Директор Мозырского авторемзавода Сергей Данченко — первое интервью в новой должности

В ПОИСКАХ ТОЧЕК РОСТА

Накануне профессионального праздника автомобилистов и дорожников С.А.ДАНЧЕНКО, директор ОАО «Мозырский авторемонтный завод», дал первое интервью в новой должности. О диверсификации производства, политике протекционизма, а также о возможных путях повышения эффективности деятельности предприятия – в нашей беседе

ПРЕДСТАВЛЯЕМ СОБЕСЕДНИКА

Сергей Адамович ДАНЧЕНКО, директор ОАО «Мозырский авторемонтный завод», окончил Белорусский государственный университет транспорта, Академию управления при Президенте Республики Беларусь («Экономика и управление на предприятии»). Трудовую деятельность начал в 1994 году на Мозырском авторемонтном заводе в качестве инженера по оборудованию и комплектации материалов. Прошел путь от инженера до директора. Его профессиональные качества, понимание текущих задач, умение их решать позволяют коллективу завода находить новые направления хозяйственной деятельности.

Сергей Данченко

– Развитие белорусской промышленности в минувшем году происходило в сложных внешнеэкономических условиях, и эти негативные тенденции сохраняются, что вызывает сокращение объемов производства, которое не может не отразиться на финансово-экономическом состоянии предприятий. Жизнедеятельность Мозырского авторемонт-ного завода, несмотря на свое наименование, неразрывно связана с жизнедеятельностью флагманов белорусского машиностроения, которые сегодня испытывают большие трудности, обусловленные падением спроса на их продукцию на традиционном рынке сбыта – в России. Кризисное положение в отрасли не раз рассматривалось на самых представительных совещаниях, а в последний раз, в июне, с участием Президента. Тогда Александр Григорьевич Лукашенко требовал, обращаясь к руководителям заводов, «чтобы на каждом предприятии были выработаны гибкие меры собственного реагирования на складывающиеся вызовы и угрозы».

Сергей Адамович, расскажите, пожалуйста, о ваших первых шагах в новой для вас, директорской, должности, которые должны, на ваш взгляд, поднять завод на новый уровень. Что удалось сделать за год?

– Ввиду снижения покупательской способности потребителей предприятий белорусского машиностроения наши основные заказчики были вынуждены уменьшить объемы производства. Конечно, это значительно отразилось на нашем предприятии. В новой должности мне нужно было оперативно реагировать на изменение потребительского спроса в отношении номенклатуры выпускаемой продукции в целях обеспечения финансовой стабильности предприятия. Со специалистами завода нам нужно было определить сегмент рынка, в котором завод может достойно себя реализовать. Это обусловило необходимость пересмотра маркетинговых аспектов работы. В итоге приоритетными направлениями деятельности предприятия стали развитие внутриотраслевой кооперации и специализации, а также расширение ассортимента предлагаемой продукции. Особые слова благодарности хочу выразить Владимиру Юрьевичу Кузьме, который, работая в должности генерального директора РУП «Гомельавтодор», входящего в систему Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (ныне руководитель ОАО «Полесьестрой», – прим. авт.), пошел нам навстречу в этих направлениях. В результате предпринятых мер нами было налажено производство пескосолеразбрасывателей прицепных и пескосолеразбрасывателей на базе автомобиля МАЗ для дорожно-эксплуатационных управлений РУП «Гомельавтодор». Наши дорожные службы стараются поддерживать дорогу в хорошем состоянии, поэтому считаю, что это оборудование всегда будет востребовано. К тому же оно находится в агрессивной среде, срок его эксплуатации недолгий. Также была налажена установка навесного оборудования – дорожной фрезы и отвала на базе трактора «Беларус». Кроме того, завод стал изготавливать современные и удобные остановочные павильоны.

На данный момент предприятие активно участвует в тендерах ОАО «Беларуськалий», освоен и внедрен в производство новый вид продукции для этого предприятия – цепь ковшовая для шахтного конвейера, продолжаем изготавливать цепь скребковую. Заводом налажена резка металла на установке гидроабразивной резки. Работаем со вторичным рынком запчастей для сельскохозяйственной, дорожностроительной, автотракторной и автогрейдерной техники, для нас это перспективный рынок.

