Главное — в деталях

В работе Зинаиды Федоровны НОЗДРИН-ПЛОТНИЦКОЙ, конфекционера ОАО «МШФ «Надэкс», в буквальном смысле нет мелочей.

Детали, которые кажутся нам на первый взгляд второстепенными, для человека этой модной (связанной с модой) профессии, наоборот, играют важнейшую роль. Совершенно справедливо конфекционирование — подбор полного пакета материалов для изделия, начиная от ткани верха и заканчивая фурнитурой, — стоит в одном ряду с конструированием, дизайном, кроем и пошивом одежды.

Делу своей жизни, как и предприятию, на котором трудится более 30 лет, Зинаида Федоровна продолжает хранить верность. Так же энергично и с той же отдачей, что и в самом начале трудовой биографии, она выполняет свою производственную задачу — делает вещи красивыми.

О тонкостях профессии конфекционера, о тенденциях моды этого сезона, а также о вкусах, о которых все же можно поспорить, беседуем с Зинаидой Федоровной Ноздрин-Плотницкой.

надекс12

Справочно

Конфекционер — специалист на швейном производстве, который занимается подбором и закупкой тканей и различной фурнитуры для одежды. Слово «конфекционер» происходит от латинского слова «confection» — изготовление. Конфекционирование — это подбор материалов для изделия с учетом их свойств, современного направления моды и особенностей технологического процесса производства. В условиях высокой конкуренции, постоянного обновления и расширения ассортимента текстильных материалов, применяемых при пошиве, сегодня конфекционирование приобретает особое значение.

Дело вкуса

Молодые супруги Ноздрин-Плотницкие, будучи выпускниками вузов (он — Минского технологического института, она — Витебского технологического института легкой промышленности), искали место, где можно было бы им закрепиться и в профессии, и в жизни. Виктора поразило великолепие наших ландшафтов, понравились добрые, отзывчивые люди, не мог не отметить он и тот факт, что город над Припятью — город индустриальный, а значит, работа, перспективы здесь есть. И, несмотря на то, что в Мозыре у них не было ни одной родной души, никакой поддержки (оба из Столинского района Брестской области), семья решила обосноваться здесь. Так, в 1983 году ее супруг получил первое рабочее место в лесхозе (позже он сменил род своей деятельности), а Зинаида — на швейной фабрике. Молодого инженера-технолога швейного производства приняли мастером, а после двух декретных отпусков доверили конфекционирование, которому в институте не учат. Дело это, к слову, обычно поручают людям с приличным производственным опытом, хорошим художественным вкусом и отличным цветовосприятием: шутка ли, приходится различать сотни цветов и оттенков!

— Если в двух словах: конфекция — это сочетание цветов, сборка. К предложенной ткани я должна подобрать нитки, которыми будет шиться изделие, а также подкладочный и прикладочный материал, пуговицы, упаковку и так далее. Моя работа — это не только творчество, связанное с подбором, но и точные подсчеты. На все утвержденные к производству модели одежды составляю конфекционные карты, в которые входят зарисовка модели, образцы основного, подкладочного и прикладочного материалов и фурнитуры, наименование текстильных материалов, их артикул, а главное — метраж требуемого сырья. Без заполненной конфекционной карты производство начать невозможно. Мне приходится, взаимодействуя с различными цехами, оперативно решать вопросы по конфекции материалов, фурнитуры и готовых изделий, которые неминуемо возникают в процессе производства.

…Опыта работы у меня не было, поэтому приходилось первое время несладко, как и всем молодым работникам. Очень боялась ошибиться: попробуй-ка рассчитай, сколько нужно нити для пошива той или иной сорочки или блузы. А шили тогда очень много, объемы превышали сегодняшние в разы. Особенно были сложности в дефицитные 90-е годы. Для школьной формы требовалась сугубо голубая пуговица, а где же ее взять, когда нам поступали только белые? Брали краску в химчистке, красили вручную в ведрах. Получалось неплохо (рассказывает, улыбаясь). А какие трудности с нитками испытывали! Их нам из Гродно доставляли. Качества они были очень плохого, расходовали их много, перезаказывали — партии приходили других оттенков… Такого разнообразия фурнитуры и тканей, как сейчас, не было. Использовали в основном барановичские хлопчатобумажные, смесовые, фланелевые полотна. Проблем со сбытом тогда — никаких. Простой, обычный человек выбирал нашу сорочку, по большому счету, у него не было выбора: импорт ему был недоступен. А сегодня ситуация в корень поменялась. Теперь у нас много конкурентов, и мы вынуждены бороться за каждого заказчика.

Когда шоппинг не доставляет удовольствия

— Исходя из ваших профессиональных навыков, можно сделать вывод, что вам достаточно непросто совершать какие-либо покупки.

— Совершенно верно, на это у меня уходит очень много времени, и часто так бывает, что не нахожу нужной вещи — это касается не только одежды, но и предметов быта. А я люблю, чтобы все было гармонично.

— Наверняка многое делаете своими руками, вы ведь прекрасно шьете…

— Запросто могу смастерить шторы любой сложности: это для меня намного приятнее и проще, чем пойти и купить их в магазине или салоне. Одежду для себя начала шить уже на первых курсах института, но сейчас для себя почти ничего не делаю — стараюсь для своих любимых внуков Антона, Андрея и Юлии: мальчикам 5 и 2 года, а внучке — 6, она в этом году пошла в школу. Своих дочек Ольгу и Татьяну тоже обшивала с ног до головы, приведу в детский садик, а меня спрашивают, где же я достаю такие вещи, времена-то были непростые… А внучка растет настоящей модницей, для нее шью какие угодно платьица и блузочки. Замечаю, что к швейной машинке она проявляет большой интерес, часто интересуется, как же я научилась управляться с иглой. Когда-то и я в таком же возрасте наблюдала за своей бабушкой Ольгой, которая обшивала всю деревню: она кроит — я смотрю. Детских садов, как известно, тогда не было, и вся ребятня оставалась на попечении бабушек. Так что привила мне любовь к будущей профессии именно моя бабуля. Она единственная не была против того, чтобы я шла учиться в институт легкой промышленности. Мама же хотела, чтобы я стала медсестрой, как она сама когда-то хотела, а отец видел меня учителем. Но бабушка верила в мои силы и всегда говорила, что профессия швеи всегда нужна, а это ведь так важно, чтобы в тебя кто-то верил!

— На что вы в первую очередь обращаете внимание, когда подходите к витрине с одеждой?

— Конечно же, на цвет. Лично мне нравятся светлые тона, очень люблю кремовый, голубой, салатовый, редко обращаю внимание на черный: он меня угнетает… И только потом — на модель, строчки. У меня своеобразное отношение к моде. Модно — это когда комфортно, когда смотришь на одежду и понимаешь, что она тебя не портит.

— Верите ли в то, что цвет влияет на настроение и даже на здоровье? Пишут, что для большинства оранжевый — цвет хорошего настроения, он благотворнее всего влияет на самочувствие и здоровье людей, как и зеленый, который во многих культурах считается цветом удачи. Спокойствие и умиротворение пополам с легкой грустью — истинное значение голубого, и по положительному влиянию на здоровье человека этот цвет ничуть не уступает зеленому. А красный — цвет любви и силы, способствуя активности и уверенности, может поднять артериальное давление…

— Действительно, с подбором цвета в одежде нужно быть аккуратным — вы должны в первую очередь чувствовать комфорт. В целом я против серости, за разнообразие. «Надэкс» выпускает сорочки и блузы самых разных цветов и оттенков, и меня это, конечно же, только радует.

— Чтобы выглядеть стильно, недостаточно облачаться в самые дорогие вещи. Важно подбирать предметы одежды, умело сочетать их в одном ансамбле, уметь «играть» цветами, ведь неумелое сочетание может придать наряду аляповатый вид или создать слишком тяжелый образ. Наши читатели будут благодарны, если вы дадите несколько советов, связанных с сочетанием.

— Пожалуй, самое главное: в ансамбле не должно быть больше 3 цветов, они должны быть пропорционально подобраны в отношении друг друга. Первый цвет, базовый, — 60% от общего наряда, второй, дополнительный, примерно 30% и акцентирующий — всего 10%.

По сей день самый выигрышный вариант подбора одежды — белая блуза в сочетании одежды различных цветов, будь то яркие или пастельные, простые или необычные тона. Качественная белая рубашка придаст любому наряду безупречный вид.

Нижняя часть любого гардероба является основной, поэтому мой совет: выбирая яркие брюки, не стоит с ними экспериментировать, элегантный вид будет лишь в том случае, если верх одежды будет ярче, чем низ.

Серый цвет в одежде прекрасно сочетается с насыщенными яркими цветами и приглушает броские тона. О ярких красках: чтобы не ошибиться в выборе цветов, следуйте проверенным сочетаниям. Синий с оранжевым, желтый с фиолетовым, красный с белым — эти пары отлично гармонируют друг с другом. Но, повторюсь, эти идеальные сочетания — на индивидуальный вкус. Существует неисчислимое количество оттенков, поэтому надо быть осторожными. Но это не означает, что данные правила исключают возможность экспериментирования.

— Зинаида Федоровна, в работе вы больше стремитесь к эксперименту или используете вариант, проверенный временем?

— Сложно сказать. Скорее, я классик, чем новатор. Но экспериментировать нужно — это движение вперед.

Модно этой осенью: критикуем, соглашаемся…

Мы попросили конфекционера вы-ступить в роли эксперта и обсудить модные тенденции, о которых пишут в журналах для тех, кто в «тренде». Итак, приводим журнальные цитаты и комментарии нашего специалиста.

«Мир моды предлагает примерить осенние краски».

— Считаю, золотой, лимонный, багряный, коричневый — весьма по сезону. Осень ассоциируется с вкусными плодами, фруктами, овощами, богатым урожаем. В одежде тоже хочется яркости, нарядности.

«Пышные юбки осенью во-шли в модную тенденцию. Дизайнеры предлагают макси-юбки в пол в черно-белом цвете, а также модели со шлейфом и укороченным передом. Еще один хит грядущего сезона — это наряд в цыганском стиле: длинные юбки, яркие расцветки и крупные узоры».

— Почему бы и нет? Это красиво. В яркости есть перчинка, ведь серость, одинаковость — это неинтересно.

«Продолжая тенденцию цыганских мотивов, модельеры предлагают в этом сезоне носить яркие цветочные принты на черном полотне».

— Думаю, что цветочный рисунок «оживит» любую вещь вашего гардероба, не только черного цвета. Лично я не люблю черный, мне он не идет. Женщина не должна скупать все, что в моде, а должна понимать, что надо лично ей. Несколько сезонов назад все ходили в бирюзовом и коралловом, а до этого — в желтом и лимонном, фиолетовом, не оглядываясь на индивидуальность. Сейчас, к слову, в так называемой моде пастельные, не кричащие тона, я вижу много одежды бежевого, коричневого, приглушенного синего цвета.

«Полная противоположность предыдущему образу — это милитари. Этот стиль подчеркнет сдержанность, гордость и неприступность любой женщины».

— Мне нравится женственность в одежде, поэтому я, пожалуй, скажу «нет».

«Из далеких 70-х к нам вернулась мода на клеш, широкие туники и жакеты в виде трапеций. Не стесняйтесь носить «бабушкин» вариант наряда, украшенный геометричными узорами и яркими полосками. Ведь это сейчас самый «писк» моды».

— Это очень свободолюбивый образ. Я — «за».

«Пэчворк — еще один вариант модной осенней тенденции 2015 года. Эта одежда из лоскутков в комбинации с вязаными элементами и ярким декором. Наступил долгожданный период для тех, кто умеет вязать и шить, — сейчас самое время показать свое искусство».

— Одобряю: я тоже люблю вязать и многое умею. А лоскутки больше представляю все же в сумках или обуви.

«Геометричный принт в стиле ретро. Популярностью будут пользоваться наряды, украшенные ромбами, клеткой и всевозможными узорами. Яркая цветовая гамма такого стиля, как правило, удивляет своей сдержанностью».

— Клетка никогда не выходила из моды — это классика. Помним правило: чем старше мужчина, тем меньше должен быть рапорт клетки.

«Брюки гаучо — штаны длиной ниже колена очень широкого кроя — тоже возвращаются из 70-х. Они отлично подойдут для повседневного образа к строгому пиджаку или широковатой блузе».

— Такие брюки мне не нравятся, они зрительно уменьшают рост. Считаю, что они подходят только для высоких женщин.

«Дизайнеры предлагают одежду в свободном стиле, немного мешковатую, которая смотрится «будто с чужого плеча». Такие модели появятся на кофтах, пайтах, джинсах и жакетах старомодного покроя».

— Для женщин определенных комплекций это неплохое решение. Но «мешковатость» для мужчин я не рекомендовала бы.

«Сочетание голубого и коричневого».

— Поиграть с этими цветами можно — это красивое сочетание. Для модниц я бы предложила поработать еще с темно-серым и розовым.

«В моде — марсала. Его признали «самым модным цветом 2015 года». Его можно встретить на элегантных сарафанах и платьях, а также деловых костюмах и верхней одежде». (Это приглушенный бордовый с коричневым подтоном, а его название говорит само за себя — крепкое десертное вино «Marsala», — прим. авт.)

— На мой взгляд, он несколько старит, я себе не купила бы. Разве что сумочку, туфли или перчатки такого цвета.

«Трудно представить грядущий осенний модный сезон без одежды из тонкого вязаного трикотажа».

— Трикотаж — это очень практично и красиво. Особенно если разбавить свой образ декором в виде бижутерии или красивого ремня. Пробуйте, экспериментируйте…

Ольга АРДАШЕВА
Фото Александра СОЛОДКОВА