Патриотизм: нуждается ли он в пропаганде?

Лучшее средство привить его детям состоит в том, чтобы любовь к Отечеству была у отцов.

Тема, которую мы выбрали для обсуждения, глубока, объемна, значима, актуальна. Она –  основополагающая. Всегда. Во все времена и эпохи. Она не подвластна времени. Испытаниям. Социальным потрясениям. Реформам. Поискам новых концепций развития социума. Она –  само время. День вчерашний. День сегодняшний. День завтрашний. Ибо именно он, патриотизм, лежит в основе либо расцвета, либо заката цивилизации. Это одно из наиболее глубоких чувств человека. Патриотизм всегда доказывался не словом, а делом. «Дерзайте Отчизну мужеством прославить», –  говорил Михаил Васильевич Ломоносов.

За окном –  XXI век. Неспокойный. Тревожный. Напряженный. Мир сегодня –  словно хрупкое стекло, которое, если не быть зорким, крепким, собранным, в любую минуту может упасть и разбиться… У наших ближайших соседей, в Украине, нет мира на земле. Рядом гремят взрывы. Погибают простые люди. Становятся сиротами дети. И потому сегодня нам, белорусам, как никогда, это нужно –  всеобщая солидарность, единство, разумение.

Так нуждается ли патриотизм в пропаганде? И как сегодня, в нынешних реалиях жизни, он проявляется? Какое основание есть у каждого из нас для того, чтобы сказать: «Я –  патриот своего Отечества»?

Порассуждать над этой глобальной и вечной темой мы попросили своих гостей: участника Великой Отечественной войны Владимира Ивановича Прусова, воина-интернационалиста, майора милиции запаса Сергея Анатольевича Гурина, настоятеля прихода храма святого Николая Чудотворца, протоиерея Сергия (Шевченко), заместителя директора по идеологической работе и социальному развитию ОАО «Мозырьсоль» Анжелу Анатольевну Кристя, заместителя начальника цеха по технологии ОАО «Мозырьсоль» Сергея Валерьевича Чумака, специалиста отдела маркетинга ОАО «Мозырьсоль» Ольгу Михайловну Ранчинскую, учителя истории и обществоведения СШ №16 г. Мозыря Владимира Викторовича Гимбута, студента 5-го курса филологического факультета МГПУ им.И.П.Шамякина Виктора Горбачука и ученицу 11-го класса СШ №16 г. Мозыря, участницу военно-исторического клуба «Поиск» Екатерину Боложинскую.

Предоставляем им слово.

Владимир Иванович ПРУСОВ*Владимир Иванович ПРУСОВ:

–  Мне 90 лет. Из них 35 лет я на пенсии. За этот период побывал во всех школах, училищах, а также университете г. Мозыря. Ветеранов войны осталось мало, и многие из них по состоянию здоровья уже никуда не могут сходить. А те, у кого есть еще силы, в том числе и я, занимаются патриотической работой на предприятиях, встречаются с молодыми людьми, и они говорят: «Мы вас не подведем!» Молодежь у нас хорошая. Мы, фронтовики, рассказываем детям об истории войны, о том, как воевали, о том, как люди отдавали жизнь за то, чтобы не допустить фашистов к власти. Я хочу сказать спасибо нашему государству. Этот момент надолго останется в моей памяти. Дней 12 тому назад ко мне приезжали на квартиру руководители района. Они вручили мне грамоту Совета Министров Республики Беларусь за патриотическое воспитание молодежи на протяжении 30 лет.

Для воспитания людей в патриотическом духе –  самое главное, чтобы наше государство развивалось и было самым лучшим среди государств бывшего Советского Союза. Нужно улучшать жизнь людей, и у нас все делается для этого.

У меня спрашивают: почему мы воевали, отдавали жизни за Советский Союз? Зная историю, можно вспомнить, что Беларусь когда-то была не отдельным государством, а самой бедной окраиной России. 90% жителей были безграмотными, а 80% ресурсов находилось в руках богачей. Когда пришли к власти большевики, первое, что они начали делать, –  ликвидировать безграмотность. Было очень много сделано для улучшения жизни людей. И люди поверили, что новое государство –  для них. Это укрепляло их патриотические взгляды: они знали, что отстаивают. И защитили свое государство в страшной войне.

Я читаю и люблю нашу районную газету, другие издания, смотрю телевизор и считаю, что сейчас Беларусь –  самая развитая республика бывшего СССР. Посмотрите на Прибалтику: многие предприятия закрыты, большой уровень безработицы. Возьмите Украину: что там происходит –  это страшное дело. Пять президентов было, и никто из них ничего хорошего не сделал для людей. У нас же тихо, спокойно, и мы должны этим гордиться. Мы точно живем не хуже всех. Это значит, что наши люди без всяких воспитательных бесед –  уже патриоты.

Россия –  большое государство, но там нет идеологии, на мой взгляд, и нет патриотической работы. У нас она есть на всех уровнях. Но, как я уже сказал, самое главное –  это повышение уровня жизни людей. Воспитательная работа должна быть всегда. И она должна быть хорошо спланирована. Сейчас многих участников войны не стало. Кто приходит в школы, беседует с молодежью?

Думаю, патриотизм не нуждается в рекламе, но нужно воспитывать молодежь в патриотическом духе, и в эту работу должны включаться и СМИ. Полагаю, что белорусы –  патриоты, и если, не дай Бог, что-то случится, они будут отстаивать свою Родину. Если люди патриотически настроены, значит, они работают на благо своей страны, своей земли, стремятся делать добро, и тогда республика будет процветать.

 

*Сергей Анатольевич ГУРИНСергей Анатольевич ГУРИН:

–  Я родился в Советском Союзе. У меня два деда погибли в Великой Отечественной войне. Они были патриотами: освободили не только свою землю, но и братские народы. Я вспоминаю свое детство: пионерские отряды, комсомол… У меня не стоял вопрос, идти или не идти в армию: я попросился по комсомольской путевке в погранвойска, хотел защищать рубежи нашей Родины. Попал на границу с Афганистаном, записался в добровольцы. Именно в тех, боевых, условиях вспоминаешь все, чему тебя учили, те добрые фильмы о героизме, на которых ты вырос. На войне человеческая натура обнажается, он становится тем, кто есть на самом деле. Мы все были друг за друга. Не было «я», было «мы». Вот это, я понимаю, и есть патриотическое воспитание. Для меня было самое страшное –  вовремя не прикрыть огнем своих товарищей. Я был наводчиком боевой машины пехоты. После войны немного поработал сварщиком, потом ушел в милицию, чтобы продолжить защищать покой наших граждан. Работал в исправительной колонии, и там проводили воспитательную работу. Многие, отбыв наказание, благодарили нас.

В Советском Союзе было очень хорошее патриотическое воспитание. Мы многое можем взять из той патриотической школы, которая была когда-то. Как бы ни пытались нам навязать «европейские ценности», в той же Европе патриотическое воспитание сильно развито.

Нельзя путать национализм с патриотизмом. Национальная идея –  не то же, что национализм. Белорусы –  открытая нация, мы не ввязываемся в конфликты, идем на диалог.

Наши люди самоотверженно трудятся. Пообщавшись с представителями разных профессий, я вижу, что они выполняют свой гражданский долг –  работают на благо страны и соотечественников. Люди у нас хорошие, открытые и добрые. В трудную минуту мы не дадим друг друга в обиду.

В чем выражается патриотизм в мирное время? Когда молодые, не знающие войны, становятся патриотами? Отвечу так: когда они любят свою Родину. Не ждут манны небесной, а работают на процветание страны. Будь ты учителем, токарем, трактористом –  делай свою работу хорошо. Патриотизм в мирное время –  это учиться, трудиться, быть достойным гражданином. Патриотизм –  это конкретные дела всех и каждого.

 

Анжела Анатольевна КРИСТЯ*Анжела Анатольевна КРИСТЯ:

–  Патриотизм, как я понимаю, это любовь к родине. На сегодняшний день у нас есть некий воинственный патриотизм. Еще Алексей Толстой в 1836 году написал о том, что патриоты –  это те, кто свою нацию превозносит над другими. То, что происходит сейчас в Украине, не поддается никакому здравому смыслу, но ведь те, кто создал хаос в стране, тоже считают себя патриотами!

Вспоминается одна мудрость. Когда к Конфуцию пришел один царь, он спросил у мудреца: «Что нужно сделать, чтобы завоевать соседнее государство? Насколько увеличить армию?» Конфуций ответил: «Не надо увеличивать войско, лучше потрать деньги на улучшение жизни народа, и тогда соседний народ, увидев, как вы живете, свергнет своего царя и присоединится к тебе».

Мы должны своим трудом поднимать страну, создавать ее экономическую безопасность. Мы, например, производим соль –  важный продукт, который пользуется большим спросом за рубежом. Этим наш коллектив тоже влияет на репутацию Беларуси.

А все патриотические акции должны быть личностными. Я вспоминаю свое участие в акции «Бессмертный полк», когда мы шли с портретами своих прадедов, дедов, и вся площадь нам аплодировала… Это было всеобщее единение. Это личностное, это трогает. Когда-то мы убирали могилы солдат, кололи ветеранам дрова, переводили бабушек через дорогу… Патриотизм должен быть тихим и деятельным.

Пусть будет одно патриотическое мероприятие, но чтобы оно зацепило, чтобы его запомнили.

Мы должны понимать, что, ссылаясь на исторический опыт, молодым людям нужно рассказывать и о хорошем, и о плохом. История не терпит сослагательного наклонения.

Любить свое дело и делать его хорошо –  это патриотизм. А размахивать георгиевскими ленточками, ехать на параде на немецком авто с наклейками «Спасибо деду за Победу» –  это не патриотизм. Важно не говорить, а делать.

И еще один момент. Говорят, что патриот –  это только тот, кто живет на Родине. Но жизнь складывается по-разному. Я знаю многих людей, которые уехали за границу –  так у них сложилось. И они при этом тоже патриоты. Потому что наши бывшие земляки рассказывают там, за рубежом, о нашей стране только хорошее. Поэтому не стоит навешивать ярлыков, иначе мы рискуем уйти в воинствующий патриотизм.

Что касается роли СМИ и массовой культуры в воспитании патриотизма. Не секрет, что мы воспитывались на других образцах искусства, на других фильмах, книгах. Сейчас многое делается ради денег. Понятно, что это явно не способствует культурному росту общества.

Телеканал «Мозырь» когда-то выпускал программу «Старые улочки». Пусть бы ее повторили, даже не надо заново все переснимать. Такие передачи способствуют воспитанию патриотизма. Пусть это несовременно, но это трогает душу. А некоторые телеканалы, которые у нас транслируются, можно было и закрыть.

Несколько слов о патриотической работе, проводимой в школе… Каждый год накануне праздника мы начинаем бедных ветеранов таскать по школам, но дети чувствуют, что в этом есть фальшь. Как хороший пример хочу привести СШ №14. Здесь ученики 9 класса шефствуют над ветераном уже 9 лет. Они сняли фильм «Наш ветеран». Показали фотографии, которые делали на протяжении всех лет дружбы. Это детей воспитывает. Нужно просто дать им возможность делать что-то. Но мы не всегда даем им такую возможность. У нас есть план. Нужно учиться слышать, чего хотят молодые. Когда говорят, что они ничего не хотят, это неправда. Просто, возможно, молодежь говорит не то, что мы хотим от нее услышать.

 

Сергей Валерьевич  ЧУМАК*Сергей Валерьевич  ЧУМАК:

–  Для патриотического воспитания необходима совместная работа государства и общества. Между ними должна быть обратная связь. Взять пример Украины: здесь волнения начались в период отсутствия правового государства. В обратной ситуации, когда государство все делает для народа, он быстро привыкает к хорошему, а в случае опасности никто не станет его защищать.

Я считаю, что патриотизм нуждается в агитации. Но какой агитации? Пример –  наши спортсмены. Я горжусь, что наши соотечественники занимают высокие места на международных пьедесталах.

Мы живем в мирное время. Молодого человека можно назвать патриотом, если он хорошо учится в школе, хорошо оканчивает университет, приходит на работу, понимая, что государство вкладывало в его образование немалые средства. И работает не только для того, чтобы забирать зарплату, а с осознанием того, что он приносит пользу людям, стране. Мы работаем не только на себя, но и вносим свой определенный вклад в развитие государства.

Мы являемся патриотами еще и потому, что, если, не дай Бог, что-то случится, мы будем отстаивать свой родной город, свои семьи, своих друзей, всех сограждан.

Помогать нуждающимся –  тоже патриотизм. Я не понимаю тех людей, которые говорят: «Нам бы кто помог!» Маленький вклад в общее благое дело –  это тоже помощь.

 

*Ольга Михайловна РАНЧИНСКАЯОльга Михайловна РАНЧИНСКАЯ:

–  Я согласна с тем, что патриотизм –  это, в первую очередь, действия. Мы должны поддерживать государство, но мы также должны понимать, для чего это делается. Осознавать, что даже самое маленькое дело –  это вклад в наше общее развитие. Пусть об этом детям расскажут родители.

У нас на заводе сложилась хорошая система проведения патриотических мероприятий. Организуя мероприятия по случаю юбилея Великой Победы, мы старались сделать все максимально просто и душевно, буквально пропускали все через себя. Для нас это возможность соприкоснуться с тем, что было тогда, 70 лет назад, прочувствовать ту великую эпоху. Это было мероприятие, как говорится, не для галочки.

 

Протоиерей Сергий (ШЕВЧЕНКО)*Протоиерей Сергий (ШЕВЧЕНКО):

–  Патриотизм –  это дело. Патриотизм начинается с малого. У нас почему-то разговор о патриотизме вращается вокруг темы Великой Отечественной войны. Ответьте на вопросы: «Был ли Франциск Скорина патриотом, по-вашему? Где он трудился? Где сделал печатную книгу?» Как известно, все это было за границей. В Праге. Полтора года назад я посетил Белорусский национальный художественный музей. И если у меня до этого была антипатия к белорусской иконе, я ее не воспринимал как иконопись, то там я столкнулся с настоящей белорусской иконографией, и мне открылись вещи, о которых ранее ничего не было известно. А потом я узнал, что белорусы учили москвичей, как класть печки, как делать камины, изразцы. Они были патриотами? Были, хотя трудились там, в России. Беда наша в том, что советская идеология выжгла национальные традиции. Вот такой личный пример. В Москве на МКАДе у меня сломалась машина в 30-градусный мороз. Я просил помощи. Но останавливались только южане. Ни один русский или белорус не предложил мне помощь. У южных народов братское чувство взаимопомощи гораздо сильнее, чем у нас. Почему так происходит? Этот вопрос мы должны задавать сами себе.

Сегодня, когда мы говорим о патриотизме, для меня это, в первую очередь, чувство ответственности, которое воспитывается с самого начала, когда только человек рождается. Прежде всего, в семье: ты ответственен перед своими мамой, папой, братьями и сестрами и т.д. Вчера мне один человек рассказал, что вместе с дочерью они делают утреннюю пробежку по парку. И каждое утро видят массу пустых бутылок, бумажек… И девочка предложила отцу прийти сюда с пакетами для мусора и заняться уборкой. Вот оно где, чувство патриотизма.

Есть прекрасная трилогия «Мальчишки» на эту тему. В этом фильме проводится такая сюжетная линия. Блокадный Ленинград. Ребята идут в школу. Не доходя до нее, они останавливаются и начинают избивать мальчика по фамилии Смелый. «Твой отец –  предатель, он в плену, а мой папка на фронте воюет», –  говорили они ему. Патриоты эти дети? Да, патриоты. На уроках над мальчиком по фамилии Смелый всячески издеваются, плюют в его сторону. Вдруг начинается бомбежка. Все быстро выбегают на улицу, расталкивая других. А Смелый выходит самым последним. Он включает сирену, которая предупреждает: «Воздушная атака!» При этом он поднимает голову вверх и говорит: «Мы вас не боимся!» Вот вам два образа патриотизма. Надо смотреть гораздо глубже.

Я посетил со своими детьми Брест-скую крепость. Мы побывали во всех ее музеях, а потом, когда приехали домой, посмотрели фильм «Брест-ская крепость». Дети сидели и смотрели с большим интересом. Потом я посмотрел документальный фильм о Брестской крепости. Там идет разговор с ее защитниками. И сделал для себя открытие. Оказывается, признание к Брестской крепости пришло не сразу. Это был подвиг не по расписанию. Защитники крепости не думали в тот миг о Родине, о Сталине, о героизме. Они просто выполняли свой долг –  защищали свою территорию.

Патриотизм не нуждается в пафосе. Когда мы говорим о патриотизме, мы имеем в виду, что нужно, прежде всего, воспитать Человека. Я уверен, что можно быть патриотом и за границей. Взять, к примеру, грузин. Посмотрите, как они друг друга поддерживают, несмотря на то, что рассеяны по всему миру, жертвуют немалые средства на благотворительность.

А мы, белорусы, что знаем о своей истории? Что вы знаете о канале Огинского в г.Слониме, например? Это был первый канал в Беларуси, в Европе, где был театр на воде. Мы не знаем, к сожалению, многого… Патриотизм –  это не только воспитание чувств. Для меня это культура, традиция, в которой мы воспитывались с детства, это семья, род. Если человек вырастет с этим багажом, то он вырастет патриотом.

 

Владимир Викторович ГИМБУТ*Владимир Викторович ГИМБУТ:

–  Здесь я могу рассуждать и как отец, у которого два сына (и одному из них 19 лет, и стоит вопрос о службе в армии и выборе профессии), и как историк и обществовед: я 13 лет проработал в вузе и 7 лет –  в школе. Патриотизм –  явление многоплановое. Если мы обратимся к истории, то найдем много взаимоисключающих, а порой и противоречивых примеров. Мы с детьми занимаемся исследовательской работой. Вот Вторая Калинковичская партизанская бригада, куда к концу 1943 года перешел батальон власовцев. И один этот батальон за полтора месяца боевых действий сделал больше, чем отряд до октября 1943 года. Они смыли кровью свою вину. Многие из них погибли. Но были и такие, которые совершили и второе предательство.

Или взять Россию 1917 года. Уничтожен царский режим, к власти приходят большевики. Наступает белый террор и красный. И те, и эти любят свою Родину. «Упустили Россию, как сквозь пальцы песок…» И те, и эти патриоты, ими двигала любовь к Родине. Или пример из Древней Греции –  Сократ. Он с оружием в руках защищал Афинскую демократию, кровь пролил. Но когда Сократ начал критиковать власть имущих, это закончилось тем, что он стал перед дилеммой: либо изгнание, либо чаша с ядом. Это тоже было проявлением патриотизма.

Я часто с детьми прибегаю к Книге Памяти. Там приводится реальный случай из Юрович, который меня поражает. Белорус был женат на еврейке. У них родилась дочь. Немцы хотели его расстрелять вместе с другими евреями, так как женат на еврейке. «Но ты можешь откупиться», –  сказали ему и дали винтовку. И что он делает? Мужчина на глазах у всех убивает своих жену и дочь. Чтобы спасти свою шкуру.

Я горжусь тем, что мы родом из Советского Союза. Мне повезло: у меня были учителя –  ветераны Великой Отечественной войны. У меня родной дедушка –  инвалид 1-й группы, после Висло-Одерской операции вернулся домой без руки и ноги. И мы, внуки, каждое утро помогали дедушке надевать протез. Для нас это было что-то святое. Мы воспитывались на хороших книгах и фильмах. Игра «Зарница», зеленый и голубой патрули, копилка добрых дел, тимуровский отряд… Я перенес эти дела на сегодняшний день. Еще работая в вузе, с моими первыми студентами мы шли на Курган Славы и туда, где братские могилы, и убирали территорию граблями и лопатами. Ухаживали за этими могилами. Наводили порядок на могилах преподавателей университета –  ветеранов –  в Дроздах. Когда работал в Зимовищах, помогали пенсионерам с детьми: красили заборы, бордюры, приводили в порядок и свою школу. Мы ходили убирать камни с полей, чтобы техника не портилась, обкашивали канаву и т.д. Теперь вот хочу выйти на берег Припяти с ребятами и собрать мусор. Хотя бы 100 метров пляжа убрать. Это уже будет реальное, конкретное дело.

Сейчас я работаю в СШ №16. Большую работу у нас проводят воины-афганцы, которых мы приглашаем на встречи с детьми. Разговоров у нас мало, а больше дел. Мы занимаемся военно-исторической реконструкцией. У некоторых детей есть своя военная форма образца 1941-1943 гг. Мы открыли в школе военный музей. Дети после занятий чистили гильзы, пули, каски, железяки. У нас есть место под Гулевичами. Там землянки. Мы туда приезжаем. Однажды сделали марш-бросок на 5 км, которые дети прошли в кирзовых сапогах, в военной форме, с котомками за плечами, по лесу, по пересеченной местности, с элементами боя. Вот эта игра в войну показала, кто есть кто. Сразу стало видно, кто боится трудностей. И родители тоже стали надевать военную форму, показывать построение и т.п. Также у нас есть макеты оружия. Мы с детьми сами снимаем видеофильмы, принимаем участие в конкурсах. Нам стали родители звонить и благодарить, что у ребенка появились хорошие оценки по истории, он начал читать и готовиться к занятиям.

Есть такой фильм «Плач России», где показаны ужасы Великой Отечественной войны. У некоторых мальчишек после просмотра стоят в глазах слезы… Может быть, произошел какой-то сдвиг или нет, но я понял: если ты стоял и плакал, значит, еще не все потеряно –  у тебя есть душа. Ты можешь что-то сделать такое, чтоб быть полезным для своего общества. Лучшее воспитание –  это коллективные творческие дела. Для меня это как участок фронта.

–  А что важно сделать, чтобы сберечь эту землю?

–  Когда-то у премьер-министра Великобритании У.Черчилля спросили, как победить СССР. Он сказал: «Во-оруженным путем никогда его не победить. Надо сделать так, чтобы не было Александров Матросовых, Олегов Кошевых и Зой Космодемьянских». В принципе, они своего добились. Посмотрите, что показывают по телевидению, на каких фильмах растут дети. Пусть хотя бы раз в неделю показывали наши военные фильмы. Пусть бы их больше было по телевизору, но показывают американские сериалы.

 

*Анжела Анатольевна КРИСТЯ:

–  А может, не надо показывать военные фильмы? Лучше показывать о спокойной мирной жизни. Если говорить только о войне, это набьет оскомину. Важнее посадить цветы и деревья с ветеранами и ухаживать за ними. Не надо много говорить, надо показывать пример…

 

*Владимир Викторович ГИМБУТ:

–  Да, должны показывать фильмы о нравственных ценностях. Вот папа, воспитывающий 5 детей. А вот солдат, спасающий немецкую девочку…

Недавно в школу пришел наш ученик Егор Петролай. Он был в Латвии и в Швеции с тетей. И он сказал, что хотел бы жить в Беларуси. Это тоже есть патриотизм.

Если говорить о реальных делах, то я расскажу об опыте СШ №15, которой руководит Сергей Вячеславович Троян. Учащиеся принесли в школу фото своих дедушек-героев и информацию о них. Создается Бессмертный полк (на стене). Далее Сергей Вячеславович вместе с членами союза офицеров и совета ветеранов добились того, что на Кургане Славы теперь все время горит Вечный огонь. По большим праздникам здесь будут стоять почетные караулы из числа кадетов.

 

Екатерина БОЛОЖИНСКАЯ*Екатерина БОЛОЖИНСКАЯ:

–  Объясните, взрослые, нам, детям, что такое патриотизм. Многие мои сверстники, школьники, путают патриотизм с национализмом. Вот я русский и буду любить только русских. Это же порождает конфликты…

Пока у нас малый патриотизм, он проявляется в том, что я люблю свой двор, свою школу. Дальше мы будем расти и уже говорить о патриотизме в масштабах государства. Дайте возможность нам, детям, также проявлять инициативу, участвовать в акциях. Как в нашей школе. Мы говорим мало, но очень много делаем.

Научные конференции –  хорошая школа. Когда мы пользуемся разными источниками, что-то находим, делаем, пишем. К сожалению, взрослые любят диктовать правила и нам не всегда дают возможность высказать свое мнение. Нет взаимосвязи между молодежью и государством.

Конечно, мы любим свою родину, свой город. Но пока это маленький патриотизм в масштабах нашего города. Мы не родились в СССР, мы не знаем, как все было. Мы сейчас –  другая молодежь. Сейчас очень много информационных ресурсов, и мы по-другому растем и воспринимаем все. Патриотизм для меня –  это любовь к Родине. Это готовность, если надо, ее защищать.

 

*Анжела Анатольевна КРИСТЯ:

–  Для патриотизма не имеет значения, в каком веке человек родился. Первоначально патриотизм –  это любовь к своему дому. Патриотизм должен быть состоянием души, а не средством.

 

*Владимир Иванович ПРУСОВ:

–  Патриотизм не может к национализму привести. Патриоты любят всех людей, независимо от национальности, и живут со всеми в мире.

Я считаю патриотами тех, кто остается в Беларуси и работает в ее благо, чтобы она стала лучшим государством в мире.

Виктор ГОРБАЧУК*Виктор ГОРБАЧУК:

–  Патриотизм –  одно из лучших и светлых чувств, которое может быть у человека. Наверное, оно есть у каждого, просто оно может проявляться в разных формах. Но какую бы форму ни принимал патриотизм, для патриота недопустимы некоторые поступки –  такие, как предательство Родины. Сегодня мы говорили о белых и красных. Ни белые, ни красные не были предателями Родины. Мне вспомнился фильм «Вечный зов». Два брата, Федор и Иван Савельевы, воевали по разные стороны баррикад, а потом встретились. Патриот никогда не пойдет против своей страны.

У неграмотных людей патриотизм принимает форму шовинизма. Оттого, что они истории не знают. Чтобы не стать шовинистом, надо знать историю и своей страны, и других стран. Потому что в истории каждой нации, каждой страны есть места достойные, славные, а есть и позорные. Надо понимать, что сегодня мы пользуемся достояниями разных цивилизаций. И как после этого можно не уважать представителей этих цивилизаций? Ты должен уважать представителей других стран. Человек не выбирает, где ему родиться. И как можно его не любить только за его национальность?

Как привить патриотизм? Этим нужно заниматься еще до школы. Родители должны объяснить детям, что они белорусы, и объяснить им, кто такие белорусы. Белорус –  это человек толерантный, трудолюбивый, добрый и гостеприимный. Когда дети еще до школы это поймут, тогда они будут относиться к этому слову с гордостью. Потом родители должны прививать уважение к национальной белорусской культуре. Молодежь сейчас не читает Якуба Коласа. А ведь его словарь состоит из 27 тысяч слов, в то время как у Шекспира –  10 тысяч слов. «Новая Зямля» Якуба Коласа стоит в одном ряду с «Евгением Онегиным» Пушкина. А самое главное в патриотическом воспитании –  собственный пример родителей. Важна преемственность поколений. В фильме «Офицеры» звучит такая песня: «Этот взгляд, словно высший суд, для ребят, что сейчас растут. И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть…» Если предыдущее поколение выдержало с честью испытания, то посрамить его память никто не захочет. Нужно быть примером своим детям. В первую очередь, быть достойным человеком. Наверное, каждый достойный человек в той или иной степени уже патриот.

* * *

Как говорит известная мудрость, сколько людей, столько и взглядов. И, тем не менее, у всех участников «круглого стола» было практически единое разумение этого великого и значимого понятия –  патриотизм. Это, прежде всего, конкретное дело, конкретный вклад в укрепление могущества своего государства; это великая ответственность за себя, своих близких, свою землю; это желание сделать добро людям, рядом с тобой живущим; это созидание, любовь к Отчизне; это служение Родине, отстаивание ее интересов, бережное отношение к ее истории, традициям, культуре; это умение принимать близко к сердцу ее радости и горести…

Все эти понятия –  единое целое великого слова «патриотизм».

Какую цель ставила газета, выбирая для обсуждения именно эту высокую и значимую тему? Одну-единственную: нам жить в Беларуси, с ней мы связываем свое будущее, в которое верим, и будущее своих детей, а, значит, всегда будем помнить о том, что любовь к Отечеству –  это первое достоинство цивилизованного человека, и как есть место подвигу в мирной жизни, так есть и возможность –  ежедневно! –  жить и работать так, чтобы сказать по праву: «Я –  патриот своей страны!» И доказывать это делом: учебой, трудом, желанием оставить свой добрый, яркий след на этой прекрасной земле!

 Лариса ЧЕРНАЯ
Александр СОЛОДКОВ (фото)