– Кто основные потребители вашей продукции?

– Среди наших заказчиков – ОАО «Беларуськалий», ОАО «Минский тракторный завод», РУП «Гомельавтодор», сервисные центры Российской Федерации, куда поставляется белорусская сельскохозяйственная техника. Подчеркну: в настоящее время мы работаем не на склад, а под заказ.

Завод – участник Госпрограммы по созданию первого белорусского гусеничного специализированного трактора для мелиорации Полесья. В 2010 году мы освоили производство заднего моста к гусеничному трактору «Беларус 1502-01». Этот узел поставляется на Мозырский машиностроительный завод, где налажена конечная сборка трактора. Выполняем также заказы по изготовлению нестандартного оборудования и технологических узлов для ОАО «Мозырский НПЗ».

– Данные недавнего опроса машиностроительных предприятий, проведенного Научно-исследовательским экономическим институтом Минэкономики, сви- детельствуют о том, что многие белорусские производители пытаются конкурировать на внешнем рынке за счет ценового фактора. Из 84 предприятий машиностроения, принявших участие в опросе, половина важнейшим фактором их конкурентоспособности на внешнем рынке указала ценовой. 27,8% опрошенных заявили о том, что предлагают по невысокой цене среднюю по качеству продукцию, еще 22,6% респондентов сказали, что только за счет выгодных для покупателей форм отсрочки продвигают свою продукцию на внешних рынках. Многие специалисты сегодня считают, что времена, когда белорусские производители могли себе позволить побеждать на внешних рынках исключительно за счет ценового фактора, ушли в прошлое. Сергей Адамович, что по поводу конкуренции думаете вы? В чем превосходство продукции и коллектива авторемонтного завода?

– Конкурировать исключительно за счет цены сегодня очень сложно, мы эту нишу проиграли китайским производителям. Белорусы должны брать качеством. Наша испытанная временем продукция: разнообразные валы, полуоси, шестерни, ступицы, диски, шарнирные соединения к сельскохозяйственной, дорожностроительной, автотракторной и автогрейдерной технике – не уступает по качеству конкурентному ряду.

Станочный парк авторемзавода насчитывает более чем 300 единиц универсального металлообрабатывающего оборудования, которое поддерживается в рабочем состоянии. Но самое главное – мы сохранили специалистов, которые длительный промежуток времени работали на заводе.

Численность работников предприятия – 132 человека, это профес-сиональные работники, любящие свое дело, уверенные, что не зря связали свою жизнь с заводом. Сильная сторона коллектива – высококвалифицированные рабочие и ведущие специалисты, которые работают на результат. Сегодня наряду с работниками, связанными с механической обработкой металла (токари, сверловщики, шлифовщики, фрезеровщики, термисты), на заводе особая ставка делается на высококвалифицированных сварщиков и слесарей.

Именно в коллективе я вижу резервы развития. Наш коллектив – это команда единомышленников, это люди, на которых можно положиться и найти профессиональную поддержку.

– Сегодня много говорят об импортозамещении, это емкое и громкое слово в последнее время приобрело широкое значение. Насколько патрио-тично настроены руководители белорусских предприятий машиностроения, с которыми вы вплотную работаете, в выборе между нашим и привозным товаром?

– Полностью отказаться от импорта и все делать своими силами невозможно. Но нужно стремиться к этому, политика протекционизма – это естественная реакция многих стран на экономический кризис, это развитие национального производства и защита отечественного производителя. На белорусских заводах работают специалисты не хуже, чем за рубежом. Белорусская продукция не уступает импорту по качеству, к тому же белорусские товары дешевле. Белорусские предприятия поддерживают друг друга, это выгодно и удобно, ведь есть гарантийные обязательства, быстрый сервис.

– Есть ли у АРЗ эксклюзивная продукция, которой вы гордитесь?

– На данном этапе, повторюсь, это пескосолеразбрасыватели и цепи для шахтного конвейера. С учетом того, что на заводе небольшой технический отдел, можно сказать, выпуск этой продукции – наша производственная победа. К слову, предприятие нуждается в технологе и конструкторе с высшим образованием и опытом работы, которые могли бы привнести свежие идеи в разработку новой продукции для завода.

– На ваш взгляд, что способно авторемзаводу дать второе дыхание?

– Условием развития является постоянное движение вперед. В первую очередь заводу необходимо наращивать объемы производства, что позволит исключить существующий на сегодняшний день дефицит оборотных средств. Имея нестабильную финансовую историю, очень тяжело убеждать и просить партнеров дать отсрочку платежа. Кто-то идет на такую встречу, учитывая долгосрочные отношения, а кто-то отказывает, ссылаясь на то, что сегодня предложение на рынке машиностроения высокое.

Следует отметить, что в текущем году предприятие собственными средствами обеспечивает выплату заработной платы и платежей в бюджет без привлечения кредитных ресурсов. Все выплаты производятся регулярно и свое-временно.

При соответствующей специализации завод имеет весьма благоприятные предпосылки для дальнейшего функционирования. Целесообразно сохранить оправдавшую себя практику производства так называемой нестандартной продукции.

Основой для дальнейшей стабильной и благополучной деятельности предприятия является каждодневная ответственная работа коллектива по повышению качества выпускаемой продукции, востребованной в условиях жесткой рыночной конкуренции, и расширению ее ассортимента, безукоризненному выполнению сроков поставки продукции по заключенным договорам, а также по кардинальному снижению издержек производства и себестоимости выпускаемой продукции.

– На прошедших выходных коллектив вашего предприятия, как и все автомобилисты и дорожники, отмечал профессиональный праздник. Мы предоставляем вам возможность еще раз поблагодарить ваших специалистов за труд.

– Наша цель – работать дальше. Даже с учетом нестабильной ситуации наши заказчики верят нам, это самое главное. Всегда говорил, утверждаю и теперь, что коллективу завода по плечу любая производственная задача. Никогда не бывает больших дел без больших трудностей. Каждого благодарю за хорошую работу, понимание производственных ситуаций, терпение, неравнодушное отношение к выполняемым обязанностям. Особенно хочется выделить работников, которые внесли достойный вклад в историю завода, трудятся добросовестно, с особой отдачей. Это оператор станков с ПУ В.В.Астрейко, токарь Г.А.Бегляк, наладчик А.А.Цалко (участок по изготовлению запасных частей), слесарь-инструментальщик П.А.Шестовец, шлифовщик А.А.Гладков, сверловщик В.В.Аршуков (инструментальный участок), оператор станков с ПУ В.П.Иваненко, расточник С.Г.Царун, слесари И.Е.Черноштан, А.И.Капшевич (участок по изготовлению узлов, сборке агрегатов и ТО), а также начальник планово-экономического отдела Т.А.Храмцова, зам.главного технолога В.П.Линкевич, делопроизводитель Н.В.Морозова, мастер Л.Л.Сазонова, ведущий экономист А.М.Рябцев. Особая благодарность – ветеранам труда нашего предприятия, которые находятся на заслуженном отдыхе. Искренне желаю вам, коллеги, здоровья, неугасаемой энергии, материального и духовного благополучия в семьях, мира и добра, счастья и радости.

– Спасибо вам за интервью. Желаем удачи предприятию, ждем от вас хороших новостей.

– Спасибо.

Ольга АРДАШЕВА

Фото автора

 

Директор Мозырского авторемзавода Сергей Данченко — первое интервью в новой должности: 4 комментария

  • 03.11.2015 в 23:47
    Permalink

    А я бы с интересом прочитал бы интервью с директором Мозырьсельмаша, что печки выпускает. Долго он ещё собирается ценное сырьё в складской неликвид переводить? Судя по депутатской декларации, завод процветает, коль такую зарплату получает.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 02.11.2015 в 06:33
    Permalink

    Журналисты на сайте переписываются сами с собой У вас так плохо с посещаемостью?

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 01.11.2015 в 21:23
    Permalink

    Спасибо. Очень приятно.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 27.10.2015 в 16:49
    Permalink

    Моё восхищение Ольге Ардашевой! Разговорить директора предприятия на интервью — это дорогого стоит.
    И Сергей Данченко тоже молодец, что не побоялся встречи с прессой.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *