«Клиповое» мышление — феномен современности

В настоящее время действительность обладателя «клипового» мышления превращается в калейдоскоп не связанных между собой фактов и осколков информации. Человек легко привыкает
к  быстрой смене сообщений и требует новых. Постепенно усиливается желание искать цепляющие заголовки и вирусные ролики, слушать новую музыку — иными словами, постоянно менять картину окружающего мира. Можно ли сказать, что подобная ситуация для человека благо, или, скорее, мы имеем дело с новым «вирусом», от которого впору искать сильнодействующее лекарство? Сегодня мы рассуждаем о плюсах и минусах «клипового» мышления.

Сам термин «клиповое» мышление пошел от английского слова «clip», что буквально означает «делать вырезки», «обрезать», «зажимать». По аналогии с современными клипами, такое мышление представляет собой череду картинок и событий, практически не связанных между собой. Причина возникновения такого мышления — средства массовой информации. Вся информация, которую мы получаем, специально преподносится в клиповом формате: небольшие сюжеты, сводки новостей и затем рекламные ролики. Чаще всего даже простые короткие тексты в любой другой передаче или фильме не имеют никакой взаимосвязи между собой.

Юлия ПрашковичЮлия Прашкович

Елене 26 лет: молодая красивая девушка живет полной и, как она сама говорит, активной жизнью. Учит иностранные языки, много читает, с удовольствием путешествует, увлекается танцами, фитнес-аэробикой, фотографией, воспитывает двоих детей и позиционирует себя умной, начитанной особой. Таких людей всегда есть за что уважать. Еще бы! Человек в постоянном поиске, развивается, ищет себя, живет интересно. Одним словом —  здорово! Между тем, при длительном и близком общении с Еленой обращаешь внимание на то, что вся информация, на которой построены жизненные взгляды и ориентиры девушки, собрана в каком-то препарированном, мозаичном виде.

Впервые эта мысль у меня возникла после того, как мы с Еленой волею случая оказались вне зоны доступа интернета. Нам предстояло провести в полной интернет-изоляции два дня. Тут-то и выяснилось, что практически все ее «а по этому поводу я думаю» сформированы исключительно по мотивам, скажем так, сайтов, не претендующих на «звание» интеллектуального источника. Девушка стала податливой к любому влиянию. Авторитетным ресурсом она считает сайты, на которых информация подается короткими блоками по пять-шесть предложений. С удовольствием «откушав» несколько десятков подобных новостей, у человека появляется желание тут же получить «добавку» — неспособность концентрироваться на информации более пяти минут становится «хронической».

Ни в коем случае не хочу обидеть свою хорошую знакомую. Просто констатирую факт — «клиповое» мышление, как раз и стало той отличительной чертой нашего времени, которая, я уверена, совсем скоро изменит современного человека до неузнаваемости. И это, мягко говоря,  не совсем хорошо.

По моему мнению, обладатель клипового мышления не способен на глубокий анализ ситуации, так как любая информация не задерживается в его сознании, тут же сменяясь новой. Это очень опасно, ведь от способа мышления напрямую зависит успешность как в карьере, так и в личной жизни. Человек с «лоскутным» мышлением проблему не решает, а и просто избегает, зачастую заменяя одну трудность другой, тем самым накапливая солидный «багаж» отрицательных ситуаций. В любой профессии также важно, чтобы у человека было так называемое «продолжительное» мышление, когда умение анализировать, выделять главное и принимать на основе анализа решение, является ключевыми моментами успешности во всяком деле.

Человек, мыслящий краткими «отрывками», податлив к чужому влиянию. Для такого «героя нашего времени» характерна масса стереотипов. Один из аргументов — об этом писали на tut.by или на onliner.by. Через анализ информации прийти к собственному мнению —  с «клиповым» мышлением это невозможно.

Безусловно, и я в этом уверена, поглощая краткую информацию с «поверхности» всевозможных СМИ, у человека постепенно ослабевает чувство сопереживания. Связано это с тем, что клиповое мышление — это мышление мгновенного восприятия, минутной реакции. Человек увидел репортаж о громкой трагедии, посочувствовал и… тут же забыл о случившемся, ведь за короткое время через его сознание прошло множество новой информации. Времени на помощь пострадавшим людям, конечно, нет…

Если в рамках темы о «клиповом» мышлении упомянуть школу, вообще впору расплакаться. Не секрет, что уже давно эдаким «спасательным кругом» для учеников стали самые краткие пересказы произведений, а также готовые домашние задания. Школьники мало читают, не понимают смысла прочитанного, плохо понимают чужие мысли, не могут осилить произведения классической литературы. А все почему? Для тех, кто привык «питать» свой мозг яркими, быстро сменяющими друг друга картинками, вдуматься в страницу текста необыкновенно сложно. Простота и доступность «легкой»  информации  атрофируют интеллектуальные «мышцы», превращая человека думающего в человека видящего.

Какие плюсы могут быть у «клипового» мышления? Прежде чем ответить на этот вопрос, постарайтесь найти ответы и на следующие: согласны ли вы, чтобы вас, либо ваших детей, «вторая половинка» выбирала исключительно по внешним признакам. Красивое тело, шелковистые волосы, милое личико и… пустота внутри. А ведь, мысля так называемыми «клипами», человек не способен «заглянуть» внутрь другому — более важным становится его «обертка». Опять-таки согласны ли вы постоянно «кушать» интеллектуальный фаст-фуд: сомнительные печатные издания, интернет-ресурсы, телепрограммы? Что будет со здоровьем человека, если он вместо полноценного обеда в течение длительного времени будет постоянно питаться чипсами, пирожными и хот-догами? Что бы вы предпочли: вуз, в котором к изучению каждого предмета подходят основательно, или учебное заведение, где изучают множество предметов и все — поверхностно? Конечно, в этом случае с гордостью можно сказать, например, о том, что вы владеете пятью языками. Никто ведь не станет проверять, что ваше «владение» ограничивается фразами: «добрый день-до свидания»…

Как-то довелось услышать, что именно «клиповое» мышление защищает мозг от информационной перегрузки. Мол, сознание современного человека естественным образом подстраивается под необходимость реагировать на терабайты информации. В таком случае, для чего в таких количествах поглощать эту самую информацию? Человек, умеющий анализировать, подходящий ко всякому действию серьезно, глубоко исследуя ту или иную проблему, с легкостью способен «фильтровать» свое информационное поле. Вряд ли ему будет интересна красивая «обертка» пустяшной новости, которая, кроме негативной информации, ничего полезного не принесет в жизнь человека.

Уверена, если и есть какие-то плюсы подобного мышления, после глубокого исследования подобных вопросов выяснится, что все они скорее минусы.

Между тем, бороться с клип-культурой достаточно сложно.  Но есть одна очень хорошая «таблеточка» от этой болезни — самым доступным методом, который поможет оградить вас от видения жизни в «клип-объективе», является чтение качественной литературы. К сожалению, об этом мы часто забываем…

Дмитрий КуликДмитрий Кулик

Переключение каналов — именно с этим процессом, когда человек бездумно щелкает пультом телевизора, принято ассоциировать  «клиповое»  мышление, придавая этому феномену негативный оттенок. Но так ли это плохо?

Размышляя над темой, обнаружил, что я сам не чужд такого подхода к потоку информации. Включаю телевизор, чтобы посмотреть про удалых «ментов». Узнаю, как началось очередное уголовное дело, после чего перехожу на выпуск новостей, где слушаю последние данные по интересующему меня событию, потом прикидываю шансы женихов в передаче Ларисы Гузеевой, затем подпеваю любимой мелодии, быстро убеждаюсь в идиотизме юмористов из передачи «Аншлаг»…

В итоге успеваю к развязке в ментовском детективе, где не без гордости убеждаюсь, что на этого невинного с виду прохожего я и думал, и радуюсь, что кто-то нашел того, кому он скажет «давай поженимся». Вроде 45 минут, а сколько успел!

Есть крайняя точка зрения, согласно которой «клиповое» мышление — признак деградации, свойственный, о, ужас!, молодому поколению, предпочитающему интернет книгам и сводящему всю классическую литературу к единственному итоговому выводу «короче, все умерли».

Но если посмотреть внимательнее, то окажется, что в этой ситуации взрослые, причем родители, виноваты куда больше, чем сами дети и школа. Редко кто не высказался по теме, что «дети перегружены: школьную программу надо сокращать, а учиться должно быть весело и легко…» В итоге помню, как администрация одной из школ «помогла» учителю аттестовать по физике очередного Митрофанушку: «В электросети какое напряжение (жест рукой в сторону розетки, где сверху написаны цифры)?» — Ответ: «220 вольт»— Вывод: «Все (радостно), можно «три» ставить!» Это мы еще не были на итоговых педсоветах:  «Да не нужны ему ваша математика (английский, биология, химия…), он будет «ложить» асфальт!»

Но в таком подходе тоже есть свой резон — защита организма от информационной перегрузки, особенно актуальная, когда в мире происходят глобальные катаклизмы вроде украинского кризиса. «Клиповое» сознание с его манерой постоянно переключаться на новую информацию, не задерживаясь долго на одном событии, уберегло бы многие семьи и многолетние дружеские компании от ссор и развала. Кстати, люди к этому уже постепенно приходят, и горячий интерес к событиям в соседней сменился на равнодушное «а что там у хохлов?» И это нормально!

Пример со школой показывает, что нам только кажется, что «клиповое» мышление появилось недавно. Та же справочная литература, где изложены простые факты без авторской оценки — чем не предтеча клипового подхода к осмыслению информации?

Другой важный момент: люди «с клиповым» мышлением вовсе не являются интеллектуально неполноценными. Но они в совершенстве владеют многими навыками, необходимыми для образа жизни человека, который вынужден постоянно «хвататься то за одно, то за другое дело, то за третье…» Поэтому из новостной ленты, статей и других текстов извлекается нужная для решения конкретного вопроса информация.

Есть такой живописный пример, описывающий эту ситуацию: «Ты роешься в огромном сундуке рухляди, торопливо выбрасываешь на пол старые тряпки, газеты, какие-то валенки… наконец находишь то, что долго искал, — и тут тебе задание: опишите то, что вы нашли в сундуке. Да и не глядел вовсе… И это вообще осмысленное дело — пересказывать то, что едва замечаешь в поисках нужного?».

Простое задание: если думаете, что «клиповое» мышление это просто, закажите себе билеты и забронируйте гостиницу для поездки за границу через интернет. Бонус: это дешевле, чем при помощи турагентства.

Без динамизма, присущего «клиповому» мышлению, это сделать весьма сложно.

Открою небольшую тайну: люди, считающие себя серьезными и мыслящими глубоко, тоже латентные сторонники клипового мышления! Иначе чем объяснить всеобщую тягу к известным умным фразам, про которые говорят, в том числе, что «Афоризм — это хорошо отредактированный роман». Да и Л.Н.Толстой говорил: «Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать».

И так ли уж надо читать многотомное произведение, чтобы открыть в итоге то, о чем еще в позапрошлом веке написал Оскар Уайльд: «Люди делятся не на плохих и хороших, а на обаятельных и скучных».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *