Смелые и отважные. 25 июля — День пожарной службы

Оказавшись в сложной ситуации, многие из нас, как правило, сразу же обращаются за помощью к сотрудникам МЧС, потому что знают: что бы ни случилось, всегда можно набрать номер 101 – и через считанные минуты смелые и отважные парни пожарной аварийно-спасательной части прибудут на место. Когда речь идет о жизни людей, спасатели готовы броситься и в огонь, и в воду. Чтобы поближе познакомиться с профессией спасателя и людьми, спешащими на помощь, корреспондент газеты «Жыццё Палесся» отправился на дежурство в Мозырский ГРОЧС.

ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ ОТКРЫТКА

Александр ЧигерАлександр Сергеевич ЧИГЕР,  начальник Мозырского горрайотдела по чрезвычайным ситуациям:

— В день профессионального праздника хочу пожелать всем работникам Мозырского отдела по чрезвычайным ситуациям оставаться по-прежнему сильными и стойкими, а их семьям, родным и близким, а также вам, дорогие ветераны пожарной службы, — чистого неба над головой, светлого солнца, ну и, конечно же, мира, добра и крепкого здоровья! С праздником, уважаемые коллеги, и пусть огонь горит только в ваших сердцах!

Идея подежурить со спасателями родилась давно. Однако осуществить ее не хватало то времени, то возможности. День пожарной службы — чем не повод окунуться с головой в мир отваги, мужества и смелости. Пусть даже на несколько часов…

Согласовав все вопросы с руководством части и получив «зеленый свет», я с самого утра прибыл на место дислокации Мозырского ГРОЧС по ул. Шоссейной. На часах еще не было восьми, а в части уже собрался весь личный состав смены, которой только предстоит заступить на дежурство. На входе меня встречает начальник смены Александр Позняк, который знакомит с распорядком:

Александр Позняк

Начальник смены Александр Позняк знает все секреты пожарной службы.

— Дежурная смена начинается в 7.50, когда весь личный состав должен быть в боевой одежде (в обиходе  — «боёвка») и снаряжении. В это время начальник смены доводит до спасателей план дежурных суток, проверяет исправность оборудования и снаряжения, наличие необходимых документов. В 8 часов общий развод проводит начальник части, который ставит задачи спасателям и доводит сводку за минувшие сутки. После начинается дежурство.

Дежурство осуществляется в три смены. Сутки дежурства  — двое суток отдыха. График тяжелый, но все быстро к нему привыкают. В таком же режиме работают и диспетчера центра оперативного управления (ЦОУ), куда поступают все звонки от граждан. Когда случается пожар или хотя бы намек на возгорание, мы сломя голову несемся к телефону и набираем «101». И нам отвечает уверенный голос: «Дежурная служба МЧС. Чем вам помочь?» Эту фразу, определенную служебным уставом, диспетчера ЦОУ Мозырского ГРОЧС произносят десятки раз за смену. Именно с этого приветствия начинается отсчет времени, в течение которого диспетчер должен выяснить детали происшествия, оценить потенциальную опасность ситуации и принять верное решение. Зачастую именно от его профессионализма зависит чья-то жизнь.

Центр оперативного управления  — это внушительный кабинет с картами. Сама телефонная станция довольно компактная, но ее вполне хватает для нужд района. Одновременно здесь могут принимать три телефонных звонка. Каждые четыре часа линия проверяется: диспетчер должен быть уверен, что с аппаратурой все в порядке. К слову, посторонних в ЦОУ не пускают, никто и ничто не должно отвлекать диспетчера от работы. Но для меня сделали исключение.

Первое, что мне бросилось в глаза,  — это большая карта Мозыря на стене за спиной диспетчера. На ней указаны все улицы и дома, включая новостройки.

IMG_9326-1

— Диспетчер, как водитель такси, должен знать город, как свои пять пальцев, — говорит диспетчер ЦОУ ПАСЧ №1 старший прапорщик внутренней службы Раиса Чищеня.  — Наша часть обслуживает не только город, но и весь район. Даже в самые отдаленные населенные пункты Мозырского района спасатели едут по первому вызову.

Диспетчер ЦОУ ПАСЧ №1  Раиса Чищеня всегда  выслушает и поможет.

Диспетчер ЦОУ ПАСЧ №1 Раиса Чищеня всегда выслушает и поможет.

К слову, расстояние до Осовца или Махновичей  — более 40 километров, не говоря уже про такие населенные пункты, как Подлядичи и Сколодин. Неужели так быстро доезжают спасатели?

— На этот случай у нас есть договоренность с частями из районов, граничащих с нашим, — рассказывает Раиса Васильевна.  — Они предоставляют свой автомобиль и спасателей, которые быстрее доберутся до места происшествия. Наши спасатели, приехавшие позже, идут на помощь. Мы, в свою очередь, в случае необходимости приходим на помощь коллегам из г. Калинковичи. Таким образом, получается взаимозаменяемость.

Сергей Иванович Карповец, мастер-спасатель ПАСЧ №1, прапорщик внутренней службы; Вячеслав Юрьевич Невмержицкий, мастер-спасатель ПАСЧ №1, сержант внутренней службы.

Сергей Иванович Карповец, мастер-спасатель ПАСЧ №1, прапорщик внутренней службы; Вячеслав Юрьевич Невмержицкий, мастер-спасатель ПАСЧ №1, сержант внутренней службы.

Не раз замечал, что на вызов пожарные отправляются разным составом. Оказывается, все зависит от степени горения. Всего существует три номера (хода): первый, второй и третий.

— По первому номеру на вызов отправляется 4 автомобиля, — говорит диспетчер.  — Сюда входят автоцистерны (АЦ), аварийно-спасательный автомобиль (АСА), а также автомобиль быстрого реагирования (АБР). Первый номер выезжает в том случае, если видно пламя и есть открытый очаг горения. Если, к примеру, произошло задымление в подъезде, и люди не видят открытого горения, то отправляем второй номер.

На столе у диспетчера установлен специальный пульт с кнопками, каждая из которых имеет свое название. Так, АБР  — автомобиль быстрого реагирования; 1, 2, 3  — номера ходов; АЛ  — автолестница, АСА  — аварийно-спасательный автомобиль. А есть кнопка «Все», когда весь автопарк должен выехать на вызов. Вместе с тем диспетчер должен сообщить спасателям и о погодных условиях. Для этого существуют три кнопки: «Туман», «Гололед», «Дождь». Вся эта информация доступна и спасателям, которые при выезде обращают внимание на светящееся табло.

В среднем в ЦОУ поступает около 50 звонков в сутки. Все разговоры записываются. Как говорят сами диспетчера, трагедию нельзя предугадать, и поэтому дежурство на дежурство не приходится. Мне повезло: пока я находился в части, ни одного тревожного звонка не поступило. И я получил возможность поближе познакомиться с теми, кто спасает людей от беды.

Работа диспетчера не из легких. Хотя сегодня уже редко встретишь здесь мужчин. В основном тревожные звонки принимают представительницы прекрасного пола. Вот и Раиса Чищеня уже более 20 лет работает в части диспетчером и нисколько не жалеет о своем выборе:

— В 1994 году в Мозыре только создавалась военизированная служба спасения, куда набирали диспетчеров. После окончания техникума приняла решение попробовать себя в этой области. Поначалу было тяжело. Особенно сложно было привыкнуть к ночным дежурствам. Но со временем втянулась в работу, которая мне нравится. Во-первых, время проходит быстро, а во-вторых, помогаешь людям в трудную минуту. Единственный минус, который не дает мне покоя, это душевное переживание за чужую боль и чужое горе. Когда на другом конце провода слышишь крики, слезы, сердце обливается кровью. Особенно если в тяжелую ситуацию попадают дети. Получается, что все это я пропускаю через сердце.

Диспетчер, как видно, не просто человек, принимающий звонки, он еще своего рода психолог. Зачастую человека надо выслушать, поговорить с ним, дать совет. От этого тоже многое зависит.

— Недавно был случай: позвонил мужчина и сказал, что у него все плохо в жизни, что сидит он на берегу реки и сейчас пойдет топиться, — рассказывает Раиса Васильевна.  — Я тут же постаралась завязать с ним беседу. Начала расспрашивать его про семью, про детей, что его заставило прийти на берег реки. В итоге выяснилось, что в жизни и в семье у него все хорошо, все живы и здоровы. Просто он поругался с женой и ушел из дома. Казалось бы, банальная ситуация. Но в данном случае на кону была жизнь человека. Пока мы общались, к мужчине подошли сотрудники милиции, дежурившие неподалеку. Они забрали его с собой.

В какой-то мере свою роль сыграл приятный женский голос диспетчера. Ведь не секрет, что общение с противоположным полом благоприятно влияет на мужчину, даже если он находится в психологическом пике. Однако есть и такие, кто может запросто накричать и нагрубить диспетчеру. Встречаются и ложные вызовы. Такие звонки, к сожалению, только мешают работать.

— Мы замечаем сезонные «обострения», — говорит диспетчер. — Почему-то весной и осенью резко увеличивается количество желающих поговорить. Такие звонки мешают нам работать. Однако бороться с такими людьми почти нереально, что тут сделаешь. Возможно, в других службах просто на какое-то время перестали бы поднимать телефон, у нас же это недопустимо. Берем трубку, выслушиваем, пытаемся помочь. Бывают случаи, когда люди, пытаясь дозвониться в «скорую» или милицию,  банально путают номер.

Первая половина нынешнего года выдалась пожароопасной, как никогда. Отсутствие снега и сухая погода стали основными причинами загорания сухой растительности. К тому же свою руку к статистике пожаров приложили и сами граждане. Те же рыбаки или отдыхающие, которые после себя не засыпают костры или бросают в траву окурки. К слову, сейчас на территории Мозырского района действует 2-й класс пожароопасности, поэтому запрет на посещение лесов уже отменен.

— Хотелось бы обратиться к гражданам и развеять их некоторые заблуждения, — говорит Раиса Васильевна.  — Во-первых, сроки прибытия спасателей. Почему так поздно приехали? С такими вопросами спасатели сталкиваются довольно часто. Но в этом виноваты сами граждане, которые, прежде чем набрать «101», стоят с разинутыми ртами или еще хуже — снимают все происходящее на мобильный телефон. У спасателей есть не более минуты, чтобы после получения тревожного звонка выехать на место. Второе заблуждение  — машина приехала без воды. Автомобильная цистерна не ставится в расчет, если она полностью не укомплектована. Наши АЦ, вместимость которых 2,5 тонны, всегда заполнены водой. Но ее может хватить только на 5 минут работы. Что дальше? Для этого один из прибывших на пожар автомобилей первым делом ищет водоисточник, к которому можно подключиться, чтобы обеспечить бесперебойную подачу воды до полной локализации очага возгорания. В этом и заключается тактика тушения.

С тактикой понятно. Осталось разобраться, как и чем тушат пожары мозырские спасатели. И первым делом начальник смены Александр Позняк знакомит меня с комплектом пожарного снаряжения, куда входят куртка, брюки и перчатки из толстой тяжелой ткани, защитный шлем с плексигласовым забралом, сапоги из толстой резины с металлическими вставками в подошве, пояс с карабином. Спецодежда явно не предназначена для лета, а все снаряжение имеет ощутимый вес.

— Как только подается сигнал тревоги, у нас есть не более минуты, чтобы первый автомобиль отправился в путь, — рассказывает начальник смены.  — Причем за это время спасатель должен успеть одеть «боёвку» и занять соответствующее место в машине. Норматив для полной экипировки  — 13 секунд.

Чтобы полностью почувствовать себя пожарным, я решил примерить комплект спецодежды. Правда, время никто не засекал. Да  и не надо было, так как одевал я ее несколько минут. Как некоторые бойцы умудряются одеть «боёвку» за 13 секунд, для меня так и осталось загадкой. Оказалось, что в этом деле есть маленькие хитрости. В частности, форма складывается определенным образом. Да и многолетние тренировки не проходят бесследно.

Есть у спасателей и свои приметы. Так, если бойцу выдали новый комплект «боёвки», то в тот же день высок шанс обкатать ее в деле. Рассказали спасатели мне и еще об одном «секретном оружии». У каждого в кармане есть ножик и открывалка для окон. Так, на всякий пожарный…

…Мое дежурство подходило к концу. Тревожных звонков не поступало, и я не побывал на пожаре. Но, с другой стороны, чем не повод для радости? Так, может, чаще надо приходить на дежурства к спасателям? Глядишь, и пожаров станет меньше…

ЛИКВИДИРОВАТЬ И ПРЕДУПРЕДИТЬ!

Наряду с ликвидацией чрезвычайных ситуаций не менее значимая роль в спасательном ведомстве отводится и их предупреждению. Возглавляет блок надзорной и профилактической работы подполковник внутренней службы Игорь Анатольевич Шафаренко. Кропотливая работа по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности складывается из многочисленных проверок, которые на предприятиях и в организациях Мозырского района проходят ежедневно. Благодаря тесному взаимодействию с руководством объектов, высокой интенсивности работы инженерно-инспекторского состава количество чрезвычайных происшествий на рабочих местах удается удерживать практически на нулевом уровне.

Что касается профилактической деятельности, то этой работой в Мозырском ГРОЧС руководит старший инспектор группы пропаганды и взаимодействия с общественностью майор внутренней службы Сергей Михайлович Наконечный.

Сергей Михайлович Наконечный

Здесь одну из главенствующих позиций занимает тесное сотрудничество со средствами массовой информации. Благодаря четкому взаимодействию с редакциями газет, радио и телевидения без внимания не остается практически ни одно событие с участием спасателей, будь то ликвидация чрезвычайного происшествия, рейдовые либо предупредительные мероприятия. Проведение широкомасштабных профилактических акций под эгидой МЧС местного, областного и республиканского уровней позволяет обратить внимание людей на проблемные моменты в обеспечении личной и коллективной безопасности. Именно благодаря проведению работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций кредит доверия к МЧС на текущий момент достиг довольно высокого уровня. И здесь особую благодарность наряду с офицерским составом спасательного ведомства заслуживают и давние партнеры отдела в обеспечении безопасности: Мозырский комбинат противопожарных работ, страховые компании «Белгосстрах» и «Гарантия».

Сергей Боровик

«Я в спасатели пошел бы, пусть меня научат…»

IMG_9425-1IMG_9357-1

 Сергей БОРОВИК
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *