Михаил Клименко: «Мне повезло с режиссерами»

Призвание само нашло его: он попал в театр по велению режиссера и в кино – по благословению сына. А разбудил в нем дремлющий талант Михаил Колос. С тех пор, с 1985 г., он работает на Мозырской сцене и вот уже 30 лет служит искусству. Актер высшей категории Михаил Александрович КЛИМЕНКО – разноплановый и многоликий, многогранный и необыкновенно талантливый. Театральные работы: «Мужской род, единственное число», «Раскiданае гняздо», «Трыбунал», «Женитьба», «Павлинка», «Он, она, окно, покойник», «Особо любящий таксист», др. Роли в кино: «Месть», «Навигатор», «Привет от «Катюши», «Слепой расчет», «Уходящая натура», «Неподкупный»и другие. Больше о работе актера вы узнаете на портале Кино-Театр.ru._MG_4245

– Михаил, был ли такой момент, когда вы поняли, что из театра уже не уйдете?

– Я попал в театр совершенно случайно. Окончил самый популярный в то время факультет общетехнических дисциплин и физики Мозырского пединститута, т.е. по сути технарь, и должен был преподавать технические дисциплины и физику. Просто мне посчастливилось попасть к Михаилу Ефимовичу Колосу, который был тогда режиссером народного театра. Если бы не он, то я бы в профессии артиста точно не оказался. Это был профессионал высокого уровня, великолепный режиссер и актер, руководитель и учитель. А как было дело? В 1982 г. я участвовал в конкурсе первокурсников, написал сценарий, поставил и сыграл роль, и мы победили. Мне предложили пойти в народный театр. Какой такой театр? У меня же в роду все военные, преподаватели. Но под напором комсорга группы Ларисы я сдался и из любопытства пошел посмотреть. Шла репетиция новогодней сказки «Мелкий бес», которую я с интересом до-смотрел до конца. Тут ко мне подошел Михаил Колос и с высоты своего роста спросил: «Понравилось?» А мне действительно понравилось. После короткой паузы он сказал: «Хорошо, будешь играть. Завтра на репетицию».

– Как же он так мгновенно разглядел в вас талант?

– Много позже я спросил у него: «Михаил Ефимович, вы мне можете объяснить, каким образом люди разных профессий – врачи, учителя, токари – приходят к вам в театр и вдруг начинают играть роли, которые под силу только профессионалам? Как это у вас получается?» И он ответил: «Каждый человек талантлив, и я этот талант вижу. Он может не видеть, а я вижу, и я у него из пяток его вытащу». Он умудрялся как-то очень просто и доступно объяснить, что человеку нужно сделать на сцене… Потом я служил в армии, а когда пришел, меня опять вернули в театр. Сначала это был народный театр, потом он стал театром-студией, а затем – профессиональным драматическим театром.

– Вы создаете образ уверенного в себе мужчины. Ваши герои убедительны. Есть у вас любимые роли?

– Любимых ролей нет. Видимо, мне повезло с режиссерами. Я попал в руки к хорошим людям и профессионалам. Даже играя в сказках, в эпизодах, я получаю удовольствие. Да и не было у меня дефицита в ролях. Все зависит от того, какой профессионал тобой руководит, тогда разницы нет, что играть. Сама по себе актерская работа мне нравится. А когда тебе это нравится, то любая роль, особенно когда она получается, любимая. Я благодарен судьбе, что свела меня с такими режиссерами, работая с которыми, получаешь удовлетворение.

– Вы часто играете на сцене героев-любовников. Жена не ревнует?

– Мы с моей женой Еленой в народном театре познакомились, она тоже в юности играла в сказках. Сейчас она работает в центре занятости. Жена понимает, что это моя работа. К чему ревновать? Все, что происходит на сцене, делает мой персонаж, но не я.

– Кто ваш главный критик?

– Еще раз повторюсь, что мне повезло с режиссерами – Михаил Колос в начале пути и теперь Роман Цыркин. Когда работаешь со специалистами, которые эту профессию любят, обожают, в ней от счастья млеют и только ею живут, преданы ей до конца и разбираются в ней великолепно, то это большое счастье. Да, во время репетиций они бывают жесткими, зато в итоге получается что-то хорошее, и зритель на представлении не «стонет от тоски».

– Для артиста главное, чтобы зритель не скучал?

– Главное – чтобы зритель поверил тому, что мы ему показываем. Во время представления он должен забыть, что находится в театре, и вместе с нами переживать, сочувствовать, плакать, смеяться, становиться участником истории и получать тот же самый эмоциональный заряд, что и мы на сцене. Если актер сам не пропустит через себя это все, то зритель ему не поверит. В процессе репетиций, бывает, уже дома думаешь, что можно было бы в таком-то месте сделать интереснее, и спрашиваешь об этом у режиссера-постановщика. Потому что он видит всю картину в целом, а если ты вдруг выскочишь из актерского ансамбля, то можешь сломать все действие. Я вообще не понимаю такого, когда ставят спектакль на какого-то одного актера, а все остальные должны служить ему фоном. Получается, что кто-то один звезда, а все остальные не заслуживают внимания. Не понятно тогда, что же вообще там происходило, какова история, и в чем ее суть.

– Вы хотите сказать, что надо «любить искусство в себе, а не себя в искусстве»?

– А иначе случится звездная болезнь, которая многих опустила вниз. Стоит человеку поверить в то, что он самый-самый, как он начинает терять свой уровень. Если ты звезда, это надо подтверждать своей работой ежедневно, потому что нет предела совершенству. Каждый новый спектакль ты выходишь, как на экзамен. Зрители – разные по возрасту, профессии, уровню воспитания – должны жить с тобой во время спектакля. И повторяться нельзя, это неинтересно.

Что значит любить себя в театре? Это ждать, когда твой коллега забудет слова? У нас таких людей, к счастью, нет. Мы все живые люди и друг другу помогаем, в том числе и слова из текста подсказываем. Ведь ты должен не себя на сцене показывать, а произведение, которое создано коллективным трудом, и зритель должен получить удовольствие от просмотра.

– Вы снимаетесь в российских фильмах. Как вы попали в кино?

– Я попал в кино благодаря сыну Максиму. Как обычно, летом в отпуске я собирался подработать воспитателем в детском санатории, так как имею педагогическое образование. Мы с сыном смотрели сериал «Кодекс чести», и неожиданно он предложил мне сняться в кино. А потом в наш театр приехал ставить сказку минский режиссер Сергей Полещенков, с которым мы когда-то работали в театре. Я и спросил, есть ли у него знакомые на «Беларусьфильме». Оказалось, что он дружит с семьей Гостюхиных. А я был знаком с юношеских лет с женой Владимира Гостюхина актрисой Аллой Пролич, она родом из Петриковского района. Так через какое-то время меня позвали в Минск на киностудию сниматься в фильме «Последний бронепоезд». С тех пор и снимаюсь.

– А где тяжелее играть: в театре или в кино?

– В плане творческом и физическом в театре тяжелее. Ты вышел на сцену – и остановиться уже нельзя. В кино можно остановиться и переснять. Профессия та же, обстановка другая.

– С кем из знаменитостей работали на киносъемках?

– Андрей Панин (ныне покойный), Андрей Соколов, Борис Химичев, Владимир Епифанцев и многие другие. Интересные люди, очень богатые в культурном плане. Работая с ними, я приобрел, скорее, не актерский, а человеческий опыт. Я не заметил, чтобы российские актеры делали что-то особенное, чего не могут ребята нашего театра на сцене. Чего-то гениального я не видел. Нет, пожалуй, был поражен, когда услышал Александра Устюгова, какой у него великолепный талант рассказчика. На редкость. И Владимира Епифанцева для себя открыл как актера. Вообще, среди известных людей я встретил только несколько человек со звездной болезнью. Все остальные – талантливые трудоголики, которые пробивали себе дорогу своим трудом, очень простые в общении, никакой спесивости и заносчивости у них нет. Они понимают, как это тяжело дается, и ценят людей. Труд актера тяжелый – 12-часовой рабочий день и в дождь, и в мороз, и в любую погоду плюс эмоциональные затраты.

http://www.kino-teatr.ru/acter/album/240164/183960.jpg

Михаил Клименко

Михаил Клименко

– Михаил, в юбилей принято подводить итоги. 50 лет – это уже половина пути.

– Ерунда это все… Итоги подводить еще рано.

– Ваше главное богатство в жизни?

– Моя семья: жена и сын. А что ж еще?

– Чем сын занимается?

– Он учится в БГУИР. И работает бригадиром актеров массовых сцен в кино.

– И кто в нем одержит верх: программист или актер?

– В нем актер уже победил. Творческая профессия – это диагноз. И зарплата не играет роли. Если ты попробовал, то это навсегда. Некоторые, правда, уходят со сцены, значит, не их призвание. Съемки – это же интересно: постоянно встречи и общение с талантливыми людьми, экспедиции, поездки, новая обстановка, впечатления.

– Вас звали играть в другие театры, но Мозырский драматический театр вы не променяли. Можете объяснить, почему?

– Это мой театр, которым я живу. И я не хочу никуда отсюда уезжать. В Мозыре я родился, вырос и живу. Мне здесь нравится. Здесь мои родственники, друзья и еще полгорода знакомых. Раньше мы с родителями жили в двухэтажном деревянном десятиквартирном доме (он стоял над самолетом) без всяких удобств. Помню, как праздники всем домом дружно отмечали. Мой папа всю жизнь проработал на реке, мы с братом там тоже время проводили. Брат стал мастером спорта по гребле на байдарках и каноэ.

– Вот шли бы вы, к примеру, по другому городу, а прохожие бы оборачивались: «Да это ж актер Михаил Клименко!» А в своем отечестве, как говорится, нет пророка и комплиментов трудно дождаться.

– Мои родственники и друзья обычно рассказывают о том, как им понравился спектакль, а не моя игра. Мне не важно, каким актером они меня считают, мне гораздо важнее наши человеческие отношения.

– Насколько вы чувствуете себя счастливым человеком?

– Мне нравится моя профессия. Это уже половина счастья. Если еще и дома хорошо, а у меня, слава Богу, прекрасные жена и сын, то я полностью счастлив.

– Что хотелось бы еще, уже в следующем периоде жизни?

– Сыграть в кино большую, не эпизодическую роль. Не ради денег, а по другой причине. Снимаясь в эпизодах, не успеваешь как следует познакомиться с людьми. А работая на съемочной площадке длительный период, ты приобретаешь еще один коллектив, в котором тебе приятно и комфортно, новых друзей. Хочется приезжать туда, как к себе домой, где тебе все знакомо.

– Что вы молодым актерам нашего театра пожелаете?

– Хорошей зарплаты. Желание играть у них есть, значит, будут расти.

Михаил Александрович, поздравляем вас с жизненным и творческим юбилеем! Желаем вам крепкого здоровья, интересных ролей, творческого долголетия, счастья в семье. И пусть сбудутся ваши мечты!

Ирина АЛЕНИНА.
Фото Александра СОЛОДКОВА и из архива.

Михаил Клименко: «Мне повезло с режиссерами»: 1 комментарий

  • 06.10.2015 в 14:55
    Permalink

    Обожаю Михаила, талантище! Спасибо Ирина было очень интересно прочитать про любимого актера

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *