров, семинаров для председателей.

Сформирован пакет документов, чтобы запустить процесс страхования объектов недвижимости по новому законодательству. Увы, но все дома стареют вместе с сетями жизнеобеспечения, и от стихийных бедствий не застрахован никто.

Назначены ответственные члены ассоциации по организационному, юридическому, финансовому, техническому секторам. Произошли перестановки в руководстве: председателем правления ассоциации избрана Ирина Викторовна Чернявская, исполнительным директором ассоциации – Ирина Сергеевна Гусакова. Так что работать будем организованно и по плану, а не в режиме «народного вече». Пока региональный уровень, но, судя по поступающим предложениям и оказываемой поддержке на различных уровнях, ассоциация будет расширять границы сотрудничества.

Главный наш проект – проведение эксперимента на примере одного дома, в котором проблематично избрать председателя правления, по управлению недвижимым имуществом через ассоциацию.

Параллельно с текущей работой ассоциация участвует в проектах, представленных МАМН, экспертом которых по региону назначена И.В.Чернявская. Разрабатываются собственные проекты ассоциации, в которых принимают участие все ее члены.

От лица ассоциации хочу поблагодарить редакцию газеты «Жыццё Палесся», лично главного редактора Л.П.Черную за тесное сотрудничество, информационную поддержку, помощь в нашей нелегкой деятельности.

Дмитрий КУЛИК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *