Безбарьерная среда – жизнь без барьеров

На базе ГУО «Мозырский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» прошел семинар, посвященный проблемам организации безбарьерной среды.

Открывая мероприятие, директор центра Наталья Сергеевна Кравец акцентировала внимание присутствующих на том, что улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями требует усовершенствования механизмов социальной адаптации и интеграции. Ключевым ориентиром в этом направлении видится принцип «равного и безбарьерного доступа» инвалидов в общественную жизнь. Также важным является самосознание каждого человека: как я думаю, как поступаю, чтобы мы все были равны. Живя, работая, взаимодействуя с другими людьми, надо не бояться отойти от стереотипов, а увидеть жизнь и человека такими, какие они есть. Дети-инвалиды не абстрактные единицы, а реальные дети, имеющие лицо, характер, и их положение является лакмусовой бумажкой благополучия общества, а наше отношение к ним – индикатором человеческих, моральных качеств.

Какие ассоциации возникают у рядового гражданина, когда он слышит словосочетание безбарьерная среда? Пандусы и автобусы с низкой площадкой входа (которым невероятно рады молодые мамочки с колясками), значки на стеклах специализированных автомобилей, молодые люди на колясках, получающие образование в вузах республики, и самое главное – толерантное отношение общества к проблемам людей с ограниченными возможностями.

Многое по созданию безбарьерной среды делается в городе и районе. Во многих учреждениях образования созданы условия для детей с особенностями психического и физического развития. В рамках координации деятельности в сфере специального образования, методической помощи педагогическим работникам, реализующим программы специального образования в учреждениях дошкольного и общего среднего образования, администрация и педагогический коллектив центра всегда широко распахивают двери и делятся опытом, методическими находками и наработками со всеми заинтересованными лицами. Мы так открыты, всегда готовы рассказать и показать, поделиться успехами и предостеречь от ошибок, которые, возможно, совершили сами, что, казалось бы, уже нечем удивить, заинтересовать, показать перспективы роста. И все же… Мы показали участникам семинара, людям с богатым педагогическим опытом, грамотным организаторам и хозяйственникам, администраторам, которые могут структурировать деятельность сотен людей, то, что тронуло их до глубины души. Организацию безбарьерной среды не только как совокупность средств, предусматривающих беспрепятственный доступ детей с ограниченными возможностями к социальной инфраструктуре, а как формирование «безбарьерных» возможностей развития, активного участия в социальной жизни тех, кто в силу тяжелых жизненных обстоятельств оказался вне ее.

Мы показали сердце центра – учащихся классов, для которых центр стал вторым домом, а сотрудники – практически родными людьми. Именно для них и вместе с ними мы стараемся разрушить барьеры, которые воздвигли тяжелейшие болезни и травмы, технический прогресс, рассчитанный на здорового среднестатистического человека, и, к сожалению, иногда социум. Мы приоткрыли завесу, за которой все ожидали увидеть любовь к детям, сострадание и милосердие, но в основе нашего труда, прежде всего, лежат высокий профессионализм, критичность ума и умение видеть перспективы в любом из учащихся центра. Нам очень хотелось донести до каждого из присутствующих, что создание специальной инфраструктуры и возможность ею пользоваться – это насущная необходимость, но все же главное для человека, ребенка с особыми потребностями –  возможность участия в социальной жизни. И в этих чудесных праздничных мероприятиях, когда наши маленькие «звездочки» представляли концертные номера, щедро даря радость и надежду, хотелось, чтобы каждый из присутствующих обратил внимание на двух мальчуганов на колясках. Даник и Саша, к сожалению, не могут ни петь, ни тем более танцевать, но на то и есть мы, педагоги специального образования, чтобы найти ту деятельность, где может проявить себя ребенок. В программе есть очень трогательный номер – танец, который исполняют дети, передвигающиеся на колясках, с педагогами центра. И нет тех слов, которыми бы можно было передать взрыв эмоций, то невероятное тепло, которое буквально излучают мальчишки. И каждый вдруг понимает, что это их праздник, что это к ним пришли гости, и нет никаких  барьеров между людьми, когда хоть один из них может говорить сердцем.

Мы обожаем праздники, гостей, которые приходят к нам в центр, мы с радостью делимся успехами учащихся, взахлеб можем рассказывать удивительные истории о них, демонстрировать работы, акцентируя внимание на чаще всего крохотных, но все же победах над недугами. Но сколько добрых слов можно сказать и о каждом педагоге, который работает с учащимися классов, учит, воспитывает, оберегает.

Юлия Станиславовна Бобр. Это учащиеся ее класса составляют ядро любого концерта, это они так самозабвенно поют и танцуют, а иначе не могло и быть, ведь сама Юлия Станиславовна играет на фортепиано и гитаре, прекрасно поет. Музыка, грамотно подобранная учителем, звучит и на уроках, и во время режимных моментов. Творческий, ищущий педагог Ю.С. Бобр руководит методическим объединением учителей-дефектологов и воспитателей центра. Ирина Павловна Новик – воспитатель этого класса, опытный педагог-психолог, в арсенале ее дидактических средств – пальчиковый и настольный театр, инсценировка детского фольклора в рамках арттерапии, и самое главное – умение создавать вокруг себя атмосферу спокойствия, домашнего уюта и надежности. Ребятня уверена: когда она рядом – все будет хорошо! Помощник воспитателя Надежда Леонидовна Бобр – человек удивительного трудолюбия, у нее всегда порядок во всем.

Вера Сергеевна Домасевич излучает поистине христианское милосердие, поэтому учащиеся ее класса отличаются отзывчивостью и желанием помочь. Сашка, спешащий поздороваться, открыть дверь, подкатить коляску, поддержать с трудом передвигающегося одноклассника, Светочка, не терпящая грусти и уныния, при встрече обязательно скажет, что она тебя любит. В классе Веры Сергеевны из семи учащихся трое – колясочники, и на всех у нее хватает внимания, терпения и педагогического таланта. Наталья Владимировна Жигарь – воспитатель с золотыми руками, все свободное время она вместе с детьми что-то вырезает, клеит, рисует, неделя-другая – и готов очередной шедевр. Человек неисчерпаемого терпения и терпимости: ведь большинство работ выполняется приемом «рука в руке», это когда педагог берет маленькую ручку с негнущимися пальчиками в свою руку и движение за движением выполняет действие. А какое безграничное доверие испытывают к ней дети! Помощник воспитателя Елена Николаевна Якубовская всегда в движении, в таком коллективе не усидишь на месте.

Елена Витальевна Мишота – педагог грамотный и обстоятельный. Каждый в центре знает: работаешь над структурированием кабинета – бегом к Елене Витальевне, лучше нее никто не поможет разобраться и обустроить зоны, чтобы было и функционально, и эстетично, и уютно. А еще она великая хозяйка, и, на удивление, ее ученики день и ночь готовы вытирать пыль, ухаживать за комнатными растениями, складывать многослойные бутерброды и… даже печь кексы. Человек неистощимой энергии, «и швец, и жнец, и на дуде игрец», воспитатель Татьяна Евгеньевна Качур. Опытный педагог, она всегда готова прийти на помощь, поддержать в трудную минуту, а сколько игр и затей она может организовать, подумав буквально секунду! Помощник воспитателя Ольга Григорьевна Дурицкая работает с той самой минуты, когда в класс пришли первые ученики, они давно уже окончили обучение в центре, но Ольга Григорьевна хранит добрую память о каждом.

Наталья Николаевна Стецкая – автор этих строк. Вы удивитесь, когда узнаете, что среди учащихся, с которыми я занимаюсь, нет тех, кто умеет разговаривать. Ну и что, мы прекрасно ладим и без слов, ведь есть мимика и жесты, есть пиктограммы и картинки, глобальное чтение и коммуникаторы, уникальные методики обучения неговорящих детей, но главное – мы просто на одной волне. А еще малышня класса самая веселая и «прикольная», это о них в центре рассказывают буквально легенды: как Светланка фотографировалась, как Сашка съел творожный десерт, как Даник научился сидеть, почему мама Тимура называет его «птицей-говоруном». Также мне посчастливилось работать с «самым-самым» помощником воспитателя Терезой Генриховной Русиной. Добрейший человек, сама большой ребенок, она настоящий друг каждого воспитанника центра, она лучший товарищ в играх и самый отважный защитник малыша от мучающих его страхов, а еще она может подуть так, что совсем перестанет болеть, а если нет, то отведет к медсестре, но уж точно поможет всегда. А с этого учебного года с нами работает воспитатель Елена Феликсовна Гаевская.

Много лет назад проблемы людей с ограниченными возможностями замалчивались, а для обывателя и вовсе не существовало ни людей, нуждающихся в помощи общества, ни тем более их трудностей. И мы гордимся, что сегодня воспитанники ГУО «Мозырский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» участвуют в мероприятиях, проводимых в регионе, стали активными источниками информации, творцами, посланниками, они крушат барьеры отчужденности и безразличия и отстаивают свое право на интеграцию в социум.

Наталья СТЕЦКАЯ,
учитель-дефектолог Мозырского районного ЦКРОиР.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